Констатация знаний учащихся начальных классов о предлогах, союзах и частицах
Своевременное формирование понимания органической связи между грамматическими свойствами частей речи и орфографическими правилами должно способствовать повышению лингвистической грамотности учащихся. А.В. Полякова считает, что без опоры на грамматику развитие логического мышления будет значительно затруднено, развитие речевых и закрепление орфографических навыков будет значительно менее эффективным, а в некоторых случаях просто невозможным (26, с. 14).
Опытно-экспериментальная работа по формированию у учащихся начальной школы умения различать слова служебных частей речи и формированию грамматико-орфографических навыков проводилась в 4 «а» классе СОШ №1 г. Славянска-на-Кубани.
Количество учащихся, участвующих в эксперименте - 30 человек. В основу методики проведения эксперимента была положена система заданий, которая позволяла определить уровень сформированности знаний и умений учащихся о служебных частях речи и способствовала повышению уровня грамматико-орфографических навыков при изучении данной темы.
|
|
Цель констатирующего этапа эксперимента - определить уровень знаний учащихся о служебных частях речи.
Проверка знаний и умений учащихся проводилась по следующим направлениям:
умение находить в тексте предлоги и различать приставки и предлоги;
определение смысловой роли предлогов, частицы «не», союзов;
правописание предлогов;
правописание частицы «не»;
правописание союзов.
С этой целью использовались различные виды заданий.
Например, выполнить устно и письменно задание с элементами творчества:
а) допиши предложения, употребляя слова с нужным по смыслу предлогом:
Молоко покупают __________.
Собака бегала _________.
б) Перепиши предложения, расставив знаки препинания.
Как я люблю свои березы Свои леса свои луга. |
За ужином разговор шел о поездке да о погоде. Зазеленели поля леса и луга. |
Предусматривались задания, в которых учитывались важные грамматические признаки служебных частей речи - их неизменяемость и синтаксическая роль. Например, перед учениками ставился вопрос: «Какой частью речи является неизменяемое слово, которое может связывать однородные члены предложения или простые предложения в составе сложного?» (Союз).
Ответ на вопрос требовал не только конкретных знаний, но и умения рассуждать. Устный ответ затем закреплялся на письменном задании.
С целью проверки знаний учащихся о правописании частицы «не» с глаголом было предложено следующее задание: дополнить пословицы подходящими по смыслу глаголами с частицей «не» или без нее, основываясь на утверждении или отрицании действия:
|
|
. Счастье в воздухе… - его в борьбе добывают
. Слезами горю…
. Сделал добро - … и ошибки
Слова для справок: поможешь, летает, простят.
Выполненные задания тщательно анализировались. Соответствие заданий каждому из контролируемых вопросов и результаты анализа отражены в таблице №1.
Таблица 1
Ф.И. ученика | Количество выполненных заданий (в %) | Правильность выполненных заданий (в%) | |||||||
| Нахождение в тексте предлогов, умение различать предлоги и приставки | Смысловая роль предлогов | Смысловая роль частицы «не» | Смысловая роль союзов | Правописание предлогов | Правописание частицы «не» | Правописание союзов | ||
1 | Абраменко А. | 100 | 89 | 95 | 100 | 100 | 75 | 100 | 100 |
2 | Бекетова Я | 100 | 100 | 95 | 95 | 100 | 100 | 75 | 80 |
3 | Беляев Я. | 100 | 68 | 82 | 67 | 75 | 100 | 80 | 100 |
4 | Богатырева Н. | 100 | 100 | 100 | 100 | 75 | 83 | 80 | 80 |
5. | Власовец А. | 100 | 89 | 94 | 98 | 100 | 75 | 100 | 100 |
6 | Волынкина А. | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 80 | 100 |
7 | Газин Б. | 100 | 89 | 95 | 100 | 100 | 83 | 100 | 100 |
8 | Горб Д. | 100 | 100 | 95 | 100 | 100 | 85 | 80 | 100 |
9 | Казанцев А. | 100 | 100 | 95 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
10 | Кимлач А. | 100 | 100 | 95 | 67 | 75 | 100 | 70 | 80 |
11 | Ковалев В. | 100 | 100 | 95 | 100 | 75 | 83 | 80 | 100 |
12 | Конов Д. | 100 | 100 | 95 | 100 | 75 | 100 | 80 | 60 |
13 | Косенко С. | 100 | 100 | 95 | 100 | 75 | 100 | 100 | 80 |
14 | Кот А. | 100 | 67 | 95 | 100 | 100 | 67 | 100 | 100 |
15 | Кушвид Р. | 100 | 100 | 95 | 100 | 100 | 83 | 80 | 80 |
16 | Лещук Н. | 100 | 89 | 82 | 67 | 75 | 67 | 80 | 80 |
17 | Малышева А. | 100 | 100 | 95 | 100 | 100 | 83 | 80 | 100 |
18 | Молоков В. | 100 | 67 | 82 | 100 | 100 | 67 | 80 | 100 |
19 | Новиков П. | 100 | 100 | 95 | 100 | 100 | 83 | 100 | 60 |
20 | Радецкая С. | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 80 | 100 |
21 | Ракина К. | 100 | 89 | 95 | 100 | 100 | 83 | 100 | 100 |
22 | Рязанов А. | 100 | 100 | 95 | 100 | 100 | 85 | 80 | 100 |
23 | Саломатин С. | 100 | 100 | 95 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
24 | Стегайлова А. | 100 | 100 | 95 | 67 | 75 | 100 | 70 | 80 |
25 | Столярова Н. | 100 | 100 | 95 | 100 | 75 | 83 | 80 | 100 |
26 | Хлопин К. | 100 | 100 | 95 | 100 | 75 | 100 | 80 | 60 |
27 | Шапарь Е. | 100 | 100 | 95 | 100 | 75 | 100 | 100 | 80 |
28 | Шапарь С. | 100 | 67 | 95 | 100 | 100 | 67 | 100 | 100 |
29 | Шапран А. | 100 | 100 | 95 | 100 | 100 | 83 | 80 | 80 |
30 | Юркин А. | 100 | 89 | 82 | 67 | 75 | 67 | 80 | 80 |
Итог | 100 | 100 | 100 | 95 | 100 | 100 | 83 | 80 |
Анализ знаний и умений учеников контролировался после того как они изучили темы «Предлоги и приставки», «Правописание частицы «не»», «Соединительные союзы и, да и запятая при однородных членах предложения». Следовательно, результаты ожидались удовлетворительные. Так, в выявлении в тексте предлогов и умении отличать предлоги от приставок, понятии смысловой роли предлога большинство учащихся справились удовлетворительно. Ошибки чаще всего встречались в задании 1 теста, были ошибки во втором задании теста, где сочеталось умение различать предлоги с приставками и их правописание. Тест проводился после устной работы, поэтому в устных упражнениях чаще встречались ошибки. Хорошо понимают учащиеся смысловое значение союза И, соединяющего однородные члены предложения.
% учащихся сделали ошибки в написании «в ульи» («вульи»). Это одна из типичных ошибок младших школьников (когда предлог оканчивается на согласный, а слово начинается с гласного, происходит «слияние»). Трудности возникли с правописанием частицы «не», но после первых ответов, ошибок почти не было. Ошибки возникли при правописании союза «да», некоторые учащиеся поставили запятую, не поняв соединительный характер этого союза.
Дальнейшая работа строилась с учетом выявленных в ходе констатирующего этапа ошибок и недочетов.