Учет финансирования в бюджетных организациях

 

Одной из главных задач бухгалтерского учета в бюджетных организациях является точный учет и контроль расходов, осуществляемых организациями. Бухгалтерский учет бюджетных структур - это прежде всего учет исполнения смет расходов. Расходы по бюджету в учреждениях учитывают в соответствии со структурной бюджетной классификации Российской Федерации. Производимые расходы считаются действительными при наличии подтверждающих и других правильно оформленных документов.

Расходы, производимые учреждениями на мероприятия, предусмотренные по сметам доходов и расходов, финансируемым из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, а также осуществляемым за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности, целевых средств и безвозмездных поступлений, являются фактическими расходами учреждения, включая расходы по неоплаченным счетам кредиторов, обязательствам перед бюджетом, государственными внебюджетными фондами, начисленной заработной плате и др.

Бюджетное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами исключительно через лицевые счета, открываемые ему в соответствии с положениями БК РФ и бюджетной сметой, составленной на основании БК РФ.

Заключение и оплата бюджетным учреждением договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных ему по кодам классификации расходов соответствующего бюджета лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

При нарушении бюджетным учреждением установленного финансовым органом порядка учета бюджетных обязательств санкционирование оплаты денежных обязательств бюджетного учреждения приостанавливается в соответствии с порядком, определенным соответствующим финансовым органом. При этом нарушения, допущенные бюджетным учреждением при заключении договоров, являются основанием для признания их судом недействительными по иску соответствующего главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств.

Бюджетное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве ответчика по своим денежным обязательствам. Исполнение денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, обеспечивается в пределах доведенных учреждению лимитов бюджетных обязательств.

Субвенции, субсидии и бюджетные кредиты бюджетным учреждениям не предоставляются. Также они не имеют права получать кредиты (займы).

Содержание бюджетных учреждений включает:

оплату труда работников бюджетных учреждений, командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами (контрактами) и законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и муниципальными правовыми актами;

оплату поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для обеспечения деятельности бюджетного учреждения;

уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ;

возмещение вреда, причиненного бюджетным учреждением при осуществлении своей деятельности.

Бюджетное учреждение является получателем бюджетных средств. Согласно законопроекту об изменении БК РФ он наделяется следующими полномочиями:

оказывает государственные (муниципальные) услуги в соответствии с государственным (муниципальным) заданием;

составляет и исполняет бюджетную смету;

принимает и исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства;

вносит предложения главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств по изменению бюджетной росписи;

ведет бюджетный учет и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств;

исполняет иные полномочия, установленные БК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

Согласно законопроекту об изменении БК РФ наиболее важными поправками в бюджетном законодательстве являются:

переход на всех уровнях бюджетной системы к среднесрочному финансовому планированию, в том числе для федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов РФ - формированию бюджетов на трехлетний период;

четкая взаимосвязь бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг с выполнением государственных (муниципальных) заданий, создание условий для образования организаций новых организационно-правовых форм и проведения реструктуризации бюджетной сети;

упорядочение в соответствии с едиными принципами организации бюджетного процесса составления, рассмотрения и утверждения, исполнения и составления отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ;

планирование расходов на реализацию долгосрочных целевых программ и осуществление бюджетных инвестиций на основе разделения действующих обязательств (утвержденных в установленном порядке программ и проектов) и принимаемых обязательств (предлагаемых к утверждению программ и объектов) с отражением каждой программы и объекта в составе ведомственной структуры расходов соответствующего бюджета;

системное описание состава и полномочий участников бюджетного процесса, прежде всего главных распорядителей (распорядителей) и получателей бюджетных средств, главных администраторов (администраторов) доходов бюджета и главных администраторов (администраторов) источников финансирования дефицитов бюджета.

Цель внесения изменений в Бюджетный кодекс РФ - повышение эффективности и прозрачности управления общественными финансами путем создания правовой основы для принципиально новой организации бюджетного процесса на всех уровнях бюджетной системы РФ, внедрения современных принципов и методов финансового менеджмента, повышения самостоятельности и ответственности органов власти всех уровней.

В законопроекте предлагаются новые определения многих понятий, а также вводятся новые, связанные с применением современных методов бюджетного планирования, среднесрочным финансовым планированием и регулированием полномочий участников бюджетного процесса. Новые понятия необходимы и для определения разницы между различными видами учреждений. Вот некоторые из них:

государственные (муниципальные) услуги - услуги, оказываемые в соответствии с государственным (муниципальным) заданием органами государственной власти (органами местного самоуправления), бюджетными учреждениями, иными юридическими лицами безвозмездно или по ценам (тарифам), устанавливаемым в порядке, определенном органами государственной власти (органами местного самоуправления).

Государственное (муниципальное) задание - документ, устанавливающий требования к объему, качеству, условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг.

Бюджетная смета - документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджета лимиты бюджетных обязательств бюджетного учреждения.

Текущий финансовый год - год, в котором осуществляется исполнение бюджета, составление и рассмотрение проекта бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период).

Очередной финансовый год - год, следующий за текущим финансовым годом.

Плановый период - два года, следующие за очередным финансовым годом.

Отчетный финансовый год - год, предшествующий текущему финансовому году.

Последние четыре понятия связаны с переходом на ежегодное составление и утверждение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ на три года (очередной финансовый год и плановый период). В основе бюджетного планирования будет широко распространенный в международной практике метод «скользящей трехлетки», в соответствии с которым ранее утвержденные проектировки второго и третьего года становятся основой следующего бюджета с ежегодным добавлением к ним проектировок нового, третьего, года. При этом утверждение законом проектировок на второй и третий годы не означает, что нельзя проводить их корректировку в следующем бюджетном цикле. Однако эти изменения не должны ухудшать положение главных распорядителей бюджетных средств и получателей межбюджетных трансфертов.

В целях повышения устойчивости бюджета предлагается ввести понятие «условно утвержденные расходы», под которыми понимаются нераспределенные по главным распорядителям бюджетных средств и статьям классификации бюджетные ассигнования второго и третьего года в объеме не менее 5% общего объема расходов. Благодаря им можно будет создать резерв на случай непредвиденного сокращения доходов, который, если прогноз доходов подтвердится, используется для принятия новых обязательств в очередном бюджетном цикле.

Государственное (муниципальное) задание используется при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг и должно содержать:

выписку из реестра расходных обязательств по расходным обязательствам, исполнение которых необходимо для выполнения государственного (муниципального) задания;

определение категорий физических и (или) юридических лиц, органов государственной власти (органов местного самоуправления), являющихся потребителями услуг;

показатели, характеризующие объем и качество оказываемых государственных (муниципальных) услуг и (или) иные результаты деятельности, связанные с оказанием государственных (муниципальных) услуг;

порядок оказания государственных (муниципальных) услуг;

предельные цены (тарифы) на оплату государственных (муниципальных) услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством РФ предусмотрено оказание услуг на платной основе либо порядок их установления;

порядок контроля над исполнением государственного (муниципального) задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения;

требования к отчетности об исполнении государственного (муниципального) задания.

Порядок формирования государственных (муниципальных) заданий будут определять соответственно высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, а также местные администрации муниципальных образований на срок до одного года в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и на срок до трех лет при утверждении бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

Заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд по-прежнему должны размещаться в соответствии с Бюджетным и Гражданским кодексами РФ и иными законодательными актами, а также нормативно-правовыми актами, регламентирующими отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. При этом может быть создан орган исполнительной власти субъекта РФ или местного самоуправления для осуществления функций по размещению заказов для государственных и муниципальных нужд, за исключением подписания государственных (муниципальных) контрактов - это право государственных (муниципальных) заказчиков.

Одной из существенных новаций является создание в органах исполнительной власти подразделений внутреннего финансового контроля (аудита). Органы исполнительной власти, а также органы местной администрации вправе создавать подразделения внутреннего финансового аудита, осуществляющие разработку и контроль за соблюдением внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета, а также подготовку и реализацию мер, направленных на повышение результативности (эффективности, экономии) использования бюджетных средств.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: