циолог — почти всегда кабинетный деятель: он препо- дает, исследует или консультирует в лаборатории, ауди- тории или офисе, т. е. в среде себе подобных.
Напротив, прикладные социологические исследо- вания полихроматичны, многоаспектны. Куда только не закидывает судьба ученого-прикладника. Если рас- положить играемые им роли на некотором континуу- ме, то окажется, что количество ролейчрезвычайно велико и многообразно.
Академические и прикладные исследования раз- личаются и своими аудиториями. Аудитория приклад- ников — это клиенты, финансирующие исследования в надежде получить полезные для себя результаты. Аудитория академических социологов более аморфна и размыта: статьи в профессиональных журналах и монографиях, преподавание в университетах — вот способы ее поиска и нахождения.
Различаются они и своими источниками. Акаде- мические исследования возникли в центральных депар- таментах университетов, прикладные же были выде- лены в самостоятельные институты и университетские центры. Отделение свидетельствовало, скорее, не о малой престижности труда прикладников, а о том, что заниматься заказными работами, оставаясь в рамках жестко фиксированного посеместрового расписания, подчиняясь во всем академическим правилам препо- давания, было достаточно сложно. Академическая си- стема оказалась неподготовленной для проведения прикладных исследований прежде всего организаци- онно. Поэтому социоинженеры и клиницисты ушли из университетских корпусов, найдя свои места в плано- вых отделах государственных органов управления или в маркетинговых департаментах частных фирм.
|
|
Специалисты называют и другие критерии разли- чения двух типов исследований. К примеру, если ис- следование предназначено для проверки теоретичес- ких идей, то оно квалифицируется как академическое, когда же эмпирическое исследование проводится с целью проверки практических положений социальной программы, разработанной по заказу клиента, его на- зывают прикладным. Подобную точку зрения выска- зал в 1962 г. Г. Зеттерберг. Различаются исследования и по своему стилю. Академические исследования це- нятся за элегантность и простоту теории, а публикуе- мые результаты — за методологическую изощренность
652 и абстрактность. В прикладных исследованиях главное