Универсально-исторические законы у М. Вебера
Первым мысль о существовании универсально- исторических законов управления высказал в своем главном труде «Хозяйство и общество» (1956) М. Ве- бер. Разделив все существовавшие на свете типы эко- номик на бюджетные (нерыночные) и небюджетные (рыночные/, он писал о том, что каждому из них соот- ветствует свой тип управления. Противоположностью рыночной экономики у Вебера выступает бюджетная экономика и бюджетное управление. Понятие «бюд- жетное администрирование» достаточно часто встре- чается в концепции экономического действия Вебера. Так, например, термин «административная организа- ция» используется им для обозначения системы регу- лирования экономических действий, где цели унифи- цированно задаются некой властью, осуществляющей дисперсный контроль над конечными результатами.
Наряду с терминами «бюджетная экономика» и
«бюджетный менеджмент» у Вебера встречается слово- сочетание «бюджетно управляемая экономика», или
«экономика, управляемая посредством бюджета»89. В данном случае английский термин «экономика» лучше переводить как «хозяйство», поскольку примеры «бюд- жетно управляемой экономики» касаются, по словам Вебера, не только бюджета государства, но и бюджета отдельной рабочей семьи. Объединение столь разных явлений в одну категорию может показаться современ- ному читателю более чем странным. Однако с точки зре-
216 ния веберовской логики, оперирующей универсально-
Глава5.Универсально-историческиезаконыиерархии
историческими категориями и глобальными схемами, здесь нет ничего противоестественного. Более того, се- мья и государство обязаны стоять по одну сторону не- зримого континуума. Ибо на противоположном его по- люсе находятся ориентированные на прибыль формы хозяйства, такие, например, как деловое предприятие.
Экономический термин «бюджет» означает утвер- жденное в законодательном порядке распределение государственных доходов на определенный срок, либо предположительное исчисление ожидаемых доходов и расходов какой-либо организации или индивида. Отсю- да происходят выражения «потребительский бюджет» (баланс доходов и расходов семьи), «бюджет времени населения» (система показателей, характеризующая распределение затрат времени по видам его использо- вания). Часто Вебер употребляет термин «бюджетный» как эквивалент понятию «домашний» (от греческого oikos— дом, жилище, домашнее хозяйство).
Вебер уверяет, что примеров «бюджетной экономи- ки» в человеческой истории гораздо больше, чем эконо- мики рыночной. Практически всю свою историю чело- вечество прожило под знаменем «бюджетной экономики» и бюджетного менеджмента. Правда, в чистом виде «бюд- жетная экономика» встречались редко. В порах ее ткани ученые обнаруживают то сильные, то слабые примеси рыночной экономики и денежной калькуляции. Вебер указывает на то, что денежную калькуляцию — правда, без реального употребления денег или q их ограничен- ным применением— можно найти уже в Египте и Вави- лоне. Свидетельства о Применении в качестве средства измерения оплаты натурой обнаруживаются в законах Хаммурапи, на периферии Древнего Рима и в средневе- ковой Европе90. Но везде деньги использовались наряду с другими формами оплаты, а не как единственное пла- тежное средство. Однако только' безальтернативность денег служит верным признаком развитой рационализа- ции экономики.
|
I. Теоретический раздел
мощности. Одним из инструментов «бюджетной эконо- мики» выступает «доход». Судя по тому, как определяет его Вебер, речь идет о национальном доходе, совокупном товаре, выраженном в денежной форме91. Но это спра- ведливо лишь в том случае, если «бюджетная экономи- ка» охватывает— как при социализме— всю страну. Национальный доход рассчитывают либо по выражен- ному в денежной форме количеству товаров, произведен- ных в прошлом, либо исходя из неких рациональных потребностей или оценок, проектируемых в будущее. Степень товарности «бюджетной экономики» зависит от того, будет ли продаваться произведенная здесь продук- ция на внешнем рынке, т. е. там, где обмениваемые това- ры оцениваются в наиболее рациональной форме, и где они приобретают свою ликвидность. Если в «бюджетной экономике» достигнута высокая степень товарности, или конкурентоспособности ее продукции, то здесь возника- ют предпосылки для развития «рационального управле- ния». Но если общество или отдельная организация движутся по пути рационального менеджмента, то им придется отказаться от иллюзорной возможности раз и навсегда запланировать потребности людей. Если послед- ние заданы директивно, возникают сравнительно легко решаемые проблемы, не требующие сложной техники и особого искусства управления92 .
Упрощенный тип управления приживается там, где к удовлетворению потребителей подходят упрощенно. В та- кой экономике исчезают возможности использования ге- терогенных хозяйственных единиц, расчета сложных со- четаний рисков и непредсказуемых рыночных факторов, а значит, утрачивается и необходимость в совершенство- вании техники денежных расчетов. Проблемы решаются посредством применения традиционных методов, выру- чавших в прошлом, либо использования весьма прибли- зительных и грубых прикидок. Однако, с точки зрения Ве- бера, подобные приемы ведут к успеху, ибо в данном случае потребности людей неким образом стандартизи- рованы и спланированы наперед, а процесс удовлетворе- ния одинаковых потребностей не представляет никаких проблем93 . Здесь господствует традиция, а стандартизи- рованным потребностям людей соответствует набор стан- дартизированных же товаров, которые они могут приоб- ретать. Здесь царит ограниченный выбор. Подобные экономические и управленческие системы эффективны при неизменных условиях производства. Стоит внешней
218 среде измениться, например в случае неурожая, как воз-