Типы хозяйствующих субъектов в Беларуси. Процессы разгосударствления и приватизации в Беларуси

Согласно Гражданскому кодексу Республики Беларусь, хозяйствующими субъектами могут быть коммерческие и некоммерческие организации.

Коммерческими являются организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяющие полученную прибыль между участниками. Они могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, унитарных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Некоммерческими являются организации, не имеющие цели извлечения прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Они могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законодательством.

Хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным фондом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности.

Обществом с ограниченной ответственностью (ООО) признается учрежденное двумя или более лицами общество, уставный фонд которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Обществом с дополнительной ответственностью (ОДО) признается учрежденное двумя или более лицами общество, уставный фонд которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в пределах, определяемых учредительными документами общества, но не менее размера, установленного законодательными актами.

Акционерным обществом (АО) признается общество, уставный фонд которого разделен на определенное число акций. Участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Открытым акционерным обществом (ОАО) признается общество, если его участник может отчуждать принадлежащие ему акции без согласия других акционеров неограниченному кругу лиц. Такое акционерное общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и свободную продажу их на условиях, устанавливаемых законодательством.

Производственным кооперативом (артелью) является коммерческая организация, участники которой обязаны внести имущественный паевой взнос, принимать личное трудовое участие в его деятельности и нести субсидиарную ответственность по обязательствам производственного кооператива в равных долях, если иное не определено в уставе, в пределах, установленных уставом, но не меньше полученного годового дохода в производственном кооперативе.

Беларусь находится на стадии перехода к рыночной экономике, который требует либерализации и децентрализации экономики.

Разгосударствление –  процесс отстранения государства частично или полностью (в том числе путем приватизации) от функций непосредственного прямого управления хозяйствующими субъектами.

Разгосударствление охватывает все формы собственности. Прежде всего, в рамках самой государственной собственности оно проявляется в устранении ее фактической монополии, «разрешении» других форм собственности.

Основные формы разгосударствления:

– аренда государственных предприятий;

– преобразование государственных предприятий в акционерные общества;

– ограничение вмешательства государства в управление собственностью.

В соответствии с законодательством государственные организации в процессе приватизации бывают преобразованы в открытые акционерные общества со стопроцентной долей государства; с участием других, кроме государства, учредителей.

Таким образом, вопросы разгосударствления актуальны по причине больших финансовых затрат государства на поддержание конкурентоспособности белорусских государственных предприятий. Сегодня процесс разгосударствления в Беларуси продвигается медленно. Нет единой государственной стратегии и четкой позиции по политике разгосударствления. Несмотря на это, разгосударствление в Республике Беларусь продолжается, так как путь к полноценной рыночной экономике без разгосударствления и приватизации невозможен.

Одним из путей разгосударствления является приватизация, под которой принято понимать смена государственной формы собственности на частную. Частная собственность - ϶ᴛᴏ наиболее динамичный сегмент переходной экономики, в наибольшей степени обладающий способностью к преобразованию всей экономики на началах предпринимательства.

Таким образом, осуществление приватизации позволяет создать более комфортные условия для привлечения инвестиций, развития предприятий, а значит, в конечном итоге, несет выгоду и для потребителей. В Республике Беларусь основным способом приватизации является преобразование предприятий республиканской и коммунальной собственности в открытые акционерные общества. В 2011 – 2013 гᴦ. такие преобразования будут проводиться согласно преобразованному плану Совета Министров от 01.10.2012 ᴦ.

Процесс приватизации в Беларуси продвигается очень медленно. Нет единой всеобъемлющей стратегии приватизации. Сегодня политика приватизации сведена к приватизации отдельных предприятий. За последние несколько лет много аукционов приватизации закончились безрезультатно.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: