Поведение испытуемого, его манера взаимодействовать с экспериментатором дает очень ценную информацию. После того, как дана инструкция, люди часто могут испытывать неуверенность по поводу того, как выполнять задание и пытаются справиться со своим беспокойством различными способами.
Иногда следуют вопросы: «А что еще должно быть на рисунке?» или «Нужно нарисовать дом, дерево и человека какого-то определенного типа?».
Иногда люди говорят, что они вообще не умеют рисовать. Такой тип реакции встречается у тех, кто сомневается в своих художественных способностях.
В некоторых случаях следует подбодрить человека, однако при этом не следует выходить за рамки инструкции к заданию.
Очень важно фиксировать все поведенческие реакции испытуемого. Люди, которые испытывают потребность в одобрении или трудности в выполнении неструктурированных задании, часто задают много вопросов. Люди, которые чувствуют незащищенность и не уверены в своей компетентности, как правило, склонны извиняться за то, что их рисунок получился недостаточно хорошим.
|
|
Излишняя торопливость, когда рисунок выполняется менее чем за одну минуту, может быть связана с сопротивлением, со стремлением к защитным реакциям, слабым контролем внутренних импульсов. В случаях, когда рисунок выполняется очень долго, за этим скрывается ригидность, навязчивость, стремление к излишней детализации или выраженная сильная потребность в поддержке.
Очень важно наблюдать и фиксировать последовательность изображения объектов на рисунке, например, в тесте «Рисунок семьи». В зависимости от действия защитных психологических механизмов ключевые фигуры, которые вызывают у испытуемого наибольшее беспокойство, могут изображаться либо первыми, либо последними. При изображении часто наибольшее внимание уделяется проблемной фигуре. Кроме того, имеют место и дополнительные знаки беспокойства, которые связаны с этой фигурой и проявляются в различных частях рисунка.
Таким образом, перечисленные общие особенности рисунков, не относящиеся к содержанию изображений - нажим на карандаш, стиль линий, размер рисунков и т.п., - могут помочь психологу в понимании многих особенностей личности, по ним можно судить об уровне тревожности, общей активности или пассивности и т.п.
Однако следует еще раз обратить внимание на то, что сконструированный список признаков не может быть использован механически для постановки «диагноза». При интрепретации графических признаков следует прежде всего раскрывать внутренние взаимосвязи особенностей рисунка, выявлять комплексы признаков. Выделение отдельных деталей анализа рисунка не может заменить собой целостное познание личности человека, а, следовательно, не является адекватным способом использования проективных рисуночных методов диагностики.
|
|
Целостный подход к интерпретации рисунков предполагает также учет знаний о возрастнных особенностях рисунков. Прежде чем говорить о возможности использования рисунка в диагностических целях, необходимо понять, как формируется рисунок в онтогенезе, какие особенности графических изображений характерны для рисунков детей разного возраста. Анализ рисунка без учета возрастных особенностей не позволяет качественно проинтерпретировать его как с точки зрения сформированности изображения (собственно графики), так и тем более с точки зрения его проективной трактовки.
2.2. ДЕТСКИЙ РИСУНОК: ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ И ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
Все дети в известном смысле являются художниками. Изобразительная деятельность для них естественна и приятна. Она формируется по мере становления психики ребенка и может в определенной степени служить показателем психического развития. Каждый ребенок на определенном отрезке своей жизни (обычно начиная с 2-3 лет) с увлечением рисует. К началу подросткового возраста это увлечение, однако, в большинстве случаев проходит; верность рисованию сохраняют только художественно одаренные дети.
Этапы нормативного развития рисунка
Итак, в онтогенезе детского рисунка выделяют следующие этапы [22,23,25]. Доизобразительный период:
I - стадия «марания»;
II - стадия ритмических каракулей;
III - ассоциативная стадия. Изобразительный период:
IV - стадия примитивных изображений;
V - стадия схематических изображений;
VI - стадия правдоподобных изображений.
Рассмотрим более подробно основные стадии, которые проходит ребенок в становлении изобразительной деятельности.