Повышение оплаты труда в рамках национальных и законодательных проектов

 

Помимо указанных выше мероприятий, направленных на привлечение дополнительного финансирования в муниципальное здравоохранение, Правительством РФ разработан порядок повышения оплаты труда отдельным категориям медицинских работников, оказывающим первичную медико-санитарную помощь в амбулаториях, центрах общей врачебной (семейной) практики, районной (в том числе центральной), городской поликлинике, детской городской поликлинике и занимающим должности врача общей практики (семейного врача), врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, медицинской сестры участковой, медицинской сестры участковой врача-педиатра участкового, медицинской сестры врача общей практики.

Минздравсоцразвития России в Письме от 06.12.2009 №6030-ВС указал, что денежные выплаты осуществляются вышеназванным категориям медицинских работников в случае, если они занимают должности, введенные в штат учреждений в порядке, установленном действующим законодательством, занимают штатную должность в полном объеме (1 ставка) с объемом обслуживания прикрепленного населения не менее 1700 человек. Денежные выплаты указанным категориям работников по совмещаемым и замещаемым должностям, по работе без занятия штатной должности, а также по работе на условиях неполного рабочего дня или неполной рабочей недели не производятся. Таким образом, финансирование осуществляется на одно физическое лицо, занимающее одну штатную должность.

Постановлением Правительства РФ от 30.12.2009 №851 утверждены Правила предоставления в 2010 году субвенций из бюджета федерального фонда обязательного медицинского страхования территориальным фондам обязательного медицинского страхования на финансирование выполнения учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии - соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации), государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи (схема 4). Дополнительное государственное задание Постановлением Правительства РФ от 30.12.2009 №856 было внесено в Программу госгарантий, финансирование которого осуществляется посредством субвенций из ФФОМС. Размер субвенции определяется исходя из численности в соответствующем субъекте Российской Федерации медицинских работников, подлежащих включению в Федеральный регистр медицинских работников, из расчета 10 000 руб. в месяц на одного врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) и 5000 руб. в месяц на одну медицинскую сестру участковую врача-терапевта участкового, медицинскую сестру участковую врача-педиатра участкового, медицинскую сестру врача общей практики (семейного врача), включает также выплаты по коэффициентам к заработной плате (районным, за работу в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях), выплаты по процентным надбавкам к заработной плате за стаж работы в местностях с особыми климатическими условиями, а также иные обязательные надбавки и доплаты, предусмотренные законодательством Российской Федерации, с учетом отчислений по единому социальному налогу, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и страховым взносам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Субвенции предоставляются территориальным ФОМС на следующих условиях:

а) наличие открытого в установленном порядке отдельного счета территориального ФОМС для перечисления субвенции;

б) заключение территориальным ФОМС договоров типовой формы с учреждениями здравоохранения о выполнении государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи;

в) представление в текущем месяце территориальным ФОМС ежемесячно, до 20-го числа, бюджетной заявки на предоставление субвенции в порядке и по форме, которые устанавливаются ФФОМС;

г) использование субвенции территориальным фондом обязательного медицинского страхования на финансирование выполнения учреждениями здравоохранения государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи;

д) представление ежемесячно, до 20-го числа, отчетности об использовании субвенции в предыдущем месяце в порядке и по форме, которые устанавливаются Минздравсоцразвития России по согласованию с Минфином России.

ФОМС перечисляет со счета, открытого в установленном порядке в подразделении расчетной сети Центрального банка Российской Федерации на балансовом счете по учету средств ФФОМС, ежемесячно, до 25-го числа, субвенции территориальным фондам обязательного медицинского страхования (при соблюдении ими вышеуказанных условий) на отдельные счета, открытые для финансирования государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи в подразделениях расчетной сети Центрального банка Российской Федерации на балансовом счете по учету средств территориальных ФОМС.

Территориальный ФОМС перечисляет средства учреждениям здравоохранения на следующих условиях:

а) наличие открытого в установленном порядке отдельного счета учреждения здравоохранения для перечисления средств на оплату дополнительной медицинской помощи;

б) заключение учреждением здравоохранения с ТФОМС договора о выполнении государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи в соответствии с типовой формой, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 30.12.2009 №851;

в) представление учреждением здравоохранения ежемесячно, до 15-го числа, бюджетной заявки на предоставление в текущем месяце средств на оплату дополнительной медицинской помощи в порядке и по форме, которые устанавливаются ФФОМС;

г) использование перечисленных ТФОМС средств на выполнение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи;

д) представление ежемесячно, до 15-го числа, отчетности об использовании в предыдущем месяце средств в порядке и по форме, которые устанавливаются Минздравсоцразвития России.

Территориальный ФОМС перечисляет средства на оплату дополнительной медицинской помощи учреждениям здравоохранения на отдельные счета до конца месяца, в котором этими учреждениями была подана бюджетная заявка на их предоставление.

В случае неиспользования в календарном месяце указанных средств учреждение здравоохранения возвращает в 10-дневный срок территориальному ФОМС оставшиеся средства. В случае невозврата в указанный срок средств территориальный ФОМС имеет право на их списание в бесспорном порядке с отдельного счета учреждения здравоохранения.

Постановлением Правительства РФ от 30.12.2009 №851 утверждена типовая форма договора о выполнении учреждением здравоохранения государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи. По нашему мнению, данная форма не представляет трудностей для заполнения и в комментариях не нуждается.

С целью координации деятельности территориальных ФОМС Федеральным ФОМС издан Приказ от 30.12.2009 №133, в котором определен порядок предоставления ТФОМС субвенций. При общем единстве данного порядка с положениями Постановления Правительства РФ №851 отметим некоторые его детали: реализацию функции ФОМС в части финансового обеспечения расходов на финансирование выполнения учреждениями здравоохранения государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи осуществляет постояннодействующая Комиссия ФОМС по реализации национального проекта в сфере здравоохранения (далее - Комиссия), которая принимает решение об открытии ТФОМС финансирования целевых расходов на оплату дополнительной медицинской помощи. Комиссия рассматривает заявки ТФОМС на предоставление субвенции ежемесячно и принимает решение о выделении денежных средств.

Перечисление субвенций ФОМС осуществляется за счет средств, предусмотренных бюджетом ФОМС по разд. 09 «Здравоохранение и спорт», подразделу 01 «Здравоохранение», целевой статье 692 00 00 «Трансферты, передаваемые Федеральному фонду обязательного медицинского страхования», виду расходов 792 «Субвенции бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение государственного задания в соответствии с программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на оказание учреждениями здравоохранения муниципальных образований (а при их отсутствии - соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации) дополнительной медицинской помощи, оказываемой врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей (семейной) практики, медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, медицинскими сестрами участковыми врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики», по мере поступления в ФФОМС средств федерального бюджета на указанные цели при условии представления ТФОМС ежемесячно, до 20-го числа, отчетности об использовании субвенции в предыдущем месяце.

Территориальным ФОМС направляются субвенции учреждениям здравоохранения при соблюдении ряда условий, в том числе при наличии оформленных учреждениями здравоохранения трудовых отношений с врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, медицинскими сестрами участковыми врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей) в связи с выполнением государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи.

Субвенции, не израсходованные за отчетный период (месяц), засчитываются ФФОМС при последующем финансировании ТФОМС и считаются авансовым платежом на указанные цели за следующий отчетный период в рамках одного финансового года. Субвенции, израсходованные нецелевым образом, подлежат возврату в ФФОМС в месячный срок с даты поступления в территориальный ФОМС уведомления о возврате средств.

Порядок оформления трудовых отношений между учреждением и врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, медицинскими сестрами участковыми врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врача общей практики в части увеличения объема выполняемой ими работы в связи с выполнением государственного задания на оказание дополнительной медицинской помощи установлен Минздравсоцразвития России (Приказ от 30.11.2009 №816) посредством заключения дополнительного соглашения к трудовому договору, данное соглашение является срочным и заключается до 31 декабря текущего года. Приказом №816 утверждены Методические рекомендации, где определены обязанности по выполнению дополнительного объема работы в пределах установленной законодательством продолжительности рабочего времени в зависимости от должности.

В связи с реализацией национального проекта в сфере здравоохранения Минфин России выпустил Письмо от 05.12.2009 №03-03-02/137 с разъяснением по отдельным вопросам применения налогового законодательства медицинскими организациями. Минфин России отметил, что в соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются целевые поступления (за исключением поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления из бюджета разных уровней (федерального, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов), выделяемые на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций бюджетополучателям, и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.

Таким образом, не подлежат налогообложению налогом на прибыль организаций средства, получаемые медицинскими учреждениями, осуществляющими медицинскую деятельность по оказанию высокотехнологичной (дорогостоящей) медицинской помощи в рамках государственного задания за счет средств федерального бюджета, а также средства, получаемые государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения за оказание услуг по дополнительной диспансеризации работающих граждан и оказание ими первичной медико-санитарной помощи, а также за оказание медицинских услуг женщинам в период беременности и родов за счет средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования и Фонда социального страхования Российской Федерации.

Таким образом, здесь представлены механизмы организации дополнительного финансирования отдельных сегментов первичной медико-санитарной помощи.

В ряде случаев предложенные Правительством РФ механизмы являются сложными и трудозатратными, однако их реализация позволит не только финансово поддержать муниципальное здравоохранение, но и упорядочить информационное взаимодействие между различными институтами здравоохранения и социальной защиты граждан.

Еще раз отметим, что реализация данного национального проекта является необходимым условием для предотвращения снижения качества медицинской помощи и является тем импульсом, который с федерального уровня должен прийти в субъекты Федерации и муниципальные образования и в буквальном смысле этого слова заставить региональные и местные органы власти мобилизовать свои ресурсы для развития закрепленного за их уровнем власти сегмента здравоохранения.

В 2011 г. меры по повышению оплаты труда отдельных категорий работников учреждений образования, принятые в рамках реализации приоритетных национальных проектов в 2010 г., а также меры по их расширению, предусмотренные на 2011-й за счет средств федерального бюджета, будут осуществляться дополнительно к тем решениям, которые принимаются органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления по повышению заработной платы работников бюджетных учреждений образования и по ее регулированию, включая порядок установления и применения доплат, надбавок и других стимулирующих выплат.

Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления при определении систем оплаты труда не могут допускать ухудшения ранее установленных на региональном и муниципальном уровнях условий оплаты труда, в том числе снижать размеры индексации заработной платы, отменять либо уменьшать размеры надбавок, повышений окладов (ставок), доплат, стимулирующих выплат работникам, для которых в рамках приоритетных национальных проектов приняты дополнительные решения по повышению оплаты и стимулированию труда.

В течение уже более трех лет планируется отказ от единой ЕТС и переход на новые условия оплаты труда работников бюджетного сектора. На федеральном уровне в рамках данных мероприятий планируется переход на так называемые «отраслевые» сетки оплаты труда.

С октября 2010 г. законодательная основа для новых условий оплаты труда закреплена в ст. 144 ТК РФ, согласно которой Правительством Российской Федерации подлежат установлению базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников.

Под профессиональными квалификационными группами при этом понимаются группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности. Соответствующие профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к данным группам подлежат установлению Минздравсоцразвития России.

С переходом на новые условия оплаты труда именно параметры базовых окладов (базовых должностных окладов, базовых ставок заработной платы) должны применяться в качестве гарантированной оплаты труда (а не величина минимальной оплаты труда). В связи с этим заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений из расчета за полностью отработанный календарный месяц не должна быть ниже установленных Правительством Российской Федерации величин базовых окладов (базовых должностных окладов, базовых ставок заработной платы).

Сроки перехода на новые условия оплаты труда не определены. Во всяком случае, претворение нововведений напрямую увязано с принятием соответствующих нормативных правовых актов. До их принятия не представляется возможным введение новых условий оплаты труда на уровне субъектов Российской Федерации и (или) местном уровне.

Основные принципы и подходы к формированию новых систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений закреплены в п. 5 Единых рекомендаций на 2011 г. Среди них особый интерес представляют два момента.

Во-первых, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности средства в полной мере могут направляться на дополнительную оплату труда сотрудников. До настоящего времени для этого имеется целый ряд искусственных и прямых ограничений.

Во-вторых, сокращение численности работников учреждения при переходе на новые условия оплаты труда не должно повлечь за собой автоматическое снижение объема бюджетных ассигнований, выделяемых на оплату труда. Следовательно, в правах руководителей учреждений будет сокращать выявившуюся избыточную численность с возможностью повышения оплаты труда оставшихся работников. Для информации читателей: аналогичные условия с 1 января 2011 г. применяются в отношении оплаты труда государственных гражданских служащих, сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих и приравненных к ним категорий лиц. Это закреплено в Указе Президента Российской Федерации от 26 декабря 2010 г. №1459 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти».

 



Список источников

 

1. Бюджетный Кодекс РФ от 31.07.1998 №145-ФЗ.

