Вопрос 16. Бюджетный процесс РФ

Бюджетный процесс как главная форма бюджетного планиро­вания представляет собой регламентированную законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, ут­верждению и исполнению центрального и региональных/местных бюджетов. Его содержание определяется государственным и бюд­жетным устройством страны, бюджетными правами соответст­вующих органов власти и юридических лиц.

Бюджетный процесс охватывает четыре стадии бюджетной деятельности:

· составление проекта бюджета;

· рассмотрение и утверждение бюджета;

· исполнение бюджета;

· составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение.

Все стадии бюджетного процесса взаимообусловлены и вза­имосвязаны и являются прямым отражением не только эконо­мической жизни общества, но и политической культуры. Про­должительность всех стадий различна по странам, но для боль­шинства из них процесс длится более трех лет.

Принципы организации бюджетного процесса:

единство — единая правовая база, единая бюджетная клас­сификация, единство форм бюджетной документации, необхо­димое для статистической и бюджетной информации при со­ставлении консолидированного бюджета РФ и территорий, единство денежной системы;

самостоятельность бюджетного процесса каждого органа законодательной и исполнительной власти — обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом опреде­лять направления их использования;

балансовый метод — установление правильного соотноше­ния между доходами и расходами всех бюджетов, а также меж­ду натуральными и финансовыми показателями. Это должно создать устойчивость бюджета и необходимые пропорции в распределении средств между сферами хозяйства, экономичес­кими регионами. Важное его условие— соответствие расходов бюджета его доходам, создание финансовых резервов. Этот принцип — главная цель всей финансовой политики.

Вопрос 17. Внебюджетные специальные фонды

Важным звеном финансовой системы являются внебюджет­ные фонды государства — совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении центральных или региональных местных органов самоуправления и имеющих целевое назначе­ние. Порядок их образования и использования регламентирует­ся финансовым правом.

Внебюджетные фонды — один из методов перераспределе­ния национального дохода органами власти в пользу опреде­ленных социальных групп населения. Государство мобилизует r фонды часть доходов населения для финансирования своих ме­роприятий. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населения.

 

Внебюджетные фонды Российской Федерации

 

В Российской Федерации с 1992 г. начало действовать более двух десятков внебюджетных социальных и экономических фондов, в том числе

социальные: Пенсионный фонд РФ (ПФР), Фонд социального страхования (ФСС), Государственный фонд заня­тости населения РФ (ГФЗН), фонды обязательного медицинс­кого страхования (ФОМС), Фонд обязательной социальной поддержки населения и др.;

экономические: Федеральный и территориальные дорожные фонды, Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы РФ, фонды финансового регулирования и др.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) Он преследует цель обеспе­чить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения средств во времени (нынешние работники содержат вчерашних, завтрашние — возьмут обеспечение ны­нешних) и в пространстве — где бы человек ни жил (даже за границей), он своим трудом и прошлыми социальными отчис­лениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем.

Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ).

Основные задачи Фонда:

· обеспечение гарантированных государством пособий;

· участие в разработке и реализации государственных про­грамм охраны здоровья работников;

· подготовка мер по совершенствованию социального страхо­вания.

 

Государственный фонд занятости населения РФ (ГФЗН)

Он создан для финансирования мероприятий, связанных с реализацией государственной политики занятости населения. Необходимость в этом фонде возникла с появлением в стране особой категории граждан — безработных.

Фонды обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС) Он определяет правовые, экономические и органи­зационные основы медицинского страхования и направлен на усиление заинтересованности и ответственности как самого заст­рахованного, так и государства, предприятия, учреждения, органи­зации в охране здоровья работников.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: