Общие положения
оплата труд бюджетный медицинский
О необходимости модернизации системы медицинской помощи в Российской Федерации говорится давно. Приняты федеральные законы, закрепляющие полномочия уровней власти в части организации отдельных видов медицинской помощи, однако граждане России не ощутили на себе положительного эффекта от проводимых преобразований. Поэтому с целью придания импульса преобразованиям в здравоохранении 5 сентября 2009 г. Президентом России В.В. Путиным был предложен национальный проект «Здоровье».
В чем сущность данного проекта? Какова его цель?
Национальный проект «Здоровье» направлен на модернизацию отдельных, четко определенных сегментов системы медицинской помощи в Российской Федерации:
) развитие первичной медицинской помощи, включая:
денежные выплаты врачам общей (семейной) практики, участковым терапевтам, участковым педиатрам и медицинским сестрам врачей общей (семейной) практики с учетом объема и качества оказываемой медицинской помощи;
|
|
подготовку и переподготовку врачей общей (семейной) практики, участковых терапевтов и участковых педиатров;
оснащение амбулаторно-поликлинических учреждений диагностическим оборудованием;
оснащение учреждений скорой медицинской помощи санитарным автотранспортом, в том числе реанимобилями;
) профилактические мероприятия, включая:
проведение иммунизации населения в рамках национального календаря прививок;
выявление и лечение инфицированных вирусом иммунодефицита человека, гепатитом B и C, туберкулеза;
обследование новорожденных детей;
проведение диспансеризации работающего населения;
) обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью, включая:
увеличение к 2008 г. объемов оказания высокотехнологичной медицинской помощи в 4 раза;
строительство центров тиражирования высоких медицинских технологий.
Как видно из представленных направлений, при реализации национального проекта основной вектор определен в сторону укрепления и развития первичной медико-санитарной помощи. Согласно действующему законодательству организация первичной медико-санитарной помощи закреплена за муниципальными образованиями (городским округом и муниципальным районом). Однако, как отметил В.В. Путин 5 сентября 2009 г., «муниципальная сеть здравоохранения находится сейчас в плачевном состоянии». Предложенные меры направлены именно на укрепление муниципального звена медицинской помощи.
Реализация проекта «Здоровье» является, безусловно, важным, но далеко не единственным шагом на пути модернизации здравоохранения.
|
|
На сегодняшний день Правительством РФ и Минздравсоцразвития России начата реализация ряда направлений в рамках национального проекта: программа «Родовые сертификаты», повышение оплаты труда отдельным категориям медицинских работников и другие. Ряд направлений находится в дальнейшей разработке - развитие высокотехнологичной медицинской помощи планируется осуществить посредством строительства соответствующих центров, а также модернизации медицинских учреждений, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь. Итак, рассмотрим механизмы реализации отдельных направлений национального проекта «Здоровье».
Размеры и сроки повышения оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ 2009 г., в котором поставлена задача в течение трех лет добиться повышения доходов работников бюджетных учреждений в реальном выражении не менее чем в 1,5 раза.
В целях реализации указанного Послания Президента РФ в федеральном бюджете на 2011 г. предусмотрены средства на повышение заработной платы работников бюджетных учреждений с 1 сентября не менее чем на 15 процентов.
Рекомендуется осуществить соответствующее повышение заработной платы в указанные сроки по учреждениям бюджетной сферы на региональном и местном уровнях во всех субъектах РФ с учетом создания Правительством РФ условий для обеспечения этого повышения.
Стороны социального партнерства, принимая во внимание позицию профсоюзной стороны, договорились о продолжении в первом полугодии 2011 г. переговоров в рамках РТК о повышении заработной платы работников бюджетных учреждений с 1 сентября 2011 г. не менее чем на 20 процентов.
Формирование систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, отличных от ЕТС, осуществляется с учетом:
базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы, устанавливаемых Правительством РФ по профессиональным квалификационным группам;
повышения достигнутого уровня оплаты труда;
единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих;
государственных гарантий по оплате труда;
рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей;
создания условий для оплаты труда работников в зависимости от их личного участия в эффективном функционировании учреждения;
создания условий для направления средств, полученных от сокращения избыточной численности, в распоряжение учреждения, не допуская их изъятия или зачета в объеме финансирования учреждения;
направления средств, полученных от предпринимательской и иной не запрещенной законом, приносящей доход деятельности, на увеличение фонда оплаты труда учреждения.
Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:
в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;
в государственных учреждениях субъектов РФ - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ;
в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
|
|
Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством РФ, обеспечиваются:
федеральными государственными учреждениями - за счет средств федерального бюджета;
государственными учреждениями субъектов РФ - за счет средств бюджетов субъектов РФ;
муниципальными учреждениями - за счет средств местных бюджетов.
Профессиональные квалификационные группы - группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности.
Профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Чтобы ответить на вопрос о том, каким образом производить повышение оплаты труда отдельным работникам, прежде всего необходимо определить составные части заработной платы, которые предусмотрены системой оплаты труда, принятой в организации.