Глава 3. Поиск, отбор и набор персонала

должностных инструкций и требований, предъявляе- мых к персоналу, имеет принципиальное значение, он лучше знает коллектив, в который «вливается» нови- чок. В то время как специалист по кадрам лучше спра- вится с объявлением о приеме на работу, подбором кан- дидатов и сможет оказать помощь при проведении интервью, за сам отбор отвечает в первую очередь со- ответствующий линейный менеджер.

Конечно, далеко не все организации реализуют совокупность ступеней отбора персонала полностью, по- скольку это требует слишком много времени и больших затрат.  Некоторые  этапы проводятся  параллельно. В целом, чем важнее вакантный пост, тем вероятнее ис- пользование приемов каждой ступени. Большая часть предприятий и организаций использует отборочную бе- седу, заполнение бланков-заявлений и просто беседу. Тесты применяются сравнительно небольшим количе- ством работодателей. Ниже приводятся результаты об- следования 437 фирм на предмет использования ими тех или иных процедур принятия решений по отбору кадров при найме или продвижении по службе346 .

Таблица 3

 

 

Процент  к обще му  числу  обследованных я = 437)
Процедуры для  кандидатов извне Процедуры для  кандидатов на  повышение
Проверка  рекомендаций или послужного  списка   97   67
Не  имеющие предварительной  схемы беседы   81   70
Тест на качество работы и навыки 75 40
Медицинский  осмотр 52 8
Схематическая  беседа 47 32
Изучение  кандидатур агентством  вне  предприятия   26   3
Тест на знание специфики работы 22 15
Тест на умственные способности 20 10
Бланк-заявление • 11 7
Тест на личные качества 9 4
Центр по оценке работников 6 7
Тест на физические способности 6 4
Тест на детекторе лжи 6 1
Другие •3 2

 

 


 

Рекруитмент (опыт России)


II. Практический раздел


 

Рекруитерские агентства — любое действующее на рынке труда экономическое образование, предла- гающее потенциальным работодателям услуги по под- бору персонала (рекруитмент).

Понятие «рекруитмент» пришло к нам из англий- ского языка. Дословно recruitment — вербовка, набор новобранцев, комплектование личного состава. Во всем мире наличие системы услуг по подбору персонала считается одним из элементов развитой инфраструк- туры рынка труда. По данным консалтинговой фирмы

«Palmen Institute» (США), сегодня к услугам рекруите- ров прибегают  98%  всех  американских  компаний. В России первые рекруитерские агентства появились в конце 80-х — начале 90-х годов XX в.

Условно историю развития рекруитерского бизне- са в России можно разделить на два этапа. Первый, ранний этап охватывает период с 1989 по 1991 г. Уже тогда стало очевидно, что внутри единого нарождаю- щегося рынка рекруитерских услуг формируются два отдельных, принципиально отличных друг от друга направления или сектора. Первый предлагал свои услуги исключительно частным иностранным компа- ниям и их российским представительствам. В те годы монопольные позиции здесь занимало Управление по обслуживанию Дипломатического корпуса (УПДК). Конкурировать с ним частным или негосударственным фирмам было крайне сложно.

Возникновению спроса на квалифицированных спе- циалистов со стороны западных фирм, работающих в на- шей стране, способствовали, с одной стороны, бурное развитие в СССР рыночных отношений и приток инос- транного капитала, с другой— появившаяся в 1988 г. возможность создавать совместные предприятия (СП). Именно расцвет СП, персонал для которых разрешалось набирать без участия УПДК, позволил встать на ноги первым частным рекруитерским агентствам («Анкор», Московский кадровый центр, Балтийская консультаци- оннаягруппа,«Бизнеслинк»).

Второй сектор (агентство  «Триза» и отделившиеся от нее многочисленные фирмы и частные биржи тру- да) пытался специализироваться на обслуживании госструктур. Однако спрос со стороны последних был невелик (государственные предприятия были заинте- ресованы главным образом в подборе временных ма- локвалифицированных работников,  обслуживающего


 

 







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: