Опытно-экспериментальная работа по совершенствованию грамматико-орфографических навыков при изучении служебных частей речи в начальной школе

Констатация знаний учащихся начальных классов о предлогах, союзах и частицах

Своевременное формирование понимания органической связи между грамматическими свойствами частей речи и орфографическими правилами должно способствовать повышению лингвистической грамотности учащихся. А.В. Полякова считает, что без опоры на грамматику развитие логического мышления будет значительно затруднено, развитие речевых и закрепление орфографических навыков будет значительно менее эффективным, а в некоторых случаях просто невозможным (26, с. 14).

Опытно-экспериментальная работа по формированию у учащихся начальной школы умения различать слова служебных частей речи и формированию грамматико-орфографических навыков проводилась в 4 «а» классе СОШ №1 г. Славянска-на-Кубани.

Количество учащихся, участвующих в эксперименте - 30 человек. В основу методики проведения эксперимента была положена система заданий, которая позволяла определить уровень сформированности знаний и умений учащихся о служебных частях речи и способствовала повышению уровня грамматико-орфографических навыков при изучении данной темы.

Цель констатирующего этапа эксперимента - определить уровень знаний учащихся о служебных частях речи.

Проверка знаний и умений учащихся проводилась по следующим направлениям:

умение находить в тексте предлоги и различать приставки и предлоги;

определение смысловой роли предлогов, частицы «не», союзов;

правописание предлогов;

правописание частицы «не»;

правописание союзов.

С этой целью использовались различные виды заданий.

Например, выполнить устно и письменно задание с элементами творчества:

а) допиши предложения, употребляя слова с нужным по смыслу предлогом:

Молоко покупают __________.

Собака бегала _________.

б) Перепиши предложения, расставив знаки препинания.

 

Как я люблю свои березы Свои леса свои луга.
За ужином разговор шел о поездке да о погоде. Зазеленели поля леса и луга.

 

Предусматривались задания, в которых учитывались важные грамматические признаки служебных частей речи - их неизменяемость и синтаксическая роль. Например, перед учениками ставился вопрос: «Какой частью речи является неизменяемое слово, которое может связывать однородные члены предложения или простые предложения в составе сложного?» (Союз).

Ответ на вопрос требовал не только конкретных знаний, но и умения рассуждать. Устный ответ затем закреплялся на письменном задании.

С целью проверки знаний учащихся о правописании частицы «не» с глаголом было предложено следующее задание: дополнить пословицы подходящими по смыслу глаголами с частицей «не» или без нее, основываясь на утверждении или отрицании действия:

. Счастье в воздухе… - его в борьбе добывают

. Слезами горю…

. Сделал добро - … и ошибки

Слова для справок: поможешь, летает, простят.

 

Выполненные задания тщательно анализировались. Соответствие заданий каждому из контролируемых вопросов и результаты анализа отражены в таблице №1.

Таблица 1

Ф.И. ученика

Количество выполненных заданий (в %)

Правильность выполненных заданий (в%)

 

  Нахождение в тексте предлогов, умение различать предлоги и приставки Смысловая роль предлогов Смысловая роль частицы «не» Смысловая роль союзов Правописание предлогов Правописание частицы «не» Правописание союзов
1 Абраменко А. 100 89 95 100 100 75 100 100
2 Бекетова Я 100 100 95 95 100 100 75 80
3 Беляев Я. 100 68 82 67 75 100 80 100
4 Богатырева Н. 100 100 100 100 75 83 80 80
5. Власовец А. 100 89 94 98 100 75 100 100
6 Волынкина А. 100 100 100 100 100 100 80 100
7 Газин Б. 100 89 95 100 100 83 100 100
8 Горб Д. 100 100 95 100 100 85 80 100
9 Казанцев А. 100 100 95 100 100 100 100 100
10 Кимлач А. 100 100 95 67 75 100 70 80
11 Ковалев В. 100 100 95 100 75 83 80 100
12 Конов Д. 100 100 95 100 75 100 80 60
13 Косенко С. 100 100 95 100 75 100 100 80
14 Кот А. 100 67 95 100 100 67 100 100
15 Кушвид Р. 100 100 95 100 100 83 80 80
16 Лещук Н. 100 89 82 67 75 67 80 80
17 Малышева А. 100 100 95 100 100 83 80 100
18 Молоков В. 100 67 82 100 100 67 80 100
19 Новиков П. 100 100 95 100 100 83 100 60
20 Радецкая С. 100 100 100 100 100 100 80 100
21 Ракина К. 100 89 95 100 100 83 100 100
22 Рязанов А. 100 100 95 100 100 85 80 100
23 Саломатин С. 100 100 95 100 100 100 100 100
24 Стегайлова А. 100 100 95 67 75 100 70 80
25 Столярова Н. 100 100 95 100 75 83 80 100
26 Хлопин К. 100 100 95 100 75 100 80 60
27 Шапарь Е. 100 100 95 100 75 100 100 80
28 Шапарь С. 100 67 95 100 100 67 100 100
29 Шапран А. 100 100 95 100 100 83 80 80
30 Юркин А. 100 89 82 67 75 67 80 80

Итог

100 100 100 95 100 100 83 80

 

Анализ знаний и умений учеников контролировался после того как они изучили темы «Предлоги и приставки», «Правописание частицы «не»», «Соединительные союзы и, да и запятая при однородных членах предложения». Следовательно, результаты ожидались удовлетворительные. Так, в выявлении в тексте предлогов и умении отличать предлоги от приставок, понятии смысловой роли предлога большинство учащихся справились удовлетворительно. Ошибки чаще всего встречались в задании 1 теста, были ошибки во втором задании теста, где сочеталось умение различать предлоги с приставками и их правописание. Тест проводился после устной работы, поэтому в устных упражнениях чаще встречались ошибки. Хорошо понимают учащиеся смысловое значение союза И, соединяющего однородные члены предложения.

% учащихся сделали ошибки в написании «в ульи» («вульи»). Это одна из типичных ошибок младших школьников (когда предлог оканчивается на согласный, а слово начинается с гласного, происходит «слияние»). Трудности возникли с правописанием частицы «не», но после первых ответов, ошибок почти не было. Ошибки возникли при правописании союза «да», некоторые учащиеся поставили запятую, не поняв соединительный характер этого союза.

Дальнейшая работа строилась с учетом выявленных в ходе констатирующего этапа ошибок и недочетов.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: