Служебные части речи: проблемы изучения и обучения

упражнение орфографический учащийся грамматический

Теоретические обобщения в области фонетики, графики, орфографии лежат в основе методики обучения грамоте и правописанию, грамматические теории (о частях речи, словосочетании, предложении) являются базой для методики обучения грамматике: на лексику, теорию текста и другие дисциплины, изучающие речь, опирается методика развития речи. Все вместе они составляют лингвистические основы методики обучения русскому языку.

«Лингвистические теории являются фундаментом для создаваемых методических систем. Как не может стоять дом без фундамента, так не может надежно служить методика, не опирающаяся на прочные лингвистические опоры» (14, 225).

На том или ином этапе развития науки может происходить смена исходных лингвистических платформ, что обычно ведёт к значительной перестройке всей методической системы. Причем принято считать, что лингвистика влияет только на содержание обучения, т.е. только на решение вопросов о том, чему учить, как трактовать то или иное понятие, языковое явление. Но это не так. Смена лингвистической концепции обязательно сказывается на всей организации обучения: на его содержании, на используемых приемах работы, на видах упражнений.

Лингвистической основой методики работы над частями речи, в том числе и со служебными частями речи, является учение о частях речи как разрядах слов, «объединенных общим грамматическими свойствами» отражающими общность их семантики» (35, с. 4).

Распределение слов по лексико-грамматическим разрядам (частям речи) осуществляется на основании трех признаков: а) семантического (обобщенное значение предмета, действия или состояния, качества и т.д.); б) морфологического (морфологические категории слова); в) синтаксического (синтаксические функции слова) (31, с. 525).

В научных трудах и в школьных учебниках принято делить части речи на самостоятельные (или знаменательные) и служебные (или незнаменательные).

«Служебные слова - лексически несамостоятельные слова, служащие для выражения различных семантико-синтаксических отношений между словами, предложениями и частями речи» (45, с. 472). В состав «классических» служебных слов, идущих еще от грамматики Мелетия Смотрицкого, включены предлог и союз. Частицы отнесены к служебным частям речи уже в XX веке.

Служебные слова играют очень важную роль в грамматическом строе русского языка. Они имеют более абстрактное значение по сравнению со знаменательными словами и указывают на отношения, возникающие между этими словами в предложении. «По времени своего возникновения в русском языке служебные слова в своем большинстве «моложе» самостоятельных слов и образуются преимущественно именно из них», - пишет И. Голанов («Морфология современного русского языка» (10, с. 249), так например, многие предлоги, возникшие из наречий (кругом, около, мимо и т.п.), а в образовании союзов участвовали местоимения, наречия и глаголы (когда, хотя, после того, как и т.п.)». Но есть слова и очень древнего происхождения. Ф.И. Буслаев в руководстве «О преподавании отечественного языка» приводил примеры употребления предлогов и союзов в старину. Наиболее часто в старинных летописях встречались предлоги: съ («съсъдавъше съ конь» - Новгородская летопись), въ вместо изъ («и приставшиа мастеровъ деньги ковати въ чистоть серебръ» - Псковская летопись), старинные союзы: ать вместо чтобы, да («дай намъ сморожи, ать не избоготь насъ» - Новгородская летопись), оно вместо разделительного то-то («а дружина его бяшеть оно избита, оно изоймана» - Ипатьевская летопись) (7, с. 118).

Среднее количественное соотношение самостоятельных и служебных слов в современном русском языке 3:1, с возможными отклонениями от среднего уровня по авторам и произведениям. Профессор М.Н. Петерсон в своей работе «О частях речи в русском языке» устанавливает для повестей А.С. Пушкина именно такое соотношение: «на 18759 слов - самостоятельных 14213 (75%), несамостоятельных - 4546 (25%)» (8, с 178).

Служебные слова противопоставлены знаменательным (самостоятельным) словам как лексические и грамматические единицы (см. Приложение №1). В отличие от самостоятельных слов, которые имеют собственное лексическое значение и являются членами предложения, служебные слова, т.е. предлоги союзы и частицы, не имеют самостоятельного лексического значения и не являются членами предложения. Служебные слова применяются для выражения различных отношений между самостоятельными словами в предложениях, уточняя значения падежей (предлоги: сравните, например, от стола, на окне, за горами и т.п.); устанавливая те или иные связи между предложениями (союзы: сравните, например, школьники приготовили книги и тетради; хоть видит око, да зуб неймет и т.п.); указывая какие-либо добавочные оттенки значения (частицы; например, даже старики и дети вышли на поля; именно это и хотел он сказать и т.п.).

Отличие служебных слов от самостоятельных заключается и в том, что они не могут составить предложения, а также в том, что они имеют большое своеобразие в значении - «лексическое значение у них растворяется в грамматическом, хотя и не исчезает бесследно» (10, с. 250). Отсюда наиболее информативным является термин, относящийся к служебным словам «неполнознаменательные слова», так как он подчеркивает, что такие слова не абсолютно лишены знаменательности и являются носителями определенной информации и некоторого смыслового наполнения или иного лингвистического значения, но в этом отношении качественно отличаются от слов полнозначных» (42, с. 207).

Служебные слова - неизменяемые части речи, не имеют морфологических категорий (число, род, лицо и т.д.).

Служебные слова отличаются от самостоятельных слов и по произношению. В произношении большинство служебных слов сливаются с соседними словами. «В русском языке способностью нести фразовое ударение из всех служебных слов обладают только частицы «да» и «нет»» (45, с. 472). Служебные слова не подчиняются некоторым фонематическим закономерностям русского языка; например, оглушения шумных звонких согласных в конце предлогов перед гласными. Сравните «над вами» («над этим»; но - «город наш прекрасен, город этот велик»: в первых двух примерах «д» сохраняется как звонкий согласный, в двух последних - оглушается в «т».

Необходимо отметить, что в первой грамматике М.В. Ломоносова только имя и глагол считались «главными» частями речи, остальные же - «служебные» (45, с. 473). Отголосок такого взгляда можно отметить в XIX в. у Ф.И. Буслаева, который относил к служебным, кроме предлога и союза, числительное и местоимение, а также местоименные наречия и вспомогательные глаголы. Нечто подобное наблюдается даже и в XX в. у А.А. Шахматова, который считал «незнаменательными» числительные местоимения и некоторые наречия (см.: 12, с. 31).

Однако в наши дни эти разряды слов, т.е. числительные, местоимения и наречия, несмотря на известные своеобразияв ихзначении и синтаксическом употреблении, считаются «самостоятельными», а не служебными.

Характерными свойствами предлогов, отличающими их от других служебных частей речи, являются образование предложно-падежных форм, и способность относится только к словам с предметным значением (42, с. 207). Предлоги служат для выражения различных целевых (пространственных, временных, целевых, причинных, объектных и др.) между действиями и предметами («идти по песку») или между предметами («игрушка на стене»). Выражая эти отношения в предложении, предлоги связывают знаменательные слова друг с другом, образуя особые сочетания слов - предложно-падежные формы: положить на полку, выписать из книги, поездка на Кавказ, стол из дуба. Соединяя два слова, предлог одновременно обращен к ним обоим (35, с. 706).

Установить наличие предлога и его границ помогает выделение из предложения словосочетания, в котором предлог связывает два знаменательных слова: идти в лес, говорить с другом, пройти мимо парка. Если в словосочетаниях, включающих в свой состав предлог, опустить второе знаменательное слово (обычно существительное или заменяющее его местоимение), то оставшаяся усеченная часть выделенного слова либо становится непригодной для употребления (идти в, говорить с), так как при усечении разрушается предложно-падежная форма, которую образует существительное (или местоимение) с предлогом (в лес, с другом), либо происходит изменение значения высказывания (пройти мимо, сравните: пройти мимо парка). При этом слово, бывшее предлогом в словосочетании, приобретает значение наречия или существительного (пройти мимо). Невозможность употребить усеченное сочетание или изменение его семантики после усечения является показателем цельности предлога (42, с. 219). Но хотя предлог соединяет два знаменательных слова, он все же теснее связан с существительным, образуя с ним (или заменяющими его словами) предложно-падежные формы. Предложно-падежные формы служат для выражения падежных значений: около леса (форма род. п., объективное значение),

«Хотя предложно-падежные формы не входят в морфологическую парадигму склонения, но, выражая падежные значения, они, по существу, обслуживают и морфологию, и синтаксис.

Таким образом, предлог имеет две функции - морфологическую и синтаксическую, выражая вместе с окончанием существительного падежное значение, от тем самым обслуживает морфологию, а связывая знаменательные слова друг с другом, выполняют синтаксическую функцию». (42, с. 221).

В отличие от предлогов союзы безразличны к морфологической природе соединяемых слов. Это означает, что союзами могут связываться любые слова любых частей речи и любые предложения. Союз в простом и сложном предложении выступает в роли аналитического показателя связи, который в отличие от предлога не входит ни в структуру соединяемых словоформ, ни структуру соединяемых предложений: «Ветер поет и в тучку скрывается полного месяца круг, медленно в мягкую тень погружается ближнее поле и луг» (И. Бунин). «Люблю грозу вначале мая,когда весенний, первый гром, как бы резвяся и играя, грохочет в небе голубом «(Ф. Тютчев). «В зависимости от характера связи, оформляемой союзом, все союзы делятся на сочинительные и подчинительные. Если первые указывают на относительную смысловую автономность связываемых единиц (предложений или словоформ), то при помощи вторых выражается зависимость одной синтаксической единицы от другой» (45, с. 484).

Частицы не служат средством связи, но могут участвовать в образовании форм слова и употребляются в предложениях, придавая им особый смысл: «Ох, лето красное? Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи…» (А. Пушкин); «И жив ли тот, и та жива ли, и нынче где их уголок?.» (А. Пушкин). Частица «бы» в сочетании с глаголом «любил» образует форму сослагательного наклонения глагола, частица «б», присоединяясь к союзу «когда», создает значение условного наклонения в придаточном, хотя в нем нет глагола; частица «ли» является средством выражения вопросительности в предложении. «Смысловые (логические) частицы могут быть показателями компрессии мысли, они служат сигналами явно не раскрытых в предложении мыслей» (42, с. 209). Например, в предложении [«Память»] оживляет даже камни… (М. Горький) частица даже компенсирует мысли двух невысказанных предложений: [«Память может оживлять все предметы и явления. Камни - неживые предметы,их нельзя сделать живыми»]. Но… [«Память оживляет даже камни»]. (Невысказанные предложения, о значении которых сигнализирует частица «даже», заключены в квадратные скобки).

Таким образом, каждый разряд служебных слов «обладает своим набором свойств, лишь отчасти перекрещиваясь в этом отношении с другими разрядами. Но во всех случаях неполнозначным словам присуща та сумма свойств неполнозначности, которая оказывается достаточной для отнесения их к классу неполнозначных слов» (15, с. 75).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: