Свободные- задания со слабо выраженной структурой | Тематические - задания, имеющие выраженную структуру или идею | |
Примеры: ■ «Свободный рисунок» ■ «Спонтанный рисунок» ■ «Мое настроение» ■ «Рисунок с закрытыми глазами» ■ «Моя жизнь через три года» и т.д. | «Личностные» - тесты-рисунки, направленные на исследование индивидуальных особенностей человека | «Семейные» - тесты-рисунки, направленные на исследование особенностей внутрисемейных отношений и самоощущения человека в семье |
Примеры: ■ «Рисунок человека» ■ «Автопортрет» ■ «Дерево» ■ «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур» ■ «Рисунок несуществующего животного» ■ Дом-Дерево-Человек» и т.д. | Примеры: ■ «Рисунок семьи» ■ «Кинетический рисунок семьи» ■ «Семья в образах животных» и т.д. |
В следующих параграфах мы подробно рассмотрим две методики, принадлежащие к группе тематических: <^ичностную» методику «Рисунок несуществующего животного» и «семейную» методику «Рисунок семьи».
Однако, прежде чем говорить об особенностях проведения и принципах интерпретации конкретных методик, следует рассмотреть основные закономерности интерпретации, свойственные всем рисуночным методикам вне зависимости от их темы и содержания.
2.1. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИНТЕРПРЕТАЦИИ РИСУНКОВ
В рисуночных тестах существует два рода показателей, которые являются объектом внимания психолога и подлежат интерпретации: первые связаны с тем, что нарисовано - содержательные признаки рисунка, вторые - с тем, как нарисовано, - структурные и формальные признаки рисунка. При этом с течением времени содержание рисунков может меняться, а способы рисования остаются прежними. К. Маховер [1,6], анализируя рисунки одних и тех же людей, собранные в течение определенного периода времени, заметила, что такие особенности рисунка, как размер, характер линий, расположение фигур на листе, менее подвержены изменениям, чем содержательные характеристики, такие как детали тела, одежда, аксессуары и т.д. Это позволило ей сравнить рисунки пациентов, наблюдавшихся в течение нескольких лет, с отработанными личными подписями, настолько они единообразны по характеру исполнения. Рисует человек большую или маленькую фигуру, в каком месте листа он ее размещает, проводит он длинные непрерывные линии или короткие, отрывистые, имеет ли эта фигура признаки агрессивности, подвижна ли она, каковы основные пропорции тела, соблюдена ли симметрия, есть ли тенденция к незавершенности, стиранию нарисованного, делается ли штриховка - все это черты, которые повторяются в рисунках, а, следовательно, мы можем предположить, что именно они стабильно соотносятся со структурой личности.
Таким образом, существуют «универсальные» показатели, которые не зависят от темы рисунка, но которые являются диагностичными с точки зрения личностных проявлений в рисунке. К ним относятся структурные и формальные признаки рисунка: расположение рисунка на листе бумаги, пропорции отдельных частей рисунка, его величина, стиль раскрашивания, сила нажима карандаша, стирание рисунка и его отдельных частей, выделение отдельных деталей и т.д. Далее они будут описаны более подробно. Однако сразу следует обратить внимание на то, что ни один из описываемых ниже признаков, взятый в отрыве от остальных, не может служить основанием для окончательных выводов. Каждый из них интерпретируется по-разному в зависимости от того, с какими проявлениями он сочетается, иногда справедливы несколько интерпретаций одновременно, иногда - только одна из них.