Аналитические обзоры состояния экономики Беларуси, их функции, целевые потребители, краткая сравнительная характеристика

Аналитические обзоры состояния экономики Беларуси, составляемые разными организациями: органами госуправления (Нацбанк, Белстат, Минфин), исследовательскими центрами (CASE Belarus, Исследовательский центр ИПМ, НИЭИ Минэкономики, Институт экономики НАНБ, Центр развития ВШЭ), банками и небанковскими финансовыми организациями (Приорбанк, BusinessForecast.by), агентствами новостей, международными организациями (МВФ, Всемирный банк, ЕБР).

НБРБ представляет аналитические обозрения основных тенденций в экономике и денежно-кредитной сфере РБ поквартально. В них отражаются такие разделы как основные макроэкономические показатели, инвестиции в основной капитал, внешняя торговля, денежные доходы, расходы и сбережения населения, государственные финансы, финансовое состояние организаций, инфляция, тенденции в денежно-кредитной сфере.

Исследовательский центр CASE Belarus представил выпуск аналитического обзора состояния экономики Беларуси за 2016 год. Обзор может быть полезным для профессиональных участников финансового рынка, для представителей государственных органов управления, бизнеса, международных организаций, академической среды. В обзоре представлены более 100 графиков с основными макроэкономическими показателями, которые характеризуют состояние четырех основных секторов экономики: реальный, фискальный, монетарный и внешний, а также отдельные финансовые потоки между ними.

Экономическое обозрение Приорбанка. Приорбанк проводит еженедельные экономические обзоры, при этом они даются не на все 12 месяцев в году.



Макроэкономические показатели, о динамике которых информируют информагентства (БелАПАН, БелТА, и др.).

Реальный сектор:

1. ВВП

2. Валовой региональный продукт (ВРП)

3. Уровень инфляции (ИПЦ)

4. Уровень официальной безработицы

5. Денежные доходы в расчете на душу населения

6. Реальная зарплата

7. Тарифная ставка первого разряда

8. Средняя зарплата в бюджетных организациях

9. Располагаемые ресурсы в расчете на члена домашнего хозяйства

10. Бюджет прожиточного минимума

11. Объем инвестиций в основной капитал

12. Рентабельность продаж

13. Розничный товарооборот

14. Численность населения Беларуси

Фискальный сектор:

15. Доходы консолидированного бюджета

16. Дефицит/профицит республиканского бюджета

17. Государственный долг Беларуси

18. Объем эмиссий гособлигаций Минфина

Монетарный сектор:

19. Ставка рефинансирования

20. Золотовалютные резервы

21. Купля-продажа населением наличной и безналичной иностранной валюты на внутреннем валютном рынке

22. Объем сделок на Белорусской универсальной товарной бирже

Внешний сектор:

23. Экспорт товаров и услуг

24. Покупательная способность белорусского экспорта (индексы физические объемов, ценовые индексы экспорта)

25. Сальдо внешней торговли товарами и услугами

26. Экспорт капитала (инвестиции белорусских предприятий за границу)

27. Иностранные инвестиции в экономику Беларуси

28. Внешний госдолг Беларуси и его обслуживание


 


Концепция установления целевых макроэкономических показателей. Концепция Яна Тинбергена. Целевые макроэкономические показатели в Республике Беларусь.

Согласно базовой теории экономической политики Я. Тинбергена, существуют стабильные количественные взаимосвязи целевых показателей и инструментов макроэкономической политики. Основными такими инструментами являются, как правило, фискальная и монетарная политика. Однако конкретный набор инструментов, имеющихся в распоряжении политиков, зависит от характеристик институциональной среды.

Важнейшие, по его мнению, шаги по выработке оптимальной экономической политики:

1. определить конечные цели экономической политики;

2. определить показатели, которых необходимо достичь;

3. прояснить, какими инструментами макроэкономической политики они владеют и оценить их;

4. выбрать модель экономики, которая связывает целевые показатели и инструменты их достижения.

По мнению Я. Тинбергена, макроэкономическая политика должна быть направлена на максимизацию общественного благосостояния. Для этого необходимо сформулировать задания в форме целевых показателей. При этом важно выбрать показатели, которые являются относительно не противоречивыми.

Я. Тинберген в 1955 г. выдвигал восемь целей (целевых показателей): 1. объем государственных расходов; 2. темп изменения реальной заработной платы; 3. уровень занятости; 4. индикатор распределения доходов; 5. размеры инвестиций; 6. совокупный спрос; 7. уровень производства; 8. сальдо платежного баланса

Суть концепции Яна Тинбергена: Число поставленных целей (целевых показателей) должно быть равным числу доступных для реализации инструментов макроэкономической политики. При этом влияние инструментов на каждую цель должно быть линейно независимым друг от друга. Это концептуальное положение реализуется с использованием эконометрических моделей (множественной регрессии).

Целевые макроэкономические показатели в Республике Беларусь.

  2017 к 2016, % 208 к 2017, %
ВВП 101,7 103,1– 103,8
ИПЦ 109 107
Производительность труда по ВВП 101,8 102,9-103,3
Продукция промышленности 101,9 102,4-103,8
Рентабельность продаж в организациях промышленности 7 8,7
Продукция с/х 102,2 102,2-102,6
Инвестиции в основной капитал 101,7 106-106,5
Объем строительно- монтажных работ 100,6 104,3-104,5
Грузооборот 101,6 102-102,6
Пассажирооборот 100,6 101,7-102,2
Экспорт товаров и услуг 103,8 107,2-108,4
Сальдо внешней торговли товарами и услугами к ВВП 0,1 0,2





double arrow
Сейчас читают про: