Общество – центральная категория социальной философии, социальной теории

Определение понятия «общество» является достаточно проблематичным. Общество – это и небольшое племя, затерянное в лесах Амазонки, и огромное государство, вроде Китая, и все человечество. Общество, как писал Маркс, состоит не только из индивидов, а из той суммы связей и отношений, в которых люди находят друг друга.

Общество – сложнейший результат взаимодействия людей, система значимых человеческих (биологических, социальных и духовных) связей и отношений.

Человеческие общества постоянно изменяются на всех уровнях (политика, экономика, культура), изменяются их социальноэтнические структуры (общности, классы, организации и т. д.), сами способы взаимодействия общества с природой (технологии).

Но при всей «исторической текучести» социальных образований в обществах можно выделить основные (типические) признаки.

В качестве таковых выделяют:

1) природно-географическую среду обитания (территорию),

2) способность поддерживать и воспроизводить внутренние связи и отношения (за счет языка, власти, права, общих культурных стандартов, системы экономических и духовных связей),

3) политическую автономию, суверенность (общество обладает политической системой, именно она – гарантия обеспечения базовых потребностей людей, достижения личных и социальных целей),

4) механизмы саморегуляции, интеграции и управления (без управления, например, нет роста производительности труда, согласованности всех действий; каждый человек и группа могут существовать только как интегрированные в общество),

5) этническую, национальную и социально-культурную идентичность (общество не безликий мир, а представляет определенный этнос, нацию и обладает определенной культурой).

Общество – это отнюдь не некая-то сущность, состоящая из ряда признаков.

Общество – это многоуровневый социальный процесс, направление изменения процессов.

Пространство и время являются универсальными характеристиками, контекстом социальной жизни. Любые социальные взаимодействия людей расположены в пространстве и во времени. Природа общества такова, что его предшествующие стадии формируют почву для последующих. Общество слагается посредством времени. Общество – непрерывное существование.

Общество локализуется в пространстве и времени вместе с относящимися к нему людьми и вещами: оно существует в каких-то территориальных и хронологических границах. Но оно не поддается наблюдению с помощью каких-либо физических приборов: наблюдать можно лишь его отдельные материальные элементы, но не его духовную жизнь и не общество как целое. И тем не менее это «ненаблюдаемое» общество оказывает ощутимое воздействие на соседние с ним части природы.

Отличие человеческого общества от всех других природных объектов и позволяет противопоставлять его природе, видя в нем особый, вне природный или над природный тип реальности.

СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Социальная реальность -- это вся совокупность условий общественной жизни, которые выступают перед членами общества как надындивидуальные, объективно данные обстоятельства их существования.

Социальная реальность складывается из множества явлений, которые Дюркгейм называет социальными фактами.

Социальные факты -- особый тип явлений, которые имеют место только в обществе, только в совместной жизни людей. Они, с одной стороны, отличаются от явлений природы: социальные факты всегда содержат в себе какую-то исходящую от человека духовную составляющую, которой нет в физических, химических, биологических фактах. А с другой стороны, социальные явления с их вне индивидуальной, объективной данностью отличаются и от фактов сознания, от субъективных «состояний души» индивида.

 Особенностями, отличающими социальный факт от психического, являются:

· его внешнее существование по отношению к индивидуальным сознаниям;

· принудительное воздействие, которое он оказывает на индивидуальные сознания.

Конечно, есть разница между принудительным воздействием на человека, которое оказывается с помощью топора, пистолета, денег или слова. Однако в любом случае, говорит Дюркгейм, социальные факты узнаются по той внешней принудительной власти, которую они имеют над индивидами, а присутствие этой власти узнается, в свою очередь, по санкциям, которые грозят индивиду, или по сопротивлению, оказываемому при попытке индивида не подчиниться принуждению. «Мы чувствуем их сопротивление, когда стараемся освободиться от них. А мы не можем не считать реальным то, что нам сопротивляется. Все, следовательно, способствует тому, чтобы заставить нас видеть в них истинную социальную реальность».

Согласно Дюркгейму, социальные факты нужно рассматривать как вещи. Однако это вещи, принципиально отличные от всех вещей, существующих в природе.

Явления природы, рассматриваемые в их собственном, независимом от человека бытии, обладают какими-то объективно свойственными им характеристиками. Эти характеристики составляют их материальную определенность, и кроме нее никакой другой определенности они сами по себе не имеют. Иначе обстоит дело в социальной реальности.

В отличие от природных вещей все вещи, принадлежащие к ней, обладают двойственной определенностью. С одной стороны, у них, как и у природных явлений, тоже есть материальная определенность, т. е. их можно рассматривать как реальность, которая существует сама по себе, отдельно от человека, и характеризуется объективно присущими ей свойствами. Но, с другой стороны, все явления социальной реальности имеют еще и иную, духовную определенность: в них воплощено то, что называют «смыслом», «значением». Эта духовная определенность появляется у них потому, что человек «опредмечивает» в них свои представления, цели, желания и т. д.

Иначе говоря, люди не только практически, но и духовно «обрабатывают» предметы своей деятельности, вкладывая в них то, что вне отношения к человеку, к его сознанию, у них нет и не может быть. Попадая в сферу человеческой деятельности, эти предметы приобретают новое, «сверхприродное» свойство -- способность заключать в себе человеческий смысл, нести на себе отпечаток человеческого духа.

Таким образом, смыслом обладают не только слова и высказывания. Смыслом так или иначе проникнуто все, что делают люди как разумные общественные существа: произведения искусства и правила этикета, религиозные обряды и научные исследования, учеба и спорт, и т. д. Смысл любого предмета, с которым имеют дело люди, выражается прежде всего в его предназначении, роли, функциях, информации, которую он в себе несет. Смысл станка -- в том, что он нужен для производства, автомобиля -- в его использовании как средства передвижения, предметов домашнего обихода, мебели и посуды -- в возможности удовлетворить с их помощью бытовые потребности и привычки. А помимо этого, названные вещи могут иметь и иной смысл. Скажем, главным смыслом автомобиля для владельца роскошного «мерседеса» может быть престижность этой марки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: