Модель Came. В. Сате рассматривает влияние куль- туры на организационную жизнь через семь процес-
I. Теоретический раздел
сов: кооперацию между индивидами и частями орга- низации; принятие решений; контроль; коммуникации; посвященность организации; восприятие организаци- онной среды; оправдание своего поведения.
При этом первые три процесса корреспондируют- ся с первым, поверхностным уровнем организационной культуры или образцами организационного поведения, а следующие четыре — со вторым, подповерхностным уровнем, имеющим «ценностную» основу. От того, как эти процессы протекают, зависит эффективность функ- ционирования организации.
Кооперацию, как образец поведения в организации, нельзя установить только с помощью формальных управленческих мер, ибо невозможно предусмотреть все возможные случаи. Насколько действительно люди кооперируются в организации, зависит от разделяемых ими предположений в этой области. В одних организа- циях высшей ценностью является групповая работа, в других — внутренняя конкуренция. Говоря другими словами, все зависит от того, какая философия преоб- ладает в организации: индивидуалистская или коллек- тивистская.
|
|
Влияние культуры на принятие решений осуще- ствляется через разделяемые верования и ценности, формирующие у членов организации устойчивый на- бор базовых предположений и предпочтений. Посколь- ку организационная культура может способствовать сведению разногласий к минимуму, то процесс приня- тия решений становится более эффективным.
Сущность процесса контроля заключается в сти- мулировании действий в направлении достижения поставленных целей. В природе управления существу- ют три механизма контроля: рынок, администрирова- ние и клановость. Обычно в организациях присутству- ют, но в разной степени, все три механизма сразу. При рыночном механизме контроля полагаются в основном на цены: меняющиеся цены и платежи должны стиму- лировать необходимые изменения в организации.
Административный механизм контроля строится на формальном авторитете, а сам процесс состоит в изменении правил и процедур посредством издания директив. В основе данного механизма лежат два пред- положения: сверху виднее, какими мерами достичь желаемого результата, работники подчиняются без проблем в пределах разделяемых базовых предполо- жений.