2. Трудовой Кодекс РФ от 30.12.2001 №197-ФЗ.

.   Федеральный закон от 17.07.1999 №181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации»

.   Федеральный закон от 06.10.03 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»

.   Федеральный закон от 25.10.01 №139-ФЗ «Об оплате труда федеральных государственных учреждений»

.   Андреев С.В., Ефремова О.С. Охрана труда от «А» до «Я» (выпуск второй). - М.: Альфа-Пресс, 2004 - 288 с.

.   Беляев А.В. Порядок оплаты труда работников медицинских учреждений. / Бюджетные учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение, 2006, №1.

.   Варданян И. Мотивационная система персонала. / Управление персоналом, 2006, №5.

.   Вейнберг А. Охрана труда на предприятии. / Аудит и налогообложение, 2004, №3.

.   Вифлеемский А. Изменения в финансово-хозяйственном механизме функционирования в бюджетных учреждений. / Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение. 2006, №10.

.   Гарнов И.Ю. Бюджетный учет операций по оплате труда и социальным выплатам работникам. / Ваш бюджетный учет, 2006, №2.

.   Гущина И.Э. Положение об оплате труда и материальном стимулировании сотрудников организации. / Новое в бухгалтерском учете и отчетности, 2006, №16.

.   Железнова И. Проблемы формирования константной и переменной частей оплаты труда. / Управление персоналом, 2007, №16.

.   Иванова С.Д. Охрана труда: минимум, который надо знать. / Кадровая служба и управление персоналом предприятия, 2006, №5.

.   Кантеровский А. Оплата труда работников бюджетных учреждений. / Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение, 2005, №12.

.   Карякин Н.Н. Национальный проект «Здоровье» и разграничение полномочий - начало модернизации системы здравоохранения. / Советник бухгалтера в здравоохранении, 2006, №3.

.   Карякин Н.Н. Национальный проект «Здоровье» и разграничение полномочий - начало модернизации системы здравоохранения. / Советник бухгалтера в здравоохранении, 2006, №4.

.   Ковязина Н.З. Оплата труда в организациях и на предприятиях. / Экономико-правовой бюллетень, 2000, №10.

.   Кондраков Н.П., Кондраков И.Н. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 248 с.

.   Кулакова Е.В. Оплата труда в бюджетных учреждениях в 2006 году. / Советник бухгалтера социальной сферы, 2006, №2.

.   Курочкина Л.П. План счетов бюджетных учреждений. / Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях, 2006, №7.

.   Магура М., Курбатова М. Секреты мотивации, или мотивация без секретов. / Управление персоналом, 2007, №13.

.   Магура М., Курбатова М. Секреты мотивации, или мотивация без секретов. / Управление персоналом, 2007, №14.

.   Макарьева В.И. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации для бухгалтера и руководителя. / «Книга издательства «Налоговый вестник», 2003.

.   Масленникова Л.А. Системы оплаты труда - как сделать выбор. / Российский налоговый курьер, 2006, №6.

.   Музыченко А. Обязательное обучение работников по охране труда. / АКДИ «Экономика и жизнь», 2003, №5.

.   Охрана труда: практика управления и организации. / Ред.-сост. Л.П. Шариков. - М.: МЦФЭР, 2005.

.   Пеняева Е.Л. Системы оплаты труда. / Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях, 2006, №8.

.   Петрова С.И. Рекомендации по системам оплаты труда. / Бюджетный учет, 2006, №3.

.   Сажин В.Л. Проблемы социально-значимых заболеваний в пенитенциарной системе. / ВИЧ/СПИД и родственные проблемы, 2003, №1.

.   Смирнов С.Н. Регулирование и направления развития системы оплаты труда работников бюджетных учреждений в 2007 г. / Ваш бюджетный учет, 2007, №2.

.   Смольянинова М.В. Повышаем зарплату не всем сотрудникам. / Кадровая служба и управление персоналом предприятия, 2007, №3.

.   Сойфер В.Г., Желтов О.Б. правовые проблемы оплаты труда: теория и практика. / Трудовое право, 2007, №6.

.   Соколова В.Д. О единых рекомендациях по оплате труда работников на 2007 год. / Советник в сфере образования, 2007, №1.

.   Сысоев В.В., Сысоев И.В. Теоретические основы психологии управления. Учебное пособие. - М.: Изд-во СГУ, 2006.

.   Титов В.И. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: