Реформа – преобразование, вводимое законодательным путем. В частности процесс преобразования государства, начинаемый властью по необходимости. Конечная цель любой реформы — укрепление и обновление государственных основ. В ходе реформы производится изменение какой-либо части системы без затрагивания существующих основ.
Беларусь практически не приступала еще к формированию рыночной экономики. Поэтому нашей стране предстоит пройти еще тот путь рыночных реформ, который прошли бывшие социалистические страны.
По опыту других стран реформирование экономики в техническом аспекте обычно делится на три этапа:
- либерализации,
- стабилизации;
- модернизации.
У каждого из этих этапов свои цели и сроки. Необходимость разделения реформ на этапы вытекает из того, что для реформ в отдельных сферах предварительно должны быть созданы определенные условия.
Этап I. Либерализация (1-1,5 года).
Главная цель первого этапа. Проведение макроэкономической корректировки. Устранение внешних и внутренних дисбалансов и диспропорций. Выведение экономики на естественный равновесный уровень развития, который может оказаться несколько ниже нынешнего, но зато будет устойчивым, не требующим привлечения внешних кредитов и займов.
Этап II. Макроэкономическая стабилизация (2-й и 3-й годы).
Цель второго этапа. Поддерживать устойчивое и сбалансированное развитие экономики на том новом естественном равновесном уровне, который был достигнут на этапе либерализации экономики. Переход к свободному плавающему валютному курсу. Это приведет к устранению отрицательного сальдо платежного баланса. При этом отпадет необходимость расходования золотовалютных резервов и внешних займов для поддержания их запаса.
Этап III. Модернизация (3-й год и последующие годы).
Белорусы работают не меньше, чем работники в развитых странах (например, во Франции принят 7-ми часовой рабочий день). Однако создаваемая добавленная стоимость (ВВП) на одного работника в Беларуси в 5-6 раз ниже, чем в развитых странах. Повышение уровня жизни населения, решение социальных и других проблем развития страны возможны лишь на основе экономического роста и преодоления отставания в производительности экономики – это основная цель заключительного этапа рыночных реформ – модернизации. На этапе модернизации необходимо провести следующие основные реформы: налоговую реформу, бюджетную реформу, денежно-кредитную реформу, земельную реформу, аграрную реформу, структурную реформу (реструктуризацию и приватизацию госпредприятий), реформу системы оплаты труда, пенсионную реформу, реформу государственного устройства, реформу системы местного самоуправления, административно-территориальную реформу, реформу системы образования, реформу системы здравоохранения.
Формирование и развитие рыночных институтов и механизмов в РБ. Общие подходы к проектированию рыночных механизмов.
В Беларуси целесообразно развивать поведенческую экономическую теорию, объектом которой будет изучение экономического поведения белорусов.
Поведенческая теория.
Согласно данной теории, человек в реальной жизни при принятии решений использует готовый набор правил поведения, причем не универсальных, а применимых к наиболее часто встречающимся в экономической жизни ситуациям. То есть, его экономическое поведение, по сути, носит не рациональный, а конвенциальный характер (это значит, подчиняется принятым в обществе правилам и условностям).
Развитие в Беларуси аутсорсинга и субконтрактных отношений. Многие фирмы, как за рубежом, так и в России, уже реализовали модель «радикального аутсорсинга». В сложившейся «белорусской модели» большинство предприятий не заинтересованы в развитии аутсорсинга и субконтрактных отношений, освобождении от непрофильных активов и подразделений, поскольку это может привести к снижению объемных показателей и количества занятых, что не приветствуется органами управления. Поэтому «достаточно часто на предложение о поставке субконтрактной комплектации высшего качества, подтвержденного европейскими сертификатами, сборочные предприятия отвечают отказом, мотивируя это тем, что произойдет значительное уменьшение трудоемкости».
Обеспечить процесс включения жизнеспособных звеньев белорусских предприятий в транснациональные сети специализации и кооперации. Чтобы запустить процесс включения жизнеспособных звеньев белорусских предприятий в транснациональные сети специализации и кооперации, следует создать необходимые условия.
Обеспечить внедрение инноваций на белорусских предприятиях. Сложившаяся в отрасли промышленности система отношений директората с органами госуправления неблагоприятна для научно-технического прогресса.
В Беларуси необходима реформа системы оплаты труда. Согласно отчету, подготовленному в середине 2008 года Исследовательским центром ИПМ, «сложившаяся система оплаты труда в Беларуси приводит лишь к непроизводительным затратам труда экономистов и бухгалтеров». Из документа следует, что «именно по причине сложности регулирования оплаты труда и ее низкой гибкости, а также высоких ставок отчислений в Фонд социальной защиты населения (ФСЗН) в Беларуси сохраняется практика выплаты зарплат «в конвертах».
В Беларуси необходима реформа ценообразования. Цены регулирует спрос, а не правительство. Если кто-то нарисовал высокий ценник, это не значит, что по такой цене он товар продаст.
Официально в Беларуси кризиса нет, так как падение ВВП не было зафиксировано. Несмотря на то, что в Беларуси даже в 2009 г. не было отмечено падения ВВП, отдельные аналитики полагают, что наличие ряда кризисных явлений в белорусской экономике все же имеет место. Причем, как полагает большинство аналитиков, «истоки кризиса кроются внутри страны, а мировой финансовый кризис его только усугубил».