Из предыдущего материала мы усвоили, что соци- альная организация — это совокупность двух или более индивидов, в рамках которой существуют формально
Теоретический раздел
зафиксированные разделение труда и распределение функций; построена иерархия статусов; а права и обя- занности закреплены специальными документами. Так, при создании малого предприятия вы должны получить лицензию на право деятельности, для чего подаете в со- ответствующий орган пакет документов, включающий устав организации, ее штатную структуру, описание сферы деятельности и полномочий, источников финан- сирования и т. д. Этот пример демонстрирует нам, что социальная организация представляет собой образец формализованной системы, главным свойством которой выступает функциональная связь элементов.
Логика формирования формальных организаций обусловлена необходимостью преодоления чрезмерной сложности и многообразия управленческих отношений путем упрощения, стандартизации, формализации и сведения их к отношениям между должностными по- зициями и рабочими функциями. Формализация отно- шений рассматривается как рациональное по своей природе, интернациональное и универсальное явление, охватывающее как систему властных отношений, так и содержание выполняемой деятельности.
|
|
Как формальные, так и неформальные отношения в организации не хаотичны и не случайны: они строго упорядочены и подчиняются определенным закономер- ностям. На них можно воздействовать, ими можно управлять, как управляют, например, кораблем или оркестром. Благодаря подобным качествам формальные или неформальные отношения получили название организации, или структуры.
В социальной организации предприятия есть; 1) единая цель (производство продукции или оказание услуг); 2) система власти или управление, требующее подчинения нижестоящих вышестоящим; 3) распреде- ление функций (полномочий и обязанностей) между взаимодействующими группами работников.
|
ями, инструкциями, правилами, законами, распоряже- ниями, техническими нормативами, картами функцио- нальных обязанностей, штатным расписанием. Как таковая она включает в себя: 1) распределение функ- ций (горизонтальная организация) между бригадами, участками, цехами, отделами (структура и методы де- ятельности которых оформлены положениями, инст- рукциями и другими официальными документами);
|
|
2) субординацию должностей (вертикальная специали- зация), определяющую свойственные разным уровням объем и меру ответственности в принятии решений;
3) систему коммуникаций— средства и каналы пере- дачи информации, которая движется «сверху вниз» (пе- редача распоряжений, указаний, заданий), «снизу вверх» (отчеты подчиненных) и по горизонтали (кон-
сультация и обмен мнениями равныхпо рангу). Все функции объединяет руководство, т. е. организация процесса управления, обеспечивающая принятие оп- тимального решения и его практическое осуществле- ние, а также контроль и проверку исполнения.