Оба слоя определенности -- материальный и духовный -- являются необходимыми атрибутами любого явления социальной реальности

Если духовное содержание не воплотится в материальную оболочку, а останется лишь в голове индивида, оно не войдет в социальную реальность. Самая гениальная идея, не будучи выраженной в звуках речи или письменных знаках, в мраморе или металле, не окажет никакого реального воздействия на общество. И материальный объект не приобретет социальной значимости и не станет элементом социальной реальности, если он не несет в себе какого-то смысла.

Так, по рассказам путешественников, посетивших Южный Судан, у местного племени азанде измельченные зубы крокодила считались ценным лекарством, и все племя удивлялось тому, что европейцам они не нужны; т. е. объект, социально значимый для азанде, не имел никакого социального значения для европейцев.

На естественные (т. е. данные от природы) связи и отношения людей накладываются социальные связи, социокультурная системность. Это придает социальной действительности порядок смысловых, значимых отношений. Каждому элементу этой реальности присуща своя (часто изменчивая) смысловая общественная функция.

Общество – это значимый человеческий мир. И люди постоянно созидают, творят и подтверждают этот человечески значимый мир. Способ, каким он устанавливается, не имеет аналогов в прошлом. В этом одна из трудностей познания и понимания общества.

Общество – система политических, экономических, правовых, идеологических, коммуникативных, этнических, культурных и межличностных связей. И это система связей существует «в людях» и «через людей».

Существуют разные подходы к структурированию общества как целого. Это объясняется, с одной стороны, сложностью самого общества как объекта изучения, а с другой – мировоззренческими и исследовательскими установками ученых.

 

ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ ОБЩЕСТВА.

НАТУРАЛИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД.

Социология возникла и оформилась в первой половине XIX века в рамках позитивистского взгляда на мир. Предполагалось, что это наряду с науками о природе должна существовать подобная им и вооружённая естественнонаучными методами наука об обществе. Метафизические объяснения социальных процессов позитивизм полагал бесполезными. Для большинства позитивистских подходов характерны недвусмысленные претензии на безусловное объяснение социальных процессов и жизни человечества, и искренняя вера в то, что ученый в состоянии рационально объяснить почти все.

В 17-18 вв. широкое распространение получила натуралистическая концепция толкования общ жизни. Эта концепция требует объясн соц явлений исключительно действием природных закономерности: физич, географ, биологич...

ШАРЛЬ ФУРЬЕ (франц социалист-утопист) - пытался создать социальные науки из закона всемирного тяготения Ньютона. Социальная теория - есть часть теории всемирного единства, основанной на принципе притяжения по страсти, всеобщей закономерности, обуславл прир склонность чел к какому-либо виду коллективного труда.

Высшие формы бытия натурализм сводит к низшим. Человек сводится до уровня исключ природного сущ-ва. При этом человеческое поведение жестко включается в цепь прир причин и следствий, свободе не остается места и концепция соц событий принимает фаталистическую окраску. В системе Гоббса Свобода всего-лишь модификация необходимой причины. "Каждое добровольное действие явл вынужденным", "все действия необходимы".

Натурализм замечает в чел только природную субстанцию. В р-те и чел связи обретают прир характер. Общество признается, но в качестве цементирующего начала берется или польза (просветители 17-18вв), или половая любовь (Феербах). Общество в натурал фил характеризуется как всеобщность, связующая множество индивидов лишь природными узами. Но в этом случае каждый волен защищать свою природу вопреки сущ моральным принципам, ибо последние не вытекают из прир чел-ка. Теор обоснование этой исключит эгоистической жизн позиции дал нем фил Макс Штинер в книге "Единственный и его собственность".

А.Чижевский, Л. Гумилёв. Ход истории и судьбы народов определяются ритмами Космоса и солнечной активности.

АТОМИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД.

Человек - некий социальный атом, а общество - механический агрегат таких атомов, замкнутых исключительно на своих интересах.

Ж.Ж.Руссо, Т. Гоббс. Теория общественного договора.

ИДЕАЛИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД.

Идеализм наоборот слишком отрывает чел от природы, превращая дух сферу общ жизни в самостоятельную субстанцию. На практике это означает следовать принципу "мнения правят миром". Идеализм в принципе не отриц объективного фактора истории. Однако развитие общества полностью определяется действием мирового разума или волевой активностью человека. В первом случае в соц фил вносится фатализм, а во втором - обосновывается чисто субъективистское понимание истор хода.

Гегель.

Главным недостатком идеал концепций является отрыв слова от дела, теории от практики, идеала от интереса... А когда символ господствует над бытием (будь это образ светлого будущего или всемогущей техники), цель непременно подменяется средством, а мудрость - рассудком.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: