Диалектико-материалистический (экономический) подход

Общественная жизнь - высшая форма движ материи. Хоть общество и является живой сист оно качественно отлич от др живых систем, выступает и как объект и как субъект мат действительности.

Диалектико - материалист понимание истории начинается с решения основного вопроса фил в применении к обществу. "Сознание людей зависит от их бытия". Это утверждение вытекает из простого факта, что "люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусством, религией..." А для этого нужно трудиться, производить мат блага.

Итак сущность мат понимания истории остоит в том, что: 1. производство и вслед за ним обмен его продуктов составл основу всякого общ строя. 2. исторический процесс, общ бытие носят объект характер 3. главной движ силой, преобраз жизнь общества, являются народные массы. 4. средства для измен сущ положения вещей нужно открывать в наличных матер факторах производства.

К. Маркс считал определяющим фактором в структуре общества способ производства («производительные силы» плюс «способ производства»). Структура общества, по Марксу, выглядит так:

ПС Û ПО Û ПН Û ФОС, где ПС – производительные силы, ПО – производственные отношения, ПН – политическая надстройка, ФОС – формы общественного сознания (политика, право, мораль, религия, наука и др.), Û – знак детерминации (определяющее воздействие идет от производительных сил, но надстройка и формы сознания влияют на развитие способа производства, а следовательно, и на развитие всего общества).

 

СТРУКТУРНЫЙ ФУНКЦИОНАЛИЗМ

Т.Парсонс и Р.Мертон. Эта социологическая доктрина рассматривает общество как систему, социальный организм, существование частей или подсистем которого функционально оправдано в интересах структуры целого.

Пафос взглядов Парсонса на социальную жизнь заключается в признании возможности ее гармонизации через максимальную функциональность. Точно так же предполагается гармонизация человеческого сознания. Гармонизация жизни в глубинах человеческого существования происходит благодаря гармонизации человеческих потребностей и установок в соответствии с культурно-нормативными образцами. Последним человек учится через наблюдение, подражание и обучение. Нетрудно понять, что чем более склонен человек к тщательному исполнению предлагаемых ему правил и инструкций, тем более спокойна и благополучна его жизнь, тем более стабильно общество.

Парсонс утверждает ценностные ориентации (иначе - культуры) в качестве наиболее стабильного элемента личности, воспитываемого в обществе и обществом. В этом смысле культура для Парсонса занимает вторичное, подчинённое положение.

На основе своего структурно-функционального подхода Т. Парсонс выделил четыре подсистемы общества: экономику, политику, культуру и родство.

Они взаимосвязаны, но каждая из систем задает свои социальные роли (образцы поведения с правами и обязанностями), ценности, цели, нормы, ожидания. Чем четче работают подсистемы и составляющие их социальные институты, чем эффективнее исполняются социальные роли людьми, тем стабильнее социальная система. Общество развивается за счет внутренней упорядоченности, за счет интеграции целесообразных действий граждан в социальных институтах системы.




double arrow
Сейчас читают про: