Расположение рисунка на листе

Размещение рисунков на листе может говорить о функции планирования и о некоторых особенностях эмоционального состояния. Стандартным является рас­положение рисунка более или менее в центре листа.

Центральное положение рисунка на листе указывает на нормальную, чувст­вующую себя безопасно и вполне благополучно личность. Особенно, если при этом на листе изображено еще несколько фигур, и они хорошо сбалансированы и пропорциональны друг другу.

Смещение вверх нередко рассматривается как признак высокой самооценки (истинной или компенсаторной). Расположение в верхней части листа может также указывать на высокий уровень стремлений и активную фантазийную жизнь, на чрезвычайный оптимизм, который часто не оправдан. В детских ри­сунках расположение в верхней части листа, отражает высокий уровень дости­жений и высокий уровень энергии.

Смещение вниз - признак сниженной самооценки, чувства незащищенности, негативного отношения к себе. Особенно это относится к рисунку человека.

Расположение рисунка в правой части листа указывается на то, что человек в своем поведении в основном руководствуется принципом реальности или на то, что он искренне исповедует принцип «здесь и сейчас». Рисунок, расположенный в правой части листа, может указывать на тенденцию к интеллектуализированию и иногда на сильное сдерживание чувств.

Если рисунок расположен в левой части листа, то это указывает на возмож­ное импульсивное поведение или стремление к немедленному, эмоциональному удовлетворению потребности. Это также может указывать на фиксированность на прошлом или переживание окончания определенного жизненного этапа.

Помещение рисунка на краю листа, так что большая часть листа остается пустой, характерно для людей, испытывающих неуверенность в себе, потреб­ность в одобрении, поддержке, боязнь самостоятельных решений, стремление избегать нового опыта.

Использование нижнего угла может указывать на потребность в поддержке, связанную с чувством беззащитности и дефицитом самоуважения.

Неудачное расположение рисунка на листе, так что не остается места для ка­кой-либо значимой части изображаемого объекта, говорит об импульсивности, недостатках планирования. Иногда эти нарушения бывают вызваны состоянием острой тревоги, стресса.

Упорядоченность рисунков

Люди с хорошей психологической организацией обычно рисуют целостные картинки, в которых отдельные части пропорциональны и взаимосвязаны.

Люди, находящиеся в депрессивном состоянии или люди с низким интеллек­туальным уровнем часто изображают несвязанные фигуры или фигуры, связи между которыми минимальны.

Люди, страдающие серьезными психическими расстройствами, (например, такими как шизофрения) могут изображать на своих рисунках объекты в беспо­рядочной «базарной» манере, где фигуры расположены непривычно, нестандарт­но, необычно.

В некоторых случаях, упорядочивая рисунки, люди чертят клеточки и нуме­руют элементы. Особенно когда их просят нарисовать несколько рисунков на одном листе. Подобные способы упорядоченности материала демонстрируют люди, которые испытывают затруднения в отношении контроля и управления собственной жизнью, они склонны излишне ориентироваться на авторитеты и полагаться на внешнее руководство. Без внешней регламентации, внешних огра­ничений они чувствуют беспокойство и невозможность в реализации своего по­тенциала. Они демонстрируют некоторую ригидность, педантичность в своих отношениях с миром, а также дефицит внутреннего контроля, необходимого им для того, чтобы получать удовлетворение от взаимодействия с окружением.

Когда лишь один из элементов рисунка «закапсулирован», это выражает же­лание испытуемого как бы удалить конфликтную часть из своей жизни путем ус­тановления «стены» вокруг проблемы таким образом, чтобы предотвратить дальнейшее столкновение с ней.

Симметрия в рисунке

Излишняя симметрия в рисунках создает ощущение застоя, ригидности и очень часто указывает на подавление спонтанных импульсов и эмоций, на из­лишнее интеллектуализирование. Люди, которые рисуют подобные картинки, часто характеризуются как эмоционально холодные, дистанцированные, испы­тывающие большое внутреннее напряжение и стремящиеся выглядеть образцо­выми.

Выраженная асимметрия указывает на то, что человек испытывает чувство незащищенности, чувство дисбаланса, обладает слабым контролем, и его пове­дение может характеризоваться гиперактивностью и чрезмерной спонтанностью.

Стирание нарисованного

Многочисленные стирания и исправления линий - характернейший признак повьппенной тревожности, неуверенности в себе и беспокойства. Он часто на­блюдается при высоком уровне притязаний и не соответствующей ему (снижен­ной) самооценке, при сильном стремлении к совершенству. Если исправления касаются лишь отдельных рисунков или деталей, то это говорит об особой зна­чимости (и, чаще всего, о болезненности) соответствующей жизненной сферы. Затертые места в рисунке указывают на то, что привлекает внимание испытуемо­го, за этим может скрываться область, которая является значимой или конфликт­ной.

Стирание в рисунках не такое уж редкое явление и может встречаться в ри­сунках хорошо адаптированных людей, но и им может быть свойственно некото­рое беспокойство.

В тех случаях, когда люди стирают некоторые линии с целью улучшить рису­нок, это может указывать на гибкость человека, его стремление к порядку, а так­же на его потребность в достижении.

Как правило, в рисунках детей, у больных шизофренией и больных с органи­ческими поражениями стирания встречаются довольно редко.

Цвет в рисунке

Если в вашем распоряжении имеются рисунки, сделанные в цвете, то полезно оценить особенности его использования. Для этого в наибольшей степени под­ходят рисунки, сделанные цветными карандашами, но пригодны также рисунки, сделанные фломастерами, пастелью или красками. Характер цветовой гаммы может многое сказать об эмоциональном состоянии ребенка.

Благополучное эмоциональное состояние отражается в использовании ярких (но не чрезмерно резких) разнообразных цветов, преимущественно из теплой части спектра (от красного до желто-зеленого).

Преобладание холодных тонов - признак некоторого снижения настроения. При более выраженном снижении настроения к холодным тонам (синему, голу­бому) часто присоединяется черный или коричневый.

Использование темных тонов — значительно более серьезный признак сни­жения настроения. Он может говорить о депрессивном или субдепрессивном со­стоянии. Постоянное использование только темных тонов часто встречается при клинических формах депрессии. В этом отношении особенно показательно соче­тание черного цвета с коричневым и синим (или фиолетовым).

Обедненная цветовая гамма, пониженная плотность и яркость цвета, ис­пользование простого карандаша, несмотря на наличие цветных - признак сни­жения общего уровня активности. Он часто свидетельствует об астении, ослаб­ленное™, истощении после пережитого стресса.

Сближенные мягкие тона, тонкие градации оттенков говорят о высокой сензитивности (чувствительности) и характерны для повышенного уровня тре­вожности. Они часто встречаются у детей с недостаточной уверенностью в себе. Такие тона более типичны для девочек; у мальчиков они могут служить призна­ком женственного характера.

Повышенная напряженность цвета, его чрезмерная яркость, резкая контра­стность используемых цветовых сочетаний, преобладание ярко-красного или темно-красного цвета характерны для состояния высокой эмоциональной на­пряженности. Как правило, она сигнализирует о ситуативно обусловленном по­вышении уровня тревоги. Иногда чрезмерная яркость и контрастность рисунков встречается при повышенной конфликтности, агрессивности.

Детали рисунка

Степень тщательности, аккуратности и детализированности рисунков говорит об отношении к заданию, уровне мотивации и самоконтроля. Отклонения как в ту, так и в другую сторону (как пониженная, так и повышенная тщательность) могут свидетельствовать и о некоторых других личностных и эмоциональных особенностях.

Большое количество разнообразных деталей - узор на платье, бант, украше­ния в рисунке человека, занавески и цветы на окнах в рисунке дома, цветы или грибы, изображенные вокруг дерева и т.п. - встречается при достаточно выра­женной демонстративности (потребности во внимании к себе, стремлении поде­литься своими переживаниями). Богатство разнообразных деталей характерно также для людей с творческим (художественным) подходом к миру. Оно часто говорит о мечтательности, склонности к фантазированию.

Большое количество однотипных деталей, повышенная тщательность вы­полнения рисунков, (например, одинаковые листья на дереве, кирпичи при изо­бражении трубы) свидетельствует о склонности к монотонным однообразным занятиям, о трудностях переключения с одной деятельности на другую. Подоб­ная «вязкость», склонность к застреванию часто встречается при высокой ригид­ности, а также при некоторых видах органических поражений мозга.

Особая тщательность, аккуратность и детализированность часто встречаются при стремлении к совершенству, связанном с высоким уровнем притязаний. Иногда в повышенной тщательности отражается недостаточная уверенность в себе, привычка к отрицательной оценке своих рисунков окружающими (родите­лями, педагогами).

Большое количество однообразных деталей встречается при высокой тревож­ности. Однако в этом случае они обычно вырисовываются менее тщательно; де­тали, ранее рисовавшиеся аккуратно, постепенно становятся все более небреж­ными.

Низкая детализированность рисунков, их схематичность типична для состоя­ния сниженной активности. Недостаток деталей в рисунках может указывать как на психосоматические проблемы, так и на депрессивное состояние, тенденции к уходу от действительности. Иногда бедность деталей свидетельствует о чрез­мерно интеллектуалистическом подходе к миру, малой эмоциональности. Низкая детализированность может говорить и о негативном отношении к занятию рисо­ванием или к обследованию в целом.

Резкие колебания уровня тщательности и детализированности могут гово­рить о высокой эмоциональной значимости определенных тем и жизненных сфер, о сосредоточенности личности на этих сферах. Они также часто являются следствием неустойчивости внимания, импульсивности. Нередко встречаются у детей с повышенной эмоциональной лабильностью, частой сменой настроений.

Положительное отношение к какому-либо персонажу или какой-либо жиз­ненной сфере проявляется в увеличении числа деталей, их большем разнообра­зии, отрицательное - в бедности деталей, схематичности и нарочитой небрежно­сти изображения. Появление большого числа однообразных деталей обычно го­ворит о напряженном отношении к соответствующей жизненной сфере.

Небрежность в выполнении рисунков часто встречается при низкой мотива­ции. Она может служить показателем негативного отношения к психологическо­му обследованию или лично к человеку, осуществляющему диагностику. Иногда в этом отражается общий негативизм (например, подростковый. Небрежность характерна также для гиперактивности, двигательной расторможенности. Она встречается при импульсивности, сниженном уровне самоконтроля и при нару­шениях внимания. Впечатление небрежности может создаваться также наруше­ниями мелкой моторики.

Акцентирование деталей в рисунках

Определенными знаками, которые указывают на повышенное внимание к оп­ределенному образу или его части, могут быть: подчеркивание, стирание, более сильный или слабый нажим, использование цвета или небрежная, или необычная подача.

Такого рода акцентирование внутри одного рисунка отражает наличие психо­логического конфликта или беспокойства, возможно, соматические проблемы или болезни, локализованные в определенной части тела.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: