Основные критерии курса

 

Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что XXI век – век информации и научных знаний. Развитие глобального процесса информатизации общества, охватывающего все развитые и многие развивающиеся страны мира, приводит к формированию новой информационной среды, информационного уклада и профессиональной деятельности. Однако при этом пропорционально возрастает уязвимость личных, общественных и государственных информационных ресурсов со стороны негативного воздействия средств инфомационно-коммуникационных технологий. Таким образом, мировое сообщество стоит перед глобальной социотехнической проблемой – проблемой обеспечения информационной безопасности. Под информационной безопасностью понимается область науки и техники, охватывающая совокупность программных, аппаратных и организационно-правовых методов и средств обеспечения безопасности информации при обработке, хранении и передаче с использованием современных информационных технологий. А так же под информационной безопасностью понимается защищенность информации и поддерживающей инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, которые могут нанести неприемлемый ущерб субъектам информационных отношений, в том числе владельцам и пользователям информации и поддерживающей инфраструктуры. Под угрозой информационной безопасностипонимают потенциально возможное событие, действие, процесс или явление, которое может привести к нанесению ущерба чьим-либо интересам.

Решение проблемы безопасности вообще и информационной безопасности в частности невозможно без достаточного количества как высококвалифицированных профессионалов, так и квалифицированных пользователе, компетентных в сфере защиты информации. Задача подготовки таких специалистов является особенно актуальной ещё и потому, что одной из важнейших задач современности является борьба с компьютерной преступностью и кибертерроризмом. Спектр преступлений в сфере информационных технологий весьма широк, он варьируется от интернет-машенничества и до такой потенциально опасной деятельности, как электронный шпионаж и подготовка к террористическим актам.

В настоящее время достаточно свободно распространяются различные печатные издания, где описываются технологии совершения компьютерных преступлений; публикуются книги, освещающие приёмы атак на информационные системы. В Интернете представлено огромное количество сайтов, обучающих компьютерному взлому, проводятся форумы, виртуальные конференции и семинары по «повышению квалификации» и «обмену опытом» совершения компьютерных преступлений. Среди выявленных преступников, в отношении которых возбуждены дела за противоправные действия в сфере информационных технологий, свыше 75% составляет молодёжь. Всё это подчёркивает важность ещё одной задачи – активного противодействия вовлечению молодёжи в преступную среду и разработки активных методов проведения воспитательной работы среди молодёжи. Очевидно, что насущной задачей современного образования становится разработка таких методов учебно-воспитательной работы, которые гармонично сочетают обучение современным информационным технологиям и формирование информационной культуры, высоких нравственных качеств, способствует выработке иммунитета к совершению неэтичных, противоправных действий в сфере информационных технологий.

Таким образом, можно считать актуальным и значительным старших классов изучение элективного курса «Компьютерная и информационная безопасность» в образовательной области «Информатика». Курс ориентирован на подготовку подрастающего поколения к жизни и деятельности в совершенно новых условиях информационного общества, в котором вопросы обеспечения информационной безопасности личных, общественных и государственных информационных ресурсов особенно актуальны.

Курс служит средством внутри профильной специализации в области информатики и информационных технологий, что способствует созданию дополнительных условий для построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся классов информационно-технологического профиля. Курс рассчитан на 34 часа и изучается в течении одного учебного года по 1 часу в неделю в 10 или 11 классе.

Данный курс может с успехом использоваться не только в информационно-технологическом, но и в других профилях старшей школы, поскольку проблема информационной безопасности сегодня актуальна во всех сферах современного общества – гуманитарной, социальной, экономической и др.

Для успешного изучения курса «Компьютерная и информационная безопасность» необходимы базовые знания, полученные учащимися при изучении информатики и информационных технологий.

Учащиеся должны знать:

· свойства алгоритмов и основные алгоритмические структуры;

· основные конструкции языка программирования;

· назначение и области использования основных технических средств информационных и коммуникационных технологий и информационных ресурсов;

· базовые принципы организации и функционирования компьютерных сетей.

Учащиеся должны уметь:

· составлять программы на языке программирования;

· проводить статистическую обработку данных с помощью компьютера;

· строить таблицы, графики, диаграммы;

· представлять информацию в виде мультимедийных объектов с системой ссылок;

· подготавливать доклады и проводить выступления;

· участвовать в коллективном обсуждении без использования современных программных и аппаратных средств коммуникаций и с их использованием.

Данный курс преследует следующие цели:

· Овладение учащимися умениями: профилактики, защиты программного обеспечения; обнаружения и удаления компьютерных вирусов; защиты информации в автоматизированных системах обработки данных, в глобальной сети Интернет.

· Приобретение учащимися опыта по предупреждению и нейтрализации негативного воздействия информационных угроз на людей и программно-технические комплексы; опыта информационной деятельности в сферах обеспечения защиты информации, актуальных на рынке труда.

· Приобретения учащимися опыта создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; коллективной реализации информационных проектов, преодоления трудностей в процессе проектирования, разработки и реализации учебных проектов.

Перед данным элективным курсом ставятся следующие задачи:

Образовательные:

· освоение учащимися знаний, относящихся к основам обеспечения информационной безопасности, и их систематизация;

· изучение учащимися мер законодательного, административного, процедурного и программно-технического уровней при работе на вычислительной технике и в системах связи;

развивающие:

· повышение интереса учащихся к изучению информатики;

· приобретение учащимися навыков самостоятельной работы с учебной, научно-популярной литературой и материалами сети Интернет;

· развитие у учащихся способностей к исследовательской деятельности;

воспитательные:

· воспитание у учащихся культуры в области применения ИКТ в различных сферах современной жизни;

· воспитание у учащихся чувства ответственности за результаты своего труда, используемые другими людьми;

· воспитание у учащихся умения планировать, работать в коллективе;

· воспитание у учащихся нравственных качеств, негативного отношения к нарушителям информационной безопасности;

· воспитание у учащихся установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, недопустимость действий, нарушающих правовые и этические нормы работы с информацией.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: