Определение консалтинга

 

По большому счету, любая фирма или человек имеют право утверждать, и не безосновательно, что они оказывают консалтинговые услуги. В переводе с анг- лийского «consulting» означает «оказание помощи, со- ветование, лечение» Консалтинг — совокупность зна- ний из разных дисциплин (управления, социологии, экономики, права, психологии, системного подхода и др.), которые использует специалист, не только хоро- шо владеющий ими на теоретическом уровне, но и по- нимающий их прикладной потенциал ценных практи- ческих советов или рекомендаций. Таким образом, тот, кто называет себя консультантом, является помощни- ком, заинтересованным попутчиком в деле непрерыв- ной работы но усовершенствованию организаций.

Менеджмент-консалтинг заключается в предо- ставлении независимых советов и помощи по вопросам управления, включая определение и оценку проблем и/ или возможностей, рекомендации соответствующих мер и помощь в их реализации. Спрос на управленческое консультирование отражает уровень индустриализации и экономического развития страны, а также сложность и запутанность проблем в области руководства и управ- ления, с которыми сталкиваются частные и государ- ственные предприятия и организации. Одним из фак- торов усиления спроса на консалтинговые услуги является наличие потребности в эффективности и бо- лее высоких стандартах функционирования органи- заций.

С начала 60-х годов XX в. управленческим кон- сультированием начали заниматься  фирмы  «Большой

842 восьмерки»:  Arthur  Andersen;  Arthur  Young;  Coopers  and


 

 


Глава 4. Консалтинг: история, теория и практика                               

Lybrand; Deloitte Haskings and Sells; Ernst and Whinney; Peat, Marwick, Mitchell; Price Waterhouse; Touche Ross. Впоследствии некоторые из этих фирм объединились, образовав «Большую шестерку», в которую вошли Arthur Andersen; Ernst and Young; Coopers and Lybrand; Deloitte and Touche; KPMG; Price Waterhouse. В 1998 г. наметились слияния KPMG с Ernst and Young и Price Waterhouse с Coopers and Lybrand. На практике слия- ние произошло только у Price Waterhouse с Coopers and Lybrand. С тех пор крупнейшие аудиторско-консал- тинговые компании  называют  «Большой  пятеркой». В 1998 г. суммарные доходы «Большой пятерки» оце- нивались в 60 млрд. долл., а их персонал составлял при- мерно 500 000 человек351 .

В 1970-е годы консалтинг получил широкое рас- пространение в промышленности США, где на каждые

100  управляющих  приходился  1  консультант.  В  80-е годы XX в. появился термин «консультанто-вооружен- ность», определяющий отношение общего числа жите- лей страны к числу консультантов. В Японии этот по- казатель равен 2,5 тыс.чел.; в США— 4,5; в странах Западной Европы— 12,5; в развивающихся странах — 250 — 300352. В документах IV Всемирного конгресса кон- сультантов (1996 г.) констатировалось, что консалтинг является всемирной отраслью экономики —- индустри- ей, находящейся в процессе становления.

В СССР формирование и развитие управленчес- кого консалтинга началось в  середине  1960-х годов. В целом  эволюцию  управленческого  консалтинга  в нашей стране можно разделить на несколько этапов. Первый этап (конец 60-х — начало 70-х годов XX в.) характеризовался изучением экономических и соци- ально-психологических аспектов организационных от- ношений на производстве, противоречий между фор- мальной и  неформальной структурами  организации, методов разрешения организационных конфликтов и

выработки практических рекомендаций.

Второй этап (конец 1970-х годов) ознаменовался изучением процедуры и механизмов принятия управ- ленческих решений: информационного обеспечения, отношений руководства и подчинения, их влияния на качество и содержание решений и т. д.

В начале 1980-х годов — третий этап — осозна- ние безвыходности и застоя вызвали особый интерес, к проблемам модернизации, что выразилось в исследо- ваниях различных типов нововведений.


 

 


II.  Практический раздел

Последний, четвертый этап был связан с процес- сом перестройки 1985 г. В этот период обозначился реальный спрос на консультационные услуги. Кон- сультанты получили действительную возможность участвовать в совершенствовании управления на ком- мерческих условиях.

В период 70 — 80-х годов XX в. были распростране- ны следующие основные виды управленческого кон- сультирования:

• консультирование проекта, при котором консуль- тант на основе диагностики, собственных знаний и опыта самостоятельно вырабатывает и предла- гает руководству организации (ведомства) проект конкретного решения реальной проблемы;

• консультирование процесса, при котором консуль- тант организует специальными средствами груп- повую работу сотрудников клиентской организа- ции с целью поиска нужного решения (например, в виде проблемных совещаний или практических деловых игр);

• консультирование через рефлексию, когда кон- сультант на основе диагностики представляет ру- ководителю картину его деятельности с целью вызвать у него осознание собственных ошибок и стремление корректировать свое поведение;

• консультирование через взаимообучение, когда консультант организует по специальной програм- ме между руководителями разных служб и орга- низаций непосредственный обмен навыками и достижениями;

• учебное консультирование, когда консультант в аудиторной обстановке демонстрирует работникам управления уже отработанные пути и способы ре- шения различных нетривиальных задач353.

На практике консультанты пользовались сочета- ниями этих видов консалтинга, исходя из характера задачи и ситуации на объекте. При этом важная отли- чительная черта методов управленческого консульти- рования состояла в том, что они выступали средством активного включения работников в содержательный поиск путей и форм осуществления изменений в соб- ственной среде.

В 80 —90-е гг. XX в. широко развивалось управлен- ческое консультирование с применением инновацион- ных и организационных игр.


 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: