Социокультурный подход

Конкретные исследования различных аспектов общественной жизни постепенно выявляли гораздо большую роль культуры, общественного сознания, менталитета и т.д. в историческом процессе, чем это можно было предположить, исходя только лишь из марксистского формационного или парсоновского структурно-функционального подхода к обществу. Было обнаружено, что даже экономическое поведение людей не всегда может быть выведено прямо из экономики, так как оно регулируется их духовностью, в частности таким глубинным пластом общественной психологии, как менталитет. Видимо не корректно выводить из экономического базиса все, что мы встречаем в духовной надстройке общества. Кстати из экономики, из последовательной смены общественно-экономических формаций никак не выводиться убедительная периодизация истории духовной культуры. Методологические накладки нередко становились стимулом к полному отказу от марксистской концепции исторического развития и прежде всего от принципа экономического детерминизма, лежащего в основе учения об общественно-экономических формациях. Это привело к стремлению ряда видных ученых вытеснить формацию с ее экономическим базисом цивилизацией.

До середины ХХ века культура осознавалось лишь как следствие исторического развития общества, как его продукт. Человек выступает как творец культурного мира, но не как его продукт, результат самой культуры.

Со второй половины ХХ века активная роль культуры начинает все более фиксироваться общественным сознанием и привлекает к себе внимание специалистов различных отраслей социально-гуманитарного знания. Однако принципиально новое понимание места и роли культуры в функционировании и развитии социума формируется не сразу.

Социокультурный подход возник в Западной Германии и во Франции в 70-е годы XX века. Он представлен именами Ф.-Х. Тенбрука, В. Липпа, А. Хаана, Х.-П. Турна, Ю. Штагля, М. Р. Лепсиуса, Й. Вайса, П. Бурдье. Для исследователей, принадлежащих к этому направлению, характерно внимание к традициям и опыту "наук о духе", философской антропологии, опора на методологические принципы М. Вебера (на его идею "социологии как эмпирической науке о культуре"), и Г. Зиммеля (на учение о динамике культурных объективаций), а так же активное обращение к работам Маннгейма и Н. Элиаса. В основании социокультурного подхода к обществу лежит представление о том, что какими бы мотивами человек ни руководствовался в своей деятельности, скрытыми (подсознательными) или явными, в терминах какой бы науки эти мотивы ни описывались, все это фиксируется в культуре. Культуру можно понять как текст, в котором фиксирована, записана мотивация людей, причем сами люди могут это не осознавать.

При этом следует отметить, что социокультурный подход не отрицает экономический, психологический и другие факторы, но приоритетным является анализ культуры, понятой как программа деятельности. В повседневной жизни люди действуют в соответствии с исторически сложившимся содержанием культуры.

В любом социальном субъекте - от общества в целом до личности со всеми промежуточными ступенями между ними в виде сообществ - существует своя субкультура. Она содержит и программу деятельности соответствующего субъекта. В исследованиях обозначенного типа под субкультурой имеется в виду культура некоторого субъекта как социокультурного целого. Специфика данного подхода заключается в том, что о культуре всегда идет речь как о чьей-то культуре. Разговор о культуре вообще возможен, но это некий уровень абстракции, границы правомерности которого всегда проблематичны.

Может возникнуть закономерный вопрос - откуда берется эта программа у любого субъекта. Приверженцы социокультурного подхода считают, что ответ на этот вопрос прост. Любой субъект - это люди. Когда рождается ребенок, он еще не человек. Человеком он становится в процессе освоения культуры, т.е. превращения культуры внешней для человека в содержание его сознания, его личностной культуры. В конечном итоге - его воспроизводственной деятельности.

Для обозначения встроенной в человека культуры в настоящее время активно используется понятие "ГАБИТУС", введённое П.Бурдье и Н.Элиасом. Можно обозначить основные детерминанты габитуса: 1. Капитал (не только денежный, но и социальный и культурный). 2. Позиция в отношении производства (определённая через профессию, род занятий). 3. Тип социальной связи, в которую человек включён. 4. История группы, к которой принадлежит человек. 5. Индивидуальная история. В процессе социализации (социального обучения) индивида происходит интериоризация (овнутрение) социальных качеств, определённых названными параметрами. Социальные качества становятся природой человека, живут в его теле, в языке, в способах практической деятельности. Человеческое тело и язык наполнено онемевшими верованиями, унаследованными жестами. В процессе социализации (социального обучения) индивида происходит интериоризация (овнутрение) социальных качеств.

Как объяснить, что деятельность человека одновременно и предопределена и свободна? Игра - множество ходов в рамках заданных правил.

 

 

М. Вебер в качестве системообразующего или структурообразующего признака выбрал определенный тип социального взаимодействия (традиционный, аффективный, целерациональный и ценностно-рациональный). Структуру традиционного общества определяют обычаи, нравы, вера, сакральное отношение к власти. В индустриальном обществе доминируют целерациональные и ценностно-рациональные действия людей. На этой основе построено демократическое капиталистическое общество. Власть и экономика в нем – следствие рационального выбора.

Широкое развитие в литературе получил социосферный подход к пониманию структуры общества. В обществе условно выделяют четыре взаимосвязанных сферы: экономическую (производство, потребление, обмен и распределение товаров), социальную (взаимоотношение этнических общностей, социальных групп, слоев и классов), политическую (деятельность государства, политических партий, общественных организаций и граждан) и духовную (политические, правовые, философские, этические и др. воззрения людей). Взаимодействие указанных сфер «цементирует» общество, обеспечивает его развитие.

 

Все эти научные подходы к структуре общества раскрывают специфику общества как целостной системы, обладают своими достоинства и недостатками.

Необходимо усвоить одно, что именно люди изменяют, создают общество, но не «как вздумается», а лишь в данных конкретно-исторических обстоятельствах и при производительных силах, созданных для них предшественниками.

Социальные изменения – результат действий людей, ограниченных объективными факторами. Но немаловажную роль в социальном изменении, развитии и творчестве играют и идейно-побудительные факторы, организующие деятельность людей, – теории, верования, мотивации, ценностно-смысловые ориентации. Если мы действительно намерены понимать социальную жизнь, общество, инициирующие факторы и детерминанты его развития, то надо основательно задуматься о социальном мировоззрении, о социальной диалектике, которая включает и фактор взаимодействия общества с природой.

В ходе исторического развития вырабатывалось собственно философское понятие общества.

Общество – совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей, а также конкретный тип социальной системы. Для того чтобы изучать общество как систему, необходимо выявить признаки системы.

Рассматривая общество как систему, следует иметь в виду то, что системность общества является своеобразной, специфичной.

Общество, во-первых, – цело­стная система, так как здесь целое может порождать новые качества, которыми не об­ладают отдельные элементы общественной системы.

Общество, во-вторых, – это орга­ническая целостная система, так как активность структурных связей в ней очень высо­ка, что делает ее способной к саморазвитию.

Специфика общественной системы заключается также в том, что ее элементы могут быть относительно самостоятельны,
т. е. иметь собственную логику развития, представляя собой высокоразвитые образования. Поэтому здесь важным фактором выступают принцип целесообразности системы и специфические культурно-человеческие отношения, из которых исходит и на которые ориентируется человек.

Общество как целостный организм характеризуется следующими свойствами: са­модеятельностью, самоорганизацией, саморазвитием, самодостаточностью. При этом если первые три свойства присущи не только обществу в целом, но в той или иной сте­пени и составляющим общество частям, то свойство самодостаточности характерно только для общества в целом.


СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА

Социальная структура общества представляет собой: совокупность относительно устойчивых общностей людей; исторически сложившиеся формы организации совместной деятельности; систему связей и взаимодействий между социальными груп­пами.

В современной литературе понятие социальной структуры общества используется как в широком, так и в узком смысле слова:

· В ПЕРВОМ СЛУЧАЕ социальная структура общества понимается как система основных сфер общественной жизни - экономичес­кой, политической, духовной и др.;

Общество обладает четкой внутренней расчлененностью составляющих его компонентов и их тесной взаимосвязью. Общепринятым является выделение в обществе как целостной системе следующих подсистем: экономической, социальной, политической и духовной. Каждая из этих подсистем может быть, в свою очередь, представлена как особая система, имеющая свои подсистемы и т. д.

· Экономической подсистемой общества является способ материального производства. В экономику также включают всю совокупность отраслей народного хозяйства, производство средств производства и предметов потребления, сферу материальных услуг. Ядром экономики следует признать материальное производство. Материальное производство осуществляется с помощью опыта, знаний, орудий труда, техники и технологии. Это сфера, в которой создается совокупный общественный продукт и национальный доход. Основой материального производства является способ производства, который представляет собой диалектическое единство производительных сил и производственных отношений. Производительные силы – сложная система, включающая субъективные (человек, технологические и научные знания и т. д.) и вещественные (орудия, средства труда) компоненты. Производительные силы характеризуют уровень освоения природы человеком, они являются наиболее подвижной и ведущей стороной способа производства. Каждой новой ступени производительных сил соответствует определенный тип производственных отношений. Производственные отношения – это материальные, экономические отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства и потребления. Они включают в себя типы и формы собственности на средства производства и произведенные продукты, характер взаимного обмена деятельностью в процессе производства, способ распределения произведенного продукта.

· Социальная подсистема включает:

– структурирование общества, или его деление на группы по различным социальным признакам: классовым (классы, социальные группы, сословия, страты), профессиональным, демографическим и пр.;

– социальные институты (организации, учреждения, образования и т. п.;

– исторические общности людей (род, племя, народности, нация);

– гражданское общество.

При рассмотрении строения социальной подсистемы большую сложность вызывает понятие гражданского общества. Теория гражданского общества складывалась в рамках либерализма и связана с творчеством Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И. Канта, Г. Гегеля и других мыслителей. Гражданское общество – это та часть общества, те сферы его жизнедеятель­ности, в которых личность и организации свободных и равноправных граждан ограж­дены законами от прямого вмешательства органов государственной власти. Зрелое гражданское общество – это общество, сумевшее подчинить себе государство и поста­вить на службу своим интересам государственные органы всех ветвей и всех уровней власти в стране.

Гражданское общество имеет сложную структуру, включает экономические, пра­вовые, семейно-родственные, культурные, религиозные, нравственные и другие отно­шения, а также не контролируемые государством проявления политической активности граждан в форме деятельности партий, групп интересов, гражданских инициатив и т. д. В гражданском обществе в отличие от государственных структур преобладают не вер­ти­каль­ные (подчинение), а горизонтальные (конкуренция и солидарность) связи между юридически свободными и равноправными партнерами.

Гражданское общество может сложиться только на основах демократизма, гума­низма, развития общественного, в том числе и местного, самоуправления. Оно несо­вместимо с авторитаризмом и особенно с тоталитаризмом, нарушением прав человека. Становление гражданского общества является социальной основой возникновения и развития правового государства. В настоящее время гражданское общество – это тот идеал, к которому стремятся многие страны мира, и лишь немногие из них добились в этом плане больших успехов.

· Основу политической подсистемы составляет государство.

Государство представляет собой совокупность взаимосвязанных учреждений и организаций, осуществляющих управление обществом.
К числу основных признаков государства относится наличие особой системы органов и учреждений, осуществляющих функции государственной власти; определенной территории, на которую рас­пространяется юрисдикция данного государства; права, закрепляющего систему норм, санкционированных государством. Государство является главным субъектом полити­ческой деятельности.

Государство как сложившийся механизм власти выполняет целый ряд функций, которые состоят в следующем: обеспечении нормального функционирования сложившейся политической системы; регулировании экономических и социальных отноше­ний; правовом регулировании; взимании налогов и сборов; представлении интересов своей страны в системе международных интересов. Государство обладает также и принудительной функцией, что особенно наглядно проявляется в случае прямых социальных столкновений, например, подавлении групп, находящихся в оппозиции.

Государства различаются по формам правления – республиканской и монархической.

С точки зрения государственного устройства различаются государства унитарные, федерации и конфедерации.

Государства различаются по видам политических режимов. Существуют демократические и диктаторские (тоталитарный и авторитарный) полити­ческие режимы.

· К духовной подсистеме общества относится производство и потребление духовных ценностей. Это духовная культура, к которойотносятся наука и степень внедрения ее достижений в производство и быт, уровень образования населения, состояние просвещения, искусство, нравственные нормы поведения людей в обществе, владение логикой мышления и бо­гатством языка. Существенной составляющей духовной культуры является религия. Важнейший вид духовного производства – искусство. Оно представляет собой процесс и результат эстетического освоения мира.

Итак, мы рассмотрели общество как систему, состоящую из подсистем, т. е. статическое понимание общества.

· ВО ВТОРОМ СЛУЧАЕ социальная структура общества обозначает совокупность различных социальных групп, существующих в об­ществе, и отношений между ними (классы, страты, этносы и др.).

Основные компоненты социальной структуры общества:

· индивид, обладающий социально-значимыми качествами, оп­ределяющими его личностную позицию;

· социальная общность, представляющая собой то или иное объединение людей (группа, класс, страта) на основании общих призна­ков (пол, возраст, собственность, образование, профессия и др.);

· социальный институт как система форм организации и меха­низмов регулирования общественных отношений, соответствую­щих учреждений, а также совокупность норм, благодаря которым общество функционирует и развивается (государство, армия, суд, семья и др.).

Социальная структура общества и ее разные классификации отражают социальную дифференциацию общественной системы. В зависимости от критерия, который применяется для выявления тех или иных компонентов социума, выделяют следующие тра­диционные типы социальных структур общества: этническую, демографическую, поселенческую, социально-классовую, стратификационную, профессионально-образовательную и т.д.

Качественные характеристики основных социальных структур общества:

· Этническая структура общества: основными элементами ее исторического развития выступают род, племя, народность и нация. Род и племя (союз родов) обладают практически идентич­ными признаками, такими, как: кровнородственные отношения, общность происхождения, поселения, языка, обычаев и верований. Отличает их наличие имени: у членов рода общее имя, а у членов племени - имена собственные. Развитие общества приводит к заме­не кровнородственных отношений социально-территориальными и к появлению народности, характеризующейся общими языком, территорией, верованиями, культурой, генезисом экономических отношений. Усиление экономических связей в эпоху капитализма приводит к формированию нации, с присущим ей единством тер­ритории, экономической жизни, культуры, психологического скла­да, языка и национального самосознания.

· Демографическая структура общества: ее базовым элементом является народонаселение, которое обладает способностью само­воспроизводства и проживает на той или иной территории (облас­ти, страны, региона, континента, планеты). Выделяют следующие демографические показатели: численность населения, плотность, темпы роста, половозрастная структура, миграционная мобиль­ность и др. Данные показатели подчеркивают преимущественное значение социально-экономических факторов динамики народона­селения над биологическими (хотя они также учитываются). Поселенческая структура общества означает пространс­твенную форму организации общества и представляет объедине­ние людей по их принадлежности к типу поселения (сельские, го­родские). Подчеркивается, что население, проживающее в разных типах поселений, отличается образом жизни, характером труда, условиями быта, количеством свободного времени, доступом к об­разованию и возможностями удовлетворения духовных потреб­ностей. В связи с этим обнаруживается современная тенденция расширения городского типа поселения за счет сельского.

· Социально-классовая структура общества разрабатывается в марксистской философии и представляет собой совокупность клас­сов, слоев и групп, которые различаются своим социально-эконо­мическим положением. Но базовой единицей структуры общества является класс, определение которого было дано В.И. Лениным в работе «Великий почин». Под классом понимаются большие груп­пы людей, различающиеся: 1) местом в исторически определен­ной системе общественного производства; 2) отношением к средс­твам производства (главный признак); 3) ролью в общественной организации труда; 4) способами получения и размерами доходов. Специфика такого подхода состоит в том, что основное внимание концентрируется вокруг роли классов, которые рассматриваются основной движущей силой социального прогресса. Экономичес­кий фактор становится главным, а те группы людей, которые не заняты в структурах материального производства (например, твор­ческая интеллигенция), не составляют самостоятельного класса.

· Стратификационная (от лат. stratum - слой, пласт) структура общества учитывает недостатки классового подхода и расширяет систему критериев дифференциации населения в связи с тем, что общество - это многомерная система. Основоположником тако­го подхода признан М. Вебер, дальше его развивали Т. Парсонс, П. Сорокин и др. В частности, в структуру общества включают­ся различные классы, слои, группы, т.е. социальные образования, которые находятся в прямой зависимости от неравномерного рас­пределения власти, прав и обязанностей, ценностей и привиле­гий. Страта - это группа людей, которые обладают одним и тем же социальным статусом, положением в общественной системе. Критериями стратификации выступают: форма собственности, имущественное положение, образование, профессия, властные отношения. Система таких критериев позволяет говорить об эко­номической, политической, профессиональной типах стратифика­ции. В рамках теории социальной стратификации особое внимание уделяется концепции социальной мобильности, которая подробно описана П. Сорокиным в работе «Социальная мобильность». Он выделяет два типа мобильности: 1) горизонтальную - переход из одной социальной группы в другую (например, из одного вуза в другой), при которой не изменяется социальный статус человека; 2) вертикальную (восходящая и нисходящая), представляющую собой своеобразный социальный лифт, который функционирует в разных сферах общества - экономической, политической и профес­сиональной.

Профессионально-образовательная структура, в качестве критериев выделения различных социальных групп использует такие параметры, как образование и профессиональная деятель­ность.

 

ВОПРОСЫ:



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: