Прозрачность в рисунке

Когда человеческое тело изображается прозрачным с просвечивающими внутренними органами, за этим обычно скрываются соматические и психические расстройства.

Если прозрачной рисуется одежда человека, возможно, имеют место вуайери-стические или эксгибиционистские тенденции у взрослых людей, а также про­блемы сексуальной идентичности, что можно конкретизировать по деталям ри­сунка.

В отличие от рисунков взрослых людей, в детских рисунках объекты часто изображаются прозрачными.

Искажения и пропуск деталей в рисунках

Когда в рисунке много искажений, или он представляет собой хаос, нагромо­ждение деталей, то это отражает нарушение представления человека о реально­сти, что может быть связано с психотическими расстройствами.

Отсутствие существенных деталей изображений может встречаться как в хао­тичных, так и в хорошо интегрированных рисунках.

В последнем случае отсутствующие существенные детали могут указывать на область конфликта и быть следствием вытеснения как защитного механизма психики.

Экспозиция рисунка

Рисунок, представленный как бы в проекции «взгляд снизу», отражает чувства отвержения, несчастливости, приниженности. Тенденции к уходу от реальности, желание оградить свои контакты с людьми, устанавливать лишь один интерпер­сональный контакт (контакт с одним человеком) характерны для такого типа лю­дей.

Рисунки, представленные как «взгляд сверху», отражают чувства превосход­ства, возможно, возникающие как компенсация скрытых чувств неадекватности или внутренних конфликтов.

Очень удаленные, дистанцированные рисунки отражают чувства недоступно­сти и стремление к «уходу» из ситуации. Это может иметь место, когда какая-то определенная ситуация не может быть эффективно разрешена или когда человек отрицает определенную область своей жизни.

Рисунки, представленные в близкой проекции, отражают чувство теплоты в контактах и психологической доступности. Тени, штриховка в рисунках

Заштриховки, тени в рисунках, сделанных простым карандашом, обозначают беспокойство, тревожность. Часто именно заштрихованная область рисунка указывает на определенный аспект в жизни человека, который имеет особую значимость для человека, несет с собой конфликт и тревогу.

Когда заштрихован весь рисунок, беспокойство может быть «свободно пла­вающим», то есть не связанным с какой-либо конкретной областью.

Важным показателем является тщательность и аккуратность штриховки.

Небрежная размашистая штриховка, иногда выходящая за контур рисунка, типична для ситуативного повышения уровня тревоги. Особенно показательна штриховка с нарастающей амплитудой движений (от мелких штрихов ребенок постепенно переходит к длинным, размашистым).

Особо небрежная штриховка иногда служит признаком импульсивности, ги­перактивности.

Тщательная, подчеркнуто аккуратная штриховка говорит о склонности к за­стреванию на определенных однотипных действиях, которое может быть следст­вием повышенной тревожности. Подобная штриховка особенно типична при со­четании тревожности с ригидным типом личности.

Штриховка с сильным нажимом, иногда скрывающая отдельные ранее нари­сованные детали (например, детали одежды в рисунке человека), характерна для состояния острой тревоги, высокой эмоциональной напряженности. В остальном она интерпретируется так же, как и вообще особо сильный нажим на карандаш.

Некоторые авторы указывают на то, что полное отсутствие штриховки и за­тенения в рисунке может также указывать на личностные нарушения. В опреде­ленной степени затенения встречаются в рисунках хорошо адаптированных лю­дей.

Линия основания в рисунках

Прорисовки линии основания в рисунках типичны для людей, которые испы­тывают чувства нестабильности и пытаются достичь чувства безопасности по­средством создания твердого фундамента. Толщина и интенсивность прорисовки линии основания соответствует степени испытываемых чувств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: