Размещение рисунков на листе может говорить о функции планирования и о некоторых особенностях эмоционального состояния. Стандартным является расположение рисунка более или менее в центре листа.
Центральное положение рисунка на листе указывает на нормальную, чувствующую себя безопасно и вполне благополучно личность. Особенно, если при этом на листе изображено еще несколько фигур, и они хорошо сбалансированы и пропорциональны друг другу.
Смещение вверх нередко рассматривается как признак высокой самооценки (истинной или компенсаторной). Расположение в верхней части листа может также указывать на высокий уровень стремлений и активную фантазийную жизнь, на чрезвычайный оптимизм, который часто не оправдан. В детских рисунках расположение в верхней части листа, отражает высокий уровень достижений и высокий уровень энергии.
Смещение вниз - признак сниженной самооценки, чувства незащищенности, негативного отношения к себе. Особенно это относится к рисунку человека.
|
|
Расположение рисунка в правой части листа указывается на то, что человек в своем поведении в основном руководствуется принципом реальности или на то, что он искренне исповедует принцип «здесь и сейчас». Рисунок, расположенный в правой части листа, может указывать на тенденцию к интеллектуализированию и иногда на сильное сдерживание чувств.
Если рисунок расположен в левой части листа, то это указывает на возможное импульсивное поведение или стремление к немедленному, эмоциональному удовлетворению потребности. Это также может указывать на фиксированность на прошлом или переживание окончания определенного жизненного этапа.
Помещение рисунка на краю листа, так что большая часть листа остается пустой, характерно для людей, испытывающих неуверенность в себе, потребность в одобрении, поддержке, боязнь самостоятельных решений, стремление избегать нового опыта.
Использование нижнего угла может указывать на потребность в поддержке, связанную с чувством беззащитности и дефицитом самоуважения.
Неудачное расположение рисунка на листе, так что не остается места для какой-либо значимой части изображаемого объекта, говорит об импульсивности, недостатках планирования. Иногда эти нарушения бывают вызваны состоянием острой тревоги, стресса.
Упорядоченность рисунков
Люди с хорошей психологической организацией обычно рисуют целостные картинки, в которых отдельные части пропорциональны и взаимосвязаны.
Люди, находящиеся в депрессивном состоянии или люди с низким интеллектуальным уровнем часто изображают несвязанные фигуры или фигуры, связи между которыми минимальны.
|
|
Люди, страдающие серьезными психическими расстройствами, (например, такими как шизофрения) могут изображать на своих рисунках объекты в беспорядочной «базарной» манере, где фигуры расположены непривычно, нестандартно, необычно.
В некоторых случаях, упорядочивая рисунки, люди чертят клеточки и нумеруют элементы. Особенно когда их просят нарисовать несколько рисунков на одном листе. Подобные способы упорядоченности материала демонстрируют люди, которые испытывают затруднения в отношении контроля и управления собственной жизнью, они склонны излишне ориентироваться на авторитеты и полагаться на внешнее руководство. Без внешней регламентации, внешних ограничений они чувствуют беспокойство и невозможность в реализации своего потенциала. Они демонстрируют некоторую ригидность, педантичность в своих отношениях с миром, а также дефицит внутреннего контроля, необходимого им для того, чтобы получать удовлетворение от взаимодействия с окружением.
Когда лишь один из элементов рисунка «закапсулирован», это выражает желание испытуемого как бы удалить конфликтную часть из своей жизни путем установления «стены» вокруг проблемы таким образом, чтобы предотвратить дальнейшее столкновение с ней.
Симметрия в рисунке
Излишняя симметрия в рисунках создает ощущение застоя, ригидности и очень часто указывает на подавление спонтанных импульсов и эмоций, на излишнее интеллектуализирование. Люди, которые рисуют подобные картинки, часто характеризуются как эмоционально холодные, дистанцированные, испытывающие большое внутреннее напряжение и стремящиеся выглядеть образцовыми.
Выраженная асимметрия указывает на то, что человек испытывает чувство незащищенности, чувство дисбаланса, обладает слабым контролем, и его поведение может характеризоваться гиперактивностью и чрезмерной спонтанностью.
Стирание нарисованного
Многочисленные стирания и исправления линий - характернейший признак повьппенной тревожности, неуверенности в себе и беспокойства. Он часто наблюдается при высоком уровне притязаний и не соответствующей ему (сниженной) самооценке, при сильном стремлении к совершенству. Если исправления касаются лишь отдельных рисунков или деталей, то это говорит об особой значимости (и, чаще всего, о болезненности) соответствующей жизненной сферы. Затертые места в рисунке указывают на то, что привлекает внимание испытуемого, за этим может скрываться область, которая является значимой или конфликтной.
Стирание в рисунках не такое уж редкое явление и может встречаться в рисунках хорошо адаптированных людей, но и им может быть свойственно некоторое беспокойство.
В тех случаях, когда люди стирают некоторые линии с целью улучшить рисунок, это может указывать на гибкость человека, его стремление к порядку, а также на его потребность в достижении.
Как правило, в рисунках детей, у больных шизофренией и больных с органическими поражениями стирания встречаются довольно редко.
Цвет в рисунке
Если в вашем распоряжении имеются рисунки, сделанные в цвете, то полезно оценить особенности его использования. Для этого в наибольшей степени подходят рисунки, сделанные цветными карандашами, но пригодны также рисунки, сделанные фломастерами, пастелью или красками. Характер цветовой гаммы может многое сказать об эмоциональном состоянии ребенка.
Благополучное эмоциональное состояние отражается в использовании ярких (но не чрезмерно резких) разнообразных цветов, преимущественно из теплой части спектра (от красного до желто-зеленого).
Преобладание холодных тонов - признак некоторого снижения настроения. При более выраженном снижении настроения к холодным тонам (синему, голубому) часто присоединяется черный или коричневый.
|
|
Использование темных тонов — значительно более серьезный признак снижения настроения. Он может говорить о депрессивном или субдепрессивном состоянии. Постоянное использование только темных тонов часто встречается при клинических формах депрессии. В этом отношении особенно показательно сочетание черного цвета с коричневым и синим (или фиолетовым).
Обедненная цветовая гамма, пониженная плотность и яркость цвета, использование простого карандаша, несмотря на наличие цветных - признак снижения общего уровня активности. Он часто свидетельствует об астении, ослабленное™, истощении после пережитого стресса.
Сближенные мягкие тона, тонкие градации оттенков говорят о высокой сензитивности (чувствительности) и характерны для повышенного уровня тревожности. Они часто встречаются у детей с недостаточной уверенностью в себе. Такие тона более типичны для девочек; у мальчиков они могут служить признаком женственного характера.
Повышенная напряженность цвета, его чрезмерная яркость, резкая контрастность используемых цветовых сочетаний, преобладание ярко-красного или темно-красного цвета характерны для состояния высокой эмоциональной напряженности. Как правило, она сигнализирует о ситуативно обусловленном повышении уровня тревоги. Иногда чрезмерная яркость и контрастность рисунков встречается при повышенной конфликтности, агрессивности.
Детали рисунка
Степень тщательности, аккуратности и детализированности рисунков говорит об отношении к заданию, уровне мотивации и самоконтроля. Отклонения как в ту, так и в другую сторону (как пониженная, так и повышенная тщательность) могут свидетельствовать и о некоторых других личностных и эмоциональных особенностях.
Большое количество разнообразных деталей - узор на платье, бант, украшения в рисунке человека, занавески и цветы на окнах в рисунке дома, цветы или грибы, изображенные вокруг дерева и т.п. - встречается при достаточно выраженной демонстративности (потребности во внимании к себе, стремлении поделиться своими переживаниями). Богатство разнообразных деталей характерно также для людей с творческим (художественным) подходом к миру. Оно часто говорит о мечтательности, склонности к фантазированию.
|
|
Большое количество однотипных деталей, повышенная тщательность выполнения рисунков, (например, одинаковые листья на дереве, кирпичи при изображении трубы) свидетельствует о склонности к монотонным однообразным занятиям, о трудностях переключения с одной деятельности на другую. Подобная «вязкость», склонность к застреванию часто встречается при высокой ригидности, а также при некоторых видах органических поражений мозга.
Особая тщательность, аккуратность и детализированность часто встречаются при стремлении к совершенству, связанном с высоким уровнем притязаний. Иногда в повышенной тщательности отражается недостаточная уверенность в себе, привычка к отрицательной оценке своих рисунков окружающими (родителями, педагогами).
Большое количество однообразных деталей встречается при высокой тревожности. Однако в этом случае они обычно вырисовываются менее тщательно; детали, ранее рисовавшиеся аккуратно, постепенно становятся все более небрежными.
Низкая детализированность рисунков, их схематичность типична для состояния сниженной активности. Недостаток деталей в рисунках может указывать как на психосоматические проблемы, так и на депрессивное состояние, тенденции к уходу от действительности. Иногда бедность деталей свидетельствует о чрезмерно интеллектуалистическом подходе к миру, малой эмоциональности. Низкая детализированность может говорить и о негативном отношении к занятию рисованием или к обследованию в целом.
Резкие колебания уровня тщательности и детализированности могут говорить о высокой эмоциональной значимости определенных тем и жизненных сфер, о сосредоточенности личности на этих сферах. Они также часто являются следствием неустойчивости внимания, импульсивности. Нередко встречаются у детей с повышенной эмоциональной лабильностью, частой сменой настроений.
Положительное отношение к какому-либо персонажу или какой-либо жизненной сфере проявляется в увеличении числа деталей, их большем разнообразии, отрицательное - в бедности деталей, схематичности и нарочитой небрежности изображения. Появление большого числа однообразных деталей обычно говорит о напряженном отношении к соответствующей жизненной сфере.
Небрежность в выполнении рисунков часто встречается при низкой мотивации. Она может служить показателем негативного отношения к психологическому обследованию или лично к человеку, осуществляющему диагностику. Иногда в этом отражается общий негативизм (например, подростковый. Небрежность характерна также для гиперактивности, двигательной расторможенности. Она встречается при импульсивности, сниженном уровне самоконтроля и при нарушениях внимания. Впечатление небрежности может создаваться также нарушениями мелкой моторики.
Акцентирование деталей в рисунках
Определенными знаками, которые указывают на повышенное внимание к определенному образу или его части, могут быть: подчеркивание, стирание, более сильный или слабый нажим, использование цвета или небрежная, или необычная подача.
Такого рода акцентирование внутри одного рисунка отражает наличие психологического конфликта или беспокойства, возможно, соматические проблемы или болезни, локализованные в определенной части тела.