Ни в зарубежной, ни в отечественной литературе невозможно найти четкого и однозначного ответа на вопрос, в чем состоит специфика социального и соци- ологического исследований. Иногда эти понятия ис- пользуются как синонимы; в других случаях между ними проводят некоторое разграничение.
|
Глава 1. Прикладные СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ исследования
типа эмпирических исследований: 1) собственно дисцип- линарные (юристы изучают конкретные правовые про- блемы, историки — исторические и т.д.) и 2) те, что направлены на изучение социальных проблем, с кото- рыми сталкивается данная дисциплина (так, юристы изучают социальные проблемы преступности, истори- ки — социальные проблемы исторической реальности и т.д.). Второй тип исследований получил название кон- кретных социальных исследований.
|
|
Социологическое исследование возникло как ис- следование резидуаЛьное. При помощи эмпирических методов социологи изучают то, что не исследуют юри- . сты, экономисты, философы и представители других общественных наук. Речь идет прежде всего о соци- альной структуре, социальных институтах и целом ряде аналогичных феноменов, составляющих теоретическое ядро социологии и постигаемых посредством теорети- ческих и эмпирических социологических исследова- ний. Иными словами, социологическим, (в полном смысле этого слова) можно признать только такое ис- следование, которое направлено на изучение чисто социологических проблем и регулируется теорией со- циологического знания.
В тезисной форме различия между социологичес- ким и социальным типами исследования можно сфор- мулировать следующим образом:
• понятие «социальное исследование» шире понятия «соци- ологическое исследование»;
• понятие «социальное исследование» не отражает сто- ящую за ним конкретную науку, в то время как за социо- логическим исследованием стоит социология;
• социологическое исследование нормировано идеалом на- учного метода, а социальное нет;
• социологическое исследование определено предметом, тематикой, а также методом социодогии, в то время как социальное исследование нет;
• у социологического исследования есть специфический метод, у социального исследования он отсутствует;
• социальное исследование охватывает любые социальные проблемы общества, социологическое исследование зат- рагивает узкий круг проблем, заданных предметом социо- логии;
|
|
• социальные исследования (опросы) проводят юристы, врачи, экономисты, журналисты, кадровики и другие, так называемые «общественные социологи». Социологичес-
кое исследование, отличительной чертой которого явля-
ется спаянность теории и метода, проводят только про- фессионалы;
• социальное исследование представляет собой широкий взглядна общество, социологическое — узкий, специализи- рованный. Таким образом, социологическое исследование можно рассматриватькакчастный случай обществозпания.
В целом можно утверждать, что социологическим называется такое исследование, при котором одни социальные явления объясняются при помощи других социальных явлений. Принцип объяснения явлений посредством обращения к явлениям того же типа при- меняется во всех строгих дисциплинах, имеющих са- мостоятельный методологический статус, собственные предмет и методы исследования. Напротив, в междис- циплинарных областях знания один тип явлений объяс- няется через другой. Так, в антропологии костные ос- танки человека кладутся в один объяснительный ряд с культурными артефактами или семейными структура- ми. В социальной географии в одно целое смешивают- ся географические и социальные события и т.п.
Как только ученый-социолог пытается объяснить социальные факты, обращаясь к экономическим, физи- ческим, психологическим и иным явлениям, он покидает границы социологии как строгой науки. Многочислен- ные теории социального дарвинизма, географического детерминизма, психологические школы в социологии не относятся к разряду социологических теорий. Это соци- альные теории.
Так что же такое социальное исследование? Под ним следует понимать широкий класс исследований, где социальные факты объясняются через психофизи- ологические, психические, правовые, экономические и т.п. факты. Социальное исследование не принадлежит области социологии. Это междисциплинарное иссле- дование. Сформировавшиеся на стыке социологии и родственной обществоведческой дисциплины, напри- мер экономики, социальные исследования принадле- жат сразу двух наукам — социологии и экономике.
В одних случаях новое направление никак не на- зывается, в других оно получает самостоятельное на- звание, статус и предмет. Скажем, социальные иссле- дования, проводимые с привлечением социологии и педагогики не получили статуса самостоятельной дис- циплины. Напротив, социально-экономические иссле- дования, сформировавшиеся на стыке социологии и
656 экономики, превратились сегодня в мощную научную
Глава Прикладные социологические исследования
дисциплину — экономическую социологию. О ее ста- тусе, предмете и методах ученые еще ведут дискуссии, однако несомненно одно: экономическая социология привлекает сотни и тысячи исследователей, препода- вателей, студентов, изучающих социологические аспек- ты рынка, предпринимательства, маркетинга и т.д. Сформировавшийся ныне на границах социологии и ряда других научных дисциплин широкий пласт при- кладных (отраслевых) направлений занят как раз та- кими междисциплинарными, или социальными, иссле- дованиями.
• Специфика прикладного
СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО исследования
Мы уже говорили о том, что любая научная дис- циплина представляет собой сложноорганизованное, многоуровневое знание. Каждый уровень отличается собственной спецификой и присущими только ему приемами и методами.
Логика и статус прикладных исследований до сих пор остаются мало изученными. При этом в естество- знаний прикладные области выделяются легче, чем в социологии. Прикладная физика — это то, чем зани- маются ученые-практики, в то время как фундамен- тальная физика — наука, творящаяся в лабораториях и кабинетах. Первая представляет собой конкретное знание, вторая — абстрактное. Но мир человеческого поведения трудно представить как систему абстракт- ного знания; Все, что относится к социальным наукам, добывается учеными в лабораторных экспериментах и (или) полевых исследованиях.
|
|
В естествознании фундаментальные факты полу- чают путем абстрагирования явлений (изъятия их из совокупности конкретных связей) и дальнейшей про- верки в лабораторных исследованиях. Таков дедуктив- ный путь. Социальные ученые идут к истине индук- тивным путем: они, начинают с практики, поднимаясь затем до высот абстрактной теории.
Специалисты расходятся во мнениях: одни при- держиваются расширительного подхода, с позиций которого практически все типы социологического ис- следования можно квалифицировать как конкретно- социологические, эмпирические, прикладные, конк- ретно-эмпирические и т.п. (при этом соединяется
несоединимое: эмпирическое исследование вдруг ста- вит своей целью получение теоретических законов, а сама теория превращается в эмпирическое описание, состоящее из множества взаимосвязанных утвержде- ний); другие объединяют теоретическое знание с при- кладным, в результате чего получают теоретико-при- кладные исследования, не являющиеся, по существу, эмпирическими.
Общее для всех точек зрения состоит в том, что прикладное исследование либо а) отождествляется с другими, как правило, эмпирическими, исследования- ми, либо 6) понимается как упрощенный, неразвитый уровень других типов исследования, либо в) трактует- ся как исследование, ориентированное на практику, ее измерения.
В 1980-е гг. обнаружился отход от упрощенной трак- товки прикладного исследования. В это время появи- лись работы, в которых оно выделялось в самостоятель- ный тип познания со специфической методологией, процедурой и логикой разработки практических меро- приятий. Считалось, что прикладное исследование на- чинается там, где кончается исследование эмпиричес- кое, В «Словаре прикладной социологии» данный тип исследования специфицировался по своей цели (ис- пользование знания законов, обнаруженных в фунда- ментальном исследовании, в конкретных социальных условиях), но не по характеру.
|
|
В дальнейшем прикладное исследование связыва- лось с функциями заводских (промышленных) или практикующих социологов, о кдторых мы говорили ранее. Широкое развитие социального планирования и управления, социального проектирования и норми- рования потребовало разработки теоретических и ме- тодологических оснований прикладного исследования как особого типа познания и практической деятельно- сти. В литературе сложилась, его «инновационная» концепция, подразумевающая, с одной стороны, соци- альное планирование нововведений и социологическое обеспечение организационной перестройки, а с дру- гой — технологию инновационного социологического исследования, существенно отличающегося от иссле- дования описательного плана не только по своим це- лям, но и по структуре. Таким образом, в отечествен- ной литературе произошла качественная переоценка логики, структуры и целей прикладного исследования.
658Из побочного метода познания, «растворенного» в