Лингвометодические основы изучения слов служебных частей речи в начальной школе

Введение

Актуальность исследования. В настоящее время российская начальная школа, являющаяся важнейшим звеном в системе школьного образования, переживает качественно новый этап в своем развитии. «Языковое образование и речевое развитие младшего школьника - одна и центральных проблем в современной методике начального обучения русскому языку» (24, с. 14) Начальный курс русского языка должен выполнять специфические задачи (обучать чтению, письму, обогащать речь учащихся, давать знание о языке) и быть ступенью в преподавании этого учебного предмета в средней и старшей школе.

Поиски наиболее эффективных методов обучения непременно связаны с усовершенствованием урока, его содержания и структуры, поскольку урок был и остается основной формой организации учебной деятельности школьника.

Исследования последних двух десятилетий по психологии, дидактике и методике позволили определить условия, при которых познавательная деятельность учащихся на уроке совершается более успешно. Доказано, что на усвоение знаний огромное влияние оказывают такие факторы, как активность учащихся в процессе обучения, заинтересованность в приобретении знаний, осознанность действий, развитие творческих способностей, дифференциация знаний и т.д. Огромную значимость в этом отношении приобретают грамматико-орфографические уроки. Суть их должна заключаться не только в том, чтобы обогатить и разнообразить речь ребенка, но и в том, чтобы быть направленной на развитие его личности в целом: развитие познавательных интересов, умственных способностей, знаний об окружающем мире, взаимосвязи предметов и явлений в нем. В этом отношении изучение знаменательных и служебных частей речи на начальном этапе обучения становится особенно значимым.

Раздел программы по грамматике и правописанию, посвященный изучению частей речи в начальных классах, самый большой: этому разделу в программах П-IV классов отводится свыше 200 часов, т.е. почти половина всех часов, отводимых на изучение грамматики и правописания в этих классах. Служебные же слова как часть речи изучаются в минимальном объеме: правописание предлогов, сравнение предлогов и приставок, правописание частицы «не» с глаголами, союзная связь однородных членов в простом предложении и между частями сложного предложения.

Несмотря на небольшой объем, изучение служебных слов имеет большое развивающее значение. В силу их лексической и грамматической роли в предложение именно служебные слова более всех частей речи способствуют формированию грамматических обобщений и развитию абстрактного мышления.

Трудности, возникающие при знакомстве со служебными словами у младших школьников, отмечены психологами Богоявленским Д.Н., Божович Е.Д., Карповой С.Н. и др. Швейцарский психолог Ж. Пиаже, изучая трудности употребления союзов причинной связи, противительных союзов для ребенка дошкольного и младшего школьного возраста даже указал на отсутствие способности детей к спору, логике, абстракции. Ошибочность взглядов Ж. Пиаже обосновал в своих работах Выготский Л.С.

Несмотря на особенные свойства служебных слов (отсутствие морфологических признаков, неизменяемость), их изучение связано с фонетикой (произношение и правописание предлогов «С», а не «З», «Без», а не «Бес»), с лексикой (с учетом лексической сочетаемости введение в речь детей различных синтаксических конструкций), с морфологией (предлоги и падежные окончания), синтаксисом (средства связи в сложносочиненном и сложноподчиненным предложениях). Кроме того, служебные слова изучаются вместе с другими частями речи (именем существительным, местоимением, глаголом).

Об актуальности изучения служебных слов в начальной школе свидетельствует значение служебных слов для развития логики и абстрактного мышления младших школьников. Трудности в усвоении служебных слов в курсе русского языка не менее важный аргумент в целесообразности их изучения в начальных классах.

Объектом исследования являетсясовместная деятельность учителя и учащихся, направленная на усвоение младшими школьниками единиц языка в процессе их функционирования.

Предметом нашего дипломного исследования является процесс формирования грамматических понятий в процессе изучения служебных частей речи на уроках русского языка в начальной школе.

Целью исследования является создание системы заданий и упражнений, направленной на формирование грамматико-орфографического навыка у учащихся начальных классов при изучении служебных частей речи.

В качестве рабочей гипотезы мы выдвигаем предположение о том, что формирование грамматико-орфографических навыков при изучении служебных частей речи учащимися начальных классов окажется наиболее эффективным при целенаправленном подходе, учитывающем неразрывный характер грамматических признаков служебных частей речи и их орфографических особенностей.

Предмет, цель и гипотеза выдвинули следующие задачи:

-   провести проблемный анализ педагогической, психологической, лингвистической и методической литературы, а также действующих программ и учебников начальной школы по русскому языку;

    определить уровень сформированности навыков орфографии у учащихся начальных классов применительно к служебным частям речи;

    отобрать и обосновать объем и содержание учебного материала, наиболее целесообразного в рамках достижения обозначенной цели;

    экспериментальным путем проверить правомерность выдвинутой гипотезы.

Методологическую основу исследования составили основополагающие положения о диалектическом единстве языка и мышления, о роли языка во всестороннем развитии личности.

В процессе работы мы руководствовались следующими методами: теоретический анализ проблемы; целенаправленное наблюдение за процессом обучения учащихся в период изучения служебных частей речи; анализ действующих программ и учебников по русскому языку для начальной школы; педагогический эксперимент.

Базой для проведения эксперимента послужил 4 «А» класс СОШ №1 г. Славянска-на Кубани.

Достоверность результатов исследования подтверждается данными анализа лингвометодической литературы, положительными результатами эксперимента.

Дипломное исследование имеет и определенную практическую значимость: материал экспериментальной части может быть использован на уроках русского языка в 4 классе, обучающемся по традиционной системе, в процессе изучения служебных частей речи.

Дипломная работа имеет следующую структуру: введение, две главы (теоретическая и опытно-экспериментальная), заключение, список использованной литературы, приложение.

 



Лингвометодические основы изучения слов служебных частей речи в начальной школе


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: