Типология заданий для рисуночных методов диагностики

 

 

Свободные- задания со слабо выраженной структурой

Тематические - задания, имеющие выраженную структуру или идею

Примеры: ■ «Свободный рисунок» ■ «Спонтанный рисунок» ■ «Мое настроение» ■ «Рисунок с закрытыми глазами» ■ «Моя жизнь через три года» и т.д. «Личностные» - тесты-рисунки, направленные на исследование инди­видуальных особенно­стей человека «Семейные» - тесты-рисунки, направленные на исследование осо­бенностей внутрисе­мейных отношений и самоощущения человека в семье
  Примеры: ■ «Рисунок человека» ■ «Автопортрет» ■ «Дерево» ■ «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур» ■ «Рисунок несущест­вующего животного» ■ Дом-Дерево-Человек» и т.д. Примеры: ■ «Рисунок семьи» ■ «Кинетический ри­сунок семьи» ■ «Семья в образах животных» и т.д.

 

В следующих параграфах мы подробно рассмотрим две методики, принадле­жащие к группе тематических: <^ичностную» методику «Рисунок несуществую­щего животного» и «семейную» методику «Рисунок семьи».

Однако, прежде чем говорить об особенностях проведения и принципах ин­терпретации конкретных методик, следует рассмотреть основные закономерно­сти интерпретации, свойственные всем рисуночным методикам вне зависимости от их темы и содержания.

 

2.1. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИНТЕРПРЕТАЦИИ РИСУНКОВ

 

В рисуночных тестах существует два рода показателей, которые являются объектом внимания психолога и подлежат интерпретации: первые связаны с тем, что нарисовано - содержательные признаки рисунка, вторые - с тем, как нари­совано, - структурные и формальные признаки рисунка. При этом с течением времени содержание рисунков может меняться, а способы рисования остаются прежними. К. Маховер [1,6], анализируя рисунки одних и тех же людей, собран­ные в течение определенного периода времени, заметила, что такие особенности рисунка, как размер, характер линий, расположение фигур на листе, менее под­вержены изменениям, чем содержательные характеристики, такие как детали те­ла, одежда, аксессуары и т.д. Это позволило ей сравнить рисунки пациентов, на­блюдавшихся в течение нескольких лет, с отработанными личными подписями, настолько они единообразны по характеру исполнения. Рисует человек большую или маленькую фигуру, в каком месте листа он ее размещает, проводит он длин­ные непрерывные линии или короткие, отрывистые, имеет ли эта фигура призна­ки агрессивности, подвижна ли она, каковы основные пропорции тела, соблюде­на ли симметрия, есть ли тенденция к незавершенности, стиранию нарисованно­го, делается ли штриховка - все это черты, которые повторяются в рисунках, а, следовательно, мы можем предположить, что именно они стабильно соотносятся со структурой личности.

Таким образом, существуют «универсальные» показатели, которые не зависят от темы рисунка, но которые являются диагностичными с точки зрения личност­ных проявлений в рисунке. К ним относятся структурные и формальные призна­ки рисунка: расположение рисунка на листе бумаги, пропорции отдельных частей рисунка, его величина, стиль раскрашивания, сила нажима карандаша, стирание рисунка и его отдельных частей, выделение отдельных деталей и т.д. Далее они будут описаны более подробно. Однако сразу следует обратить внимание на то, что ни один из описываемых ниже признаков, взятый в отрыве от осталь­ных, не может служить основанием для окончательных выводов. Каждый из них интерпретируется по-разному в зависимости от того, с какими проявлениями он сочетается, иногда справедливы несколько интерпретаций одновременно, иногда - только одна из них.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: