N. Практический раздел

В число крупных тематических специализаций входят следующие разновидности консалтинга:

управленческий  консалтинг;

психологический  консалтинг;

экономический  консалтинг;

социальный консалтинг;

юридический  консалтинг;

организационный  консалтинг;

кадровый консалтинг.

Существуют два ведущих международных профес- сиональных объединения консалтинговых фирм:

1. Европейская федерация ассоциаций по экономи- ке и управлению (ФЕАКО) была основана в 1960 г. в Париже, а в 1991 г. ее штаб-квартира была пере- несена в Брюссель. В настоящее время членами ФЕАКО  являются  25  национальных ассоциаций стран Европы (по одной от каждой страны, в том числе 17 — из стран Западной и 8— из стран Цен- тральной и Восточной Европы). Ассоциации-чле- ны ФЕАКО включают 1200 консалтинговых фирм, насчитывающих более 12 000 консультантов.

2. Ассоциация  менеджмент-консалтинговых  фирм (АМКФ)  была  основана  в  1929 г. и является ста- рейшей в мире консалтинговой ассоциацией. Воз- никнув изначально в качестве национальной ассо- циации консалтинговых фирм США, в середине 1990-х гг, она де-факто обозначила себя как меж- дународную ассоциацию, включив в свое название подзаголовок «Всемирная ассоциация консалтин- говых фирм». В отличие от ФЕАКО АМКФ— не межнациональное,  а  транснациональное  объеди- нение, ибо ее международный статус основывает- ся на том, что членами данной организации явля- ются крупнейшие американские консалтинговые фирмы, имеющие филиалы практически во всех ре- гионах  мира355.

Главными уставными задачами профессиональных ассоциаций и институтов консультантов являются обес- печение и гарантирование высокого качества консал- тинговых услуг и профессионального поведения своих членов.

Анализ структуры услуг 40 крупнейших консалтин- говых фирм показал, что большинство (31%) составля- ют консалтинговые услуги в области управления опера- циями и процессами, включая проблемы реорганизации бизнеса и тотального управления качеством.


На  сегодняшний  день  в  большинстве  развитых стран мира консультирование по проблемам экономи- ки и управления рассматривается в качестве отдель- ного  сектора  профессиональных  услуг.  Этот  рынок оценивается почти в 90 млрд. долл. с годовым потенци- алом роста в течение последних нескольких лет поряд- ка 15 — 20 процентов. В 1993 г. объем консалтинговых услуг составлял около 25 млрд. долларов, в 1994 г. — порядка 34 млрд. долларов, в 1995 г. — около 40 млрд. долларов. В 1999 г. только в США годовой объем кон- салтинговых услуг составил около 50 млрд. долларов356. В 1998 г. доходы от аудиторских услуг в мировом масштабе составили около 70 млрд долл., а объём про- даж сектора консультационных услуг достиг 90 млрд долл., где на долю консультирования в области инфор- мационных технологий пришлось порядка 60%. В пос- ледние три года рост объемов продаж консалтинговых услуг составляет ежегодно не менее  10%. По данным New York Times,  15% компаний пользуются услугами консультантов на регулярной основе, а 35% прибегают

к помощи консультантов по мере необходимости.

В целом сектор консалтинговых услуг развивается по сравнению с другими отраслями мировой экономи- ки опережающими темпами. Бурное развитие рынка консалтинговых услуг ожидается или уже наблюдается в странах Центральной и Восточной Европы, СНГ и Китае. Наиболее перспективным, с точки зрения объе- ма спроса, считается рынок Китая.

Управленческий  консалтинг                      

Управленческий консалтинг зародился в ходе про- мышленной революции, с появлением первых фабрик, и повлек за собой соответствующие институциональ- ные и социальные преобразования. Сегодня в мире на- считывается около 1720 фирм, специализирующихся в области управленческого консалтинга. По параметрам численности специалистов и объема годового оборота услуг 40 из этих фирм можно считать крупными, 180 — средними, а 1500— мелкими. Мировой рынок управ- ленческих консультационных услуг поделен следую- щим образом: 40 самых крупных консалтинговых фирм обслуживают 66% этого рынка, 180 средних— 25%, 1500 мелких— 9357. На долю США приходится порядка 49% всего мирового рынка управленческих консалтинговых

услуг.                                                            847


Управленческий консалтинг — это профессио- нальная помощь в анализе и решении проблем фун- кционирования и развития организаций, оказываемая специалистами по управлению руководителям и уп- равленческому персоналу этих организаций в форме советов, рекомендаций и совместно вырабатываемых решений.

В настоящее время профессиональные консалтин- говые ассоциации существуют в 42 странах мира. Обычно членство в них является корпоративным, т. е. они объединяют не индивидуальных консультантов, а консалтинговые фирмы. Индивидуальные консультан- ты создают специальные формы объединений, назы- ваемые «институтами менеджмент-консалтинга». На- циональные консалтинговые институты объединены в Международный совет консалтинговых институтов со штаб-квартирой в Торонто (Канада). Помимо профес- сиональных консалтинговых ассоциаций, существуют также организации, в которые консультанты включа- ются наряду с другими специалистами в области ме- неджмента.

Практика управленческого консультирования охва- тывает широкие сферы менеджмента в частном, обще- ственном и некоммерческом секторах. Управленческое консультирование классифицируется в зависимости от функциональной специализации (стратегическое плани- рование, маркетинг, производство, человеческие ресур- сы, финансы, информационные технологии); промыш- ленной отраслевой специализации (финансы, транспорт, образование, здравоохранение и многое другое). Есть консультанты, специализирующиеся по управлению изменениями окружения организации, по управлению изменениями внутри организации. Вместе с тем суще- ствуют принципы, общие для всех видов управленчес- ко-консультационной деятельности и составляющие ос- нову профессиональной компетенции в этой области.

Управленческое консультирование — лишь один из видов квалифицированной помощи, оказываемой ру- ководству предприятия извне. Эффективность консуль- тирования зависит от наличия квалифицированных консультантов, отношения к ним руководителей орга- низации, возможностей организации, клиента и т. д.

Управленческий консалтинг применяется для ре- шения встающих перед организацией проблем, связан- ных с необходимостью повышения экономической эффективности ее деятельности,  совершенствования


системы управления, внедрения новых методов хозяй- ствования, усиления организационной культуры, раз- решения  или  предупреждения  конфликтов  и  т. д.

Специалисты различают внешних и внутренних консультантов. Внешние консультанты — это незави- симые консультационные фирмы или индивиды, кото- рые приглашаются заинтересованными организация- ми для выполнения конкретного заказа на основе соответствующего договора. Внутренние консультан- ты — это специалисты, состоящие в штате той или иной организации.

~ Многие руководители хорошо знают узкие места организации. Вместе с тем, некоторые из них не в состоянии проанализировать и решить существую- щие проблемы, избавиться от недостатков, что-либо изменить, предвидеть возможные отрицательные по- следствия деятельности, охватить всю совокупность функциональных связей и т. д. Иногда руководитель приблизительно представляет, что  нужно  предпринять, но не имеет времени и сил для претворения имеющих- ся идей в жизнь. В таких случаях возникает потреб- ность в помощи консультанта по управлению, который может увидеть ситуацию глубже и шире, помочь осу- ществить  необходимые  мероприятия.

Клиентами консультантов являются владельцы или менеджеры частных предприятий, руководители госу- дарственных организаций, соответствующих ведомств, центральных  и  местных  органов  власти  и  т. д.

Специалисты по управленческому консалтингу в области социологии организаций и управления оказы- вают  следующие  виды  консультационных  услуг:

1) усовершенствование организационной  структуры и распределения труда в сфере управления: раз- работка новых моделей структуры организации и процедур управления, организация делопроизвод- ства, внедрение нововведений, анализ состояния организации и прогноз ее стратегического разви- тия,  диагностика  организации  и  управления;

2) совершенствование кадровой политики: профори- ентация, набор кадров, адаптация, диагностика пер- сонала,  анализ  межличностных  отношений,  подбор и расстановка кадров, психодиагностика, диагнос- тика здоровья и повышение трудоспособности, по- вышение  мотивации,  оценка  и  аттестация  кадров

3) изменение организации труда и производства: со- вершенствование  системы  оплаты  труда  и  преми-


 

рования, организация повышения качества продук- ции и расширения ее ассортимента, управление производительностью труда, совершенствование ремонтного, транспортного  и  складского хозяйства;

4) формирование организационной культуры: изме- нение ценностных ориентации и мотивации пер- сонала, улучшение социально-психологического

климата и системы межличностных коммуникаций, создание  приемлемого  имиджа  предприятия  и  т. д.;

5) профилактика конфликтов: выявление в организа- ции конфликте генных факторов и зон, разработка методов предупреждения рестрикционизма и са- ботажа, организация переговорного процесса и т. д.

Консультационный  процесс  включает три  основных этапа:  оргдиагностику,  выработку решений  и  разработ- ку  реализационных  процессов.  Задача   оргдиагностики заключается  в  выявлении,  оценке  и  классификации проблем  организации,  а также в  определении основных направлений  организационного  развития.  Ее  главная цель —  выяснить,  где  искать решение  проблемы.  Орг- диагностика  бывает  общей  (знание  проблемных и  силь- ных  сторон  организации)  и частной,  ориентирующейся на  конкретный  комплекс  проблем или  одну проблему и выявляющей ее истоки,  состояние  и  способы  решения. Существуют  дв1  источника  диагностической  ин-

формации:

а) информация, получаемая со слов работников дан- ной организации  (опрос  экспертов  и  респондентов);

6) информация, получаемая из объективных, статис- тических данных о функционировании конкретной организации.

Для сбора нужной  информации  социолог  прибега- ет к различным методам: наблюдению, опросу, тести- рованию,  анализу документов  и  т. д.

Выработка решений — самая сложная и  трудоем- кая часть работы консультанта. Современная наука вооружает его разнообразными методиками  разработ- ки  таких  решений.  Главными  среди  них  являются:

метод  саморефлексии   (консультант  демонстриру- ет руководителю  картину его  собственной деятель- ности так,  что тот видит изъяны в работе своей ор- ганизации  и  переосмысливает  на  этой  основе собственный  метод  и  стиль  работы);

850
деловая  игра —  метод  интенсивного  группового поиска  эффективных  решений  в  ситуации,  когда традиционные  методы  выработки  решений  (сбор


 







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: