лее вознаграждаемым. Везде, где существует иерархия, существует неравенство позиций и уровней управления. С социологической точки зрения неравенство некоррек- тно оценивать в этических терминах, поскольку оно выполняет как негативную, так и позитивную функции.
Управленческая иерархия может существовать в изустной традиции и нигде письменно не фиксировать- ся, а может оформляться специальными документами. Одним из них является знаменитая «Табель о рангах» Петра I и появившаяся вслед за ней «Табель о рангах» французского императора Наполеона. Первая состоя- ла из 14 классов— «чинов», вторая— всего из четы- рех. И сегодня все французские служащие публичной (центральной государственной) службы разбиты на классы А, В, С, Д. Класс А (около 20% всех бюрократов) объединяет тех, в нашей стране именуют «номен- клатурой». Это министры, начальники служб, департа- ментов, послы, высшие военные чины. Класс В — са- мый многочисленный (40%); в него входят, как правило, - люди, работающие на местах (например, префекты). Класс С (30%) и класс Д (7%) — состоит из «исполни- телей»: машинисток, стенографисток, секретарш, ре- ферентов. По сравнению с французским бывший (со- ветский) и нынешний (российский) аналоги класса Д гораздо больше, поскольку наш номенклатурный чинов- ник окружен целым сонмом секретарш, референтов, помощников, советников, шоферов.
Природа иерархии и мобильности состоит в пре- восходстве одних над другими. Люди, наделенные вла- стью, располагаются наверху общественной пирами- ды, другие, лишенные ее, — внизу. Такой порядок называется иерархическим.
Любая иерархия может быть представлена в виде пирамиды, состоящей из трех основных уровней — верхнего, среднего и нижнего. В управленческой иерар- хии это уровни управления, в социальной — классы.
Социальная иерархия устроена таким образом, что внизу (в основании пирамиды) находится большинство населения, а наверху — большинство благ и привиле- гий, к которым стремятся люди (власть, богатство, вли- яние, льготы, Социальные блага — это дефи- цитные ресурсы, которые присутствуют или доступны наибольшему количеству людей в наименьшем числе. Если верх и низ социальной пирамиды уподобить полюсам магнита, то окажется, что между ними возни- кает напряжение, которое можно назвать социальным.