Формальная организация

Из предыдущего материала мы усвоили, что соци- альная организация — это совокупность двух или более индивидов, в рамках которой существуют формально


 

 


Теоретический  раздел

зафиксированные разделение труда и распределение функций; построена иерархия статусов; а права и обя- занности закреплены специальными документами. Так, при создании малого предприятия вы должны получить лицензию на право деятельности, для чего подаете в со- ответствующий орган пакет документов, включающий устав организации, ее штатную структуру, описание сферы деятельности и полномочий, источников финан- сирования и т. д. Этот пример демонстрирует нам, что социальная организация представляет собой образец формализованной системы, главным свойством которой выступает функциональная связь элементов.

Логика формирования формальных организаций обусловлена необходимостью преодоления чрезмерной сложности и многообразия управленческих отношений путем упрощения, стандартизации, формализации и сведения их к отношениям между должностными по- зициями и рабочими функциями. Формализация отно- шений рассматривается как рациональное по своей природе, интернациональное и универсальное явление, охватывающее как систему властных отношений, так и содержание выполняемой деятельности.

Как формальные, так и неформальные отношения в организации не хаотичны и не случайны: они строго упорядочены и подчиняются определенным закономер- ностям. На них можно воздействовать, ими можно управлять, как управляют, например, кораблем или оркестром. Благодаря подобным качествам формальные или неформальные отношения получили название организации, или структуры.

В социальной организации предприятия есть; 1) единая цель (производство продукции или оказание услуг); 2) система власти или управление, требующее подчинения нижестоящих вышестоящим; 3) распреде- ление функций (полномочий и обязанностей) между взаимодействующими группами работников.

434
Четкая иерархия подчинения составляет суть со- циальной организации и находит свое выражение в структуре целевых функций. Достижение основных целей — изготовление товаров или оказание услуг — требует сотрудничества многих людей, каждый из ко- торых выполняет строго предписанные ему задачи. Работу по целям именуют целевой организацией. Наи- более полно целевая (или административная) органи- зация была описана О.И. Шкаратаном как система официальных отношений, определенных предписани-


 

ями, инструкциями, правилами, законами, распоряже- ниями, техническими нормативами, картами функцио- нальных обязанностей, штатным расписанием. Как таковая она включает в себя: 1) распределение функ- ций (горизонтальная организация) между бригадами, участками, цехами, отделами (структура и методы де- ятельности которых оформлены положениями, инст- рукциями и другими официальными документами);

2) субординацию должностей (вертикальная специали- зация), определяющую свойственные разным уровням объем и меру ответственности в принятии решений;

3) систему коммуникаций— средства и каналы пере- дачи информации, которая движется «сверху вниз» (пе- редача распоряжений, указаний, заданий), «снизу вверх» (отчеты подчиненных) и по горизонтали (кон-

сультация и обмен мнениями равныхпо рангу). Все функции объединяет руководство, т. е. организация процесса управления, обеспечивающая принятие оп- тимального решения и его практическое осуществле- ние, а также контроль и проверку исполнения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: