Консультативно-проективный этап

Психолого-педагогическое сопровождение подростков с аутоагрессивным (суицидальным) поведением

Характерные особенности подростков с аутоагрессивным (суицидальным) поведением

Под аутоагрессивным поведением понимают агрессию, направленную на себя. Это действия, наносящие какой–либо ущерб своему физическому или психическому здоровью.

Существует несколько видов аутоагрессивного поведения:

· Суицидальное поведение: осознанные действия, направленные на добровольное лишение себя жизни

· Аутодеструктивное поведение: неосознанные действия (иногда преднамеренные поступки), целью которых не является добровольное лишение себя жизни, но ведущие к физическому (психическому) саморазрушению

· Несуицидальноеаутоагрессивное поведение: различные формы умышленных самоповреждений, целью которых не является добровольная смерть {или заведомо неопасные для жизни).

Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности: мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения и т.д. Следует различать следующие типы суицидального поведения:

1. Демонстративное поведение – чаще всего проявляется в виде порезов вен, отравления неядовитыми лекарствами, изображение повешения;

2. Аффективное суицидальное поведение – при таком типе поведения подростки чаще прибегают к попыткам повешения, отравлению токсическими и сильнодействующими препаратами;

3. Истинное суицидальное поведение – при данном типе поведения чаще прибегают к повешению.

Наиболее распространенными причинами, которые могут привлечь за собой совершение самоубийства детей и подростков, являются:

- состояние депрессии, вызванное потерей объекта любви, разрывом романтических отношений;

- чувство вины, страха, враждебности;

- тяжелое переживание неудач, в частности в личных отношениях;

- эмоциональное, психическое или сексуальное насилие;

- стрессовые жизненные ситуации (серьезный разлад в семье, развод или разлука);

- ранее совершенные попытки покончить с собой, а также наличие ранее в семье случаев суицида;

- давление со стороны педагогов, родителей, других взрослых;

- давление со стороны сверстников;

- смерть близкого человека (особенно в течение первого года после ухода близкого человека из жизни);

- потеря социального статуса в коллективе, изоляция от социального окружения;

- боязнь ответственности за совершенный поступок;

- слабое физическое развитие или приобретенный физический дефект (например, вследствие автокатастрофы).

- хроническое употребление наркотиков и токсических препаратов.

 

Проявления суицидальных намерений и склонностей при различных акцентуациях характера

 

1. Гипертимный тип – склонность к риску, пренебрежение опасностью.

2. Циклоидный тип – печаль отчаяния, неосознанное желание навредить в себе.

3. Эмоционально-лабильный тип – "уход в себя", суицидальное поведение отличается быстрым принятием решения, основывается на мало определенном стремлении что-то с собой сделать.

4. Сенситивный тип – характерно чувство собственной неполноценности, вызревание суицидальных намерений с неожиданной их реализацией.

5. Психастенический тип – характерны нерешительность, страх ответственности, страх ущерба социального статуса.

6. Эпилептоидный тип – в состоянии безысходной ситуации агрессия может обернуться на самого себя: порезы, ожоги, опьянение с утратой контроля над собой.

7. Истероидный тип – свойственна демонстративность эмоциональных реакций, что часто сопровождается демонстративными суицидальными действиями.

8. Конформный тип – совершение суицида за компанию.

 

Признаки суицидального поведения детей

 

Словесные Поведенческие Ситуационные
Прямые, явные высказывания о смерти типа "Я больше так не могу" Состояние печали, подавленности, тревоги, сопровождающееся плачем Активная предварительная подготовка, целенаправленный поиск средств самоубийства (накопление лекарственных средств, поиск отравляющих жидкостей и т.п.)
Косвенные намеки о своем намерении " Я больше не буду ни для кого проблемой", "Тебе больше не придется волноваться", "Я никому не нужен", "Всем будет без меня лучше" Потеря интереса к жизни, любимым занятиям, отсутствие мотивации на решении жизненных задач Внезапное проявление несвойственных черт (аккуратности, откровенности, щедрости); раздача личных вещей и т.п.; окончательное приведение в порядок дел, примирение с давними врагами
Жалобы на жизнь, никчемность, ненужность, выражения типа "Мне все надоело", "Они пожалеют, когда я уйду" Беспокойство, раздражительность, угрюмость, замкнутость, фиксация внимания на примерах самоубийства Отказ от совместных дел
Шутки на тему самоубийства; разговоры, касающиеся вопросов смерти Нарушение межличностных отношений (сужение круга контактов в коллективе, стремление к уединению) Приобщение к алкоголю, наркотикам или их сильное употребление
Размышление на тему суицида могут приобрести художественное оформление (увлечение стихами, музыкой, рисунками, иллюстрирующими депрессивное настроение) Перепады настроения, характеризующиеся то состоянием внезапной эйфории, то приступом отчаяния Излишний риск в поступках
Жалобы на физическое недомогание Снижение двигательной активности у людей активных, подвижных и общительных. Возбужденное поведение и повышенная активность у малоподвижных и молчаливых Социальная изолированность (отсутствие друзей). Нестабильное окружение (серьезный кризис в семье)
Записки об уходе из жизни Перемены в школьных привычках (пропуски занятий в школе, невыполнение домашнего задания, избегание общения с одноклассниками Отсутствие планов на будущее
Многозначительное прощание с другими людьми Высокий уровень притязаний (высокая критичность к себе и к своим поступкам) Ощущение себя жертвой насилия (физического, сексуального или эмоционального)

 

Диагностический этап

Цель: выявление учащихся, входящих в группу суицидального риска (с суицидальным поведением, суицидальными мыслями и попытками самоубийства).

Задачи:

1. Выявить особенности личности и эмоционально-волевой сферы;

2.  Выявить особенности учебной деятельности;

3. Изучить особенности семейных взаимоотношений, определение типа семейного воспитания;

4. Определить интересы, способности учащихся, особенности взаимодействия с окружающими.

1. Диагностика личностных особенностей подростка

Предмет диагностики Специалист Субъект диагностики/ Инструментарий Результат диагностики
Уровень депрессивности Педагог-психолог 1. Опросник детской депрессии, MariaKovacs (1992)   Выявлено: 1. Шкала А – общее снижение настроения негативная оценка собственной эффективности в целом. Постоянное ожидание неприятностей, склонность к плаксивости, повышенный уровень тревожности - ….% 2. Шкала В –индификация себя с ролью плохого, агрессивное поведение, высокий негативизм, непослушание - ….% 3. Шкала С – высокий уровень убеждения неэффективности в школе - ….% 4. Шкала Д – высокий уровень истощаемости, наличие чувства базы одиночества - ….% 5. Шкала Е – негативная оценка собственной неэффективности, наличие суицидальных мыслей - ….%
Уровень самооценки Педагог-психолог 2. Методика «Лесенка», В. Г. Щур (с 7-ми лет), методика Дембо-Рубинштейн (с 14 лет)     Выявлено: 1. Заниженная самооценка….% 2. Адекватная самооценка….% 3. Завышенная самооценка….%
Наличие суицидальных намерений Педагог-психолог 3. Проективный тест "Ваши суицидальные наклонности" Выявлено: 1. Наличие суицидальных намерений – ….% 2. Отсутствие суицидальных намерений - ….%
Тип акцентуаций характера и типов психопатий Педагог-психолог 4.Модифицированный опросник для идентификации типов акцентуации характера у подростков (МПДО) по А. Е. Личко (14-18 лет) По результатам диагностики выявили: гипертимный тип – ….% циклоидный тип –.….% эмоционально-лабильный тип - ….% сенситивный тип – ….% психастенический тип - ….% шизоидный тип – ….% эпилептоидный тип – ….% конформный тип - ….%
Уровень социально-психологической адаптации Педагог-психолог 5.Опросник социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда (с 12 лет)   Выявлено: 1. Адаптив­ность - ….% дезадаптивность - ….% 2. Приятие себя - ….% неприятие себя - ….% 3. Приятие других - ….% неприятие других - ….% 4. Эмоцио­нальный комфорт - ….% эмоцио­нальный диском­форт - ….% 5. Внутренний контроль - ….% внешний контроль - ….% 6. Эскапизм (уход от проблем) - ….%
Уровень сформированности суицидальных намерений Педагог-психолог 6. Опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой) – (с 14 лет)   Факторы суицидального риска: 1. Демонстративность - ….% 2. Аффективность - ….% 3. Уникальность - ….% 4. Несостоятельность - ….% 5. Социальный пессимизм - ….% 6. Слом культурных барьеров - ….% 7. Максимализм - ….% 8. Временная перспектива - ….% 9. Атисуицидальный фактор - ….%
Факторы суицидального риска Педагог-психолог 7. Выявление суицидального риска у детей (А.А. Кучер, В.П. Костюкевич) (с 11 лет) Факторы суицидального риска: 1. Алкоголь, наркотики - …% 2. Несчастная любовь - …% 3. Противоправные действия - …% 4. Деньги и проблемы с ними -..% 5. Добровольный уход из жизни - …% 6. Семейные неурядицы- …% 7. Потеря смысла жизни - …% 8. Чувство неполноценности, ущербности, уродливости - …% 9. Школьные проблемы, проблема выбора жизненного пути - …% 10. Отношения с окружающими - …%
Суицидальные проявления в поведении Классный руководи-тель Карта индикатора суицидального риска (Соловьева Д. Ю.)   Уровень суицидального риска: низкий – ….% средний – ….% высокий - ….%
Состояние здоровья Медицинский работник Заполнение медицинских карт Группы здоровья: I группа – ….% II группа – ….% III группа - ….%

2. Диагностика ситуаций в школе

 

Предмет диагностики Специалист Субъект диагностики/ Инструментарий Результат диагностики
Успеваемость Классный руководитель Классный журнал 1. Снижение уровня успеваемости -...% 2. Повышение уровня успеваемости -...% 3. Уровень успеваемости без изменений -...%
Мотивация Педагог-психолог  «Оценка уровня школьной мотивации» (Н. Г. Лускановой) (7-10 лет) «Изучение учебной мотивации» М. Р. Гинзбург (с 11 лет) Выявлены уровни мотивации: высокий – ….% хороший – ….% средний - ….% низкий - ….%
Обучаемость   Педагог-психолог Прогрессивные матрицы Равена (серия А и В для…класс; серии В, С, D, Е – 13-7 лет) для оценки визуального мышления. Общий уровень развития визуального мышления Низкий уровень -..% Средний уровень -..% Высокий уровень -..%

Отношение в классе Отношение с учителями

Классный руководитель

Социометрия Дж. Морено     1. Выявлены статусные категории: - "Звезды" – ….% - "Предпочитаемые" – ….% - "Принятые" – ….% - "Отверженные" – ….% 2. Уровень сплоченности - ….%
Шкала Ф. Фидлера в адаптации Ю. Л. Ханина "Социально-психологический климат" Благоприятный климат - …% Неблагоприятный климат - …%
"Удовлетворенность учащихся школьной жизнью"  А. А. Андреев Высокая степень - ….% Средняя степень – ….% Низкая степень - ….%

 

 

3. Диагностика ситуаций в семье

 

Предмет диагностики Специалист Субъект диагностики/ Инструментарий Результат диагностики
Отношение с братьями и сестрами Социальный педагог Ребенок и семья Методика "Рисунок семьи".   Параметры: 1. Наиболее значимые члены семьи: ….. 2.Принятие/отвержение члена семьи: ….. 3. Желательность/ нежелательность контактов с членами семьи: …
Условия самовыражения ребенка в семье Социальный педагог Ребенок и родители беседа наблюдение  
Модель семейного воспитания Социальный педагог Родители - Методика анализа семейного воспитания (Э.Г.Эйдемиллер, В. В. Юстицкис); - беседа - наблюдение   Выявленные типы воспитания: 1. Потворствующая гиперпротекция - …% 2. Доминирующая гиперпротекция - …% 3. Эмоциональное отвержение - …% 4. Жестокое обращение - …% 5. Гипопротекция - …% 6. Повышенная моральная ответственность - …%

 

4. Диагностика ближайшего окружения

 

Предмет диагностики Специалист Субъект диагностики/ Инструментарий Результат диагностики
Отношение со сверстниками Социаль-ный педагог; классный руководитель Социометрия Дж. Морено     1. Выявлены статусные категории: - "Звезды" – …% - "Предпочитаемые" – …% - "Принятые" – …% - "Отверженные" – …% 2. Уровень сплоченности - …%
Увлечение Интересы Социаль-ный педагог; классный руководи-тель Анкетирование беседа наблюдение   Организован досуг – …% Не организован досуг - …%
Членство в неформальныхобъединениях Социаль-ный педагог; классный руководи-тель Анкетирование беседа наблюдение Состоит – …% Не состоит - …%

 

Консультативно-проективный этап

План психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) в образовательном учреждении

1. Определение даты проведения и состав участников консилиума.

2. Постановка целей и задач работы.

3. Коллегиальное обсуждение результатов индивидуальной диагностики подростка.

4. Постановка коррекционно-развивающих задач в работе с данным подростком, с учетом выявленных сильных и слабых сторон.

5. Поиск путей решения поставленных задач, разработка стратегий психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития обучающегося.

6. Согласование деятельности специалистов по коррекционно-развивающей работе.

7. Подведение итогов, назначение ответственных за решение поставленных задач и сроков выполнения.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: