лизироваться всю жизнь на одной проблеме, гораздо чаще ему приходится браться за решение самых раз- ных вопросов. В сфере бизнеса это — рыночное пове- дение, средства пропаганды и рекламы, поведение потребителей, конъюнктура спроса и предложения, трудовая мораль, тестирование личных и деловых ка- честв, стили руководства. Кроме того, прикладник дол- жен хорошо знать сразу несколько наук: статистику, экономику, социологию, психологию, право и т.п.
В промышленной организации прикладник зани- мает место функционального специалиста. Однако в отличие от инженера, технолога или бухгалтера, кото- рые трудятся на предприятии постоянно и считаются
- «своими», социальный ученый — всегда аутсайдер, стоящий вне традиций изучаемой им организации. Изолированный от своих коллег, он в то же время тес- но связан с администрацией, хотя и остается для нее маргинальной личностью.
Прикладник выполняет две функции: 1) непосред- ственно научную (будучи ученым-исследователем, участвующим в том или ином проекте; 2) социально опосредствованную (выступая в роли посредника при решении трудовых конфликтов, выполняя функции су- первайзера, менеджера, выбираемого или назначае- мого общественного деятеля). Вместе с тем для при- кладника не характерно постоянное пребывание в должности. Если дела у фирмы идут хорошо, он мо- жет рассчитывать лишь на более или менее долговре- менную занятость.
|
|
Специфика функционального статуса прикладни- ка заключается еще и в том, что в организации он всегда под жестким контролем. В это понятие вклады- вается установление конкретных сроков завершения работы, зависимость от результатов деятельности дру- гих (ученых, менеджеров, функциональных специали- стов, администрации) людей. Академическая же рабо- та — индивидуальная автономия, свобода творчества, незначительный контроль сверху. Ясно, что для людей несобранных, безынициативных прикладная работа не подойдет.
В учебниках и методических пособиях социологу, когда он сталкивается с респондентами или заключает контракт с администрацией, рекомендуют занимать нейтральную позицию. Однако жизнь опровергает иллюзию возможности подобного развития событий.
650 Поначалу к индустриальному социологу относятся на
предприятии по-дружески. Но вот наступает первая фаза исследования: для сбора предварительной инфор- мации, анализа заводской документации и беседы с экспертами социологу приходится подолгу вращаться среди руководства предприятия и цехов, консультиро- вать и консультироваться с менеджерами и специали- стами функциональных служб.
Буквально через месяц, вспоминает собственный опыт прикладник Д. Миллер, рабочие начинают смот- реть на социолога как на марионетку администрации или, что еще хуже, штатного агента. Все, о чем он выспрашивает у простых людей, воспринимается ими как доносительство, выведывание секретов с целью передачи информации наверх.
|
|
Не ведая об этом, другой прикладник Р. Брайн, вознамерился провести на предприятии эмпирическое исследование. Не ставя перед собой сложных задач, он решил ограничиться обычным опросом. Брайн спра- шивал респондентов о специфике межличностных от- ношений в группе: кто кого любит или не любит, кто кому симпатизирует или нет и, наоборот. Особых труд- ностей не предвиделось, однако, рабочие не пошли на контакт. Они отвечали неискренне, причисляя к груп- пе эмоционально приемлемых буквально всех поиме- нованных в анкете. Опрос был под угрозой срыва, а потому пришлось изменить методику и конструкцию вопросника. Во второй раз Брайн спрашивал респон- дентов Только о десяти самых близких им товарищах, и эта стратегия привела его к успеху. Таким образом,. он пришел к выводу, что исследователь способен зна- чимо влиять на ход и результаты проводимого им ис- следования.
Описанные случаи подтверждают давно известную истину, получившую в науке название «хоторнского эффекта», под которым понимается влияние ученого на ход исследования. Хоторнский эффект — неустрани- мый фактор индустриальной социологии. Позиция со- циолога не может оставаться нейтральной, как бы он к этому ни стремился. Его поведение «в поле» — резуль- тирующая двух систем ценностей: науки и организации. А посему социолог-прикладник должен быть готов к компромиссу между двумя мирами (рабочих и менед- жеров), в которых он вынужден жить и трудиться.
Можно с уверенностью утверждать, что по разно- образию социокультурных ролей ученого академичес- кая социология монохроматична. Академический со-