Психолого-педагогическое сопровождение подростков с аутоагрессивным (суицидальным) поведением
Характерные особенности подростков с аутоагрессивным (суицидальным) поведением
Под аутоагрессивным поведением понимают агрессию, направленную на себя. Это действия, наносящие какой–либо ущерб своему физическому или психическому здоровью.
Существует несколько видов аутоагрессивного поведения:
· Суицидальное поведение: осознанные действия, направленные на добровольное лишение себя жизни
· Аутодеструктивное поведение: неосознанные действия (иногда преднамеренные поступки), целью которых не является добровольное лишение себя жизни, но ведущие к физическому (психическому) саморазрушению
· Несуицидальноеаутоагрессивное поведение: различные формы умышленных самоповреждений, целью которых не является добровольная смерть {или заведомо неопасные для жизни).
Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности: мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения и т.д. Следует различать следующие типы суицидального поведения:
|
|
1. Демонстративное поведение – чаще всего проявляется в виде порезов вен, отравления неядовитыми лекарствами, изображение повешения;
2. Аффективное суицидальное поведение – при таком типе поведения подростки чаще прибегают к попыткам повешения, отравлению токсическими и сильнодействующими препаратами;
3. Истинное суицидальное поведение – при данном типе поведения чаще прибегают к повешению.
Наиболее распространенными причинами, которые могут привлечь за собой совершение самоубийства детей и подростков, являются:
- состояние депрессии, вызванное потерей объекта любви, разрывом романтических отношений;
- чувство вины, страха, враждебности;
- тяжелое переживание неудач, в частности в личных отношениях;
- эмоциональное, психическое или сексуальное насилие;
- стрессовые жизненные ситуации (серьезный разлад в семье, развод или разлука);
- ранее совершенные попытки покончить с собой, а также наличие ранее в семье случаев суицида;
- давление со стороны педагогов, родителей, других взрослых;
- давление со стороны сверстников;
- смерть близкого человека (особенно в течение первого года после ухода близкого человека из жизни);
- потеря социального статуса в коллективе, изоляция от социального окружения;
- боязнь ответственности за совершенный поступок;
- слабое физическое развитие или приобретенный физический дефект (например, вследствие автокатастрофы).
- хроническое употребление наркотиков и токсических препаратов.
Проявления суицидальных намерений и склонностей при различных акцентуациях характера
|
|
1. Гипертимный тип – склонность к риску, пренебрежение опасностью.
2. Циклоидный тип – печаль отчаяния, неосознанное желание навредить в себе.
3. Эмоционально-лабильный тип – "уход в себя", суицидальное поведение отличается быстрым принятием решения, основывается на мало определенном стремлении что-то с собой сделать.
4. Сенситивный тип – характерно чувство собственной неполноценности, вызревание суицидальных намерений с неожиданной их реализацией.
5. Психастенический тип – характерны нерешительность, страх ответственности, страх ущерба социального статуса.
6. Эпилептоидный тип – в состоянии безысходной ситуации агрессия может обернуться на самого себя: порезы, ожоги, опьянение с утратой контроля над собой.
7. Истероидный тип – свойственна демонстративность эмоциональных реакций, что часто сопровождается демонстративными суицидальными действиями.
8. Конформный тип – совершение суицида за компанию.
Признаки суицидального поведения детей
Словесные | Поведенческие | Ситуационные |
Прямые, явные высказывания о смерти типа "Я больше так не могу" | Состояние печали, подавленности, тревоги, сопровождающееся плачем | Активная предварительная подготовка, целенаправленный поиск средств самоубийства (накопление лекарственных средств, поиск отравляющих жидкостей и т.п.) |
Косвенные намеки о своем намерении " Я больше не буду ни для кого проблемой", "Тебе больше не придется волноваться", "Я никому не нужен", "Всем будет без меня лучше" | Потеря интереса к жизни, любимым занятиям, отсутствие мотивации на решении жизненных задач | Внезапное проявление несвойственных черт (аккуратности, откровенности, щедрости); раздача личных вещей и т.п.; окончательное приведение в порядок дел, примирение с давними врагами |
Жалобы на жизнь, никчемность, ненужность, выражения типа "Мне все надоело", "Они пожалеют, когда я уйду" | Беспокойство, раздражительность, угрюмость, замкнутость, фиксация внимания на примерах самоубийства | Отказ от совместных дел |
Шутки на тему самоубийства; разговоры, касающиеся вопросов смерти | Нарушение межличностных отношений (сужение круга контактов в коллективе, стремление к уединению) | Приобщение к алкоголю, наркотикам или их сильное употребление |
Размышление на тему суицида могут приобрести художественное оформление (увлечение стихами, музыкой, рисунками, иллюстрирующими депрессивное настроение) | Перепады настроения, характеризующиеся то состоянием внезапной эйфории, то приступом отчаяния | Излишний риск в поступках |
Жалобы на физическое недомогание | Снижение двигательной активности у людей активных, подвижных и общительных. Возбужденное поведение и повышенная активность у малоподвижных и молчаливых | Социальная изолированность (отсутствие друзей). Нестабильное окружение (серьезный кризис в семье) |
Записки об уходе из жизни | Перемены в школьных привычках (пропуски занятий в школе, невыполнение домашнего задания, избегание общения с одноклассниками | Отсутствие планов на будущее |
Многозначительное прощание с другими людьми | Высокий уровень притязаний (высокая критичность к себе и к своим поступкам) | Ощущение себя жертвой насилия (физического, сексуального или эмоционального) |
Диагностический этап
Цель: выявление учащихся, входящих в группу суицидального риска (с суицидальным поведением, суицидальными мыслями и попытками самоубийства).
Задачи:
1. Выявить особенности личности и эмоционально-волевой сферы;
2. Выявить особенности учебной деятельности;
3. Изучить особенности семейных взаимоотношений, определение типа семейного воспитания;
|
|
4. Определить интересы, способности учащихся, особенности взаимодействия с окружающими.
1. Диагностика личностных особенностей подростка
Предмет диагностики | Специалист | Субъект диагностики/ Инструментарий | Результат диагностики |
Уровень депрессивности | Педагог-психолог | 1. Опросник детской депрессии, MariaKovacs (1992) | Выявлено: 1. Шкала А – общее снижение настроения негативная оценка собственной эффективности в целом. Постоянное ожидание неприятностей, склонность к плаксивости, повышенный уровень тревожности - ….% 2. Шкала В –индификация себя с ролью плохого, агрессивное поведение, высокий негативизм, непослушание - ….% 3. Шкала С – высокий уровень убеждения неэффективности в школе - ….% 4. Шкала Д – высокий уровень истощаемости, наличие чувства базы одиночества - ….% 5. Шкала Е – негативная оценка собственной неэффективности, наличие суицидальных мыслей - ….% |
Уровень самооценки | Педагог-психолог | 2. Методика «Лесенка», В. Г. Щур (с 7-ми лет), методика Дембо-Рубинштейн (с 14 лет) | Выявлено: 1. Заниженная самооценка….% 2. Адекватная самооценка….% 3. Завышенная самооценка….% |
Наличие суицидальных намерений | Педагог-психолог | 3. Проективный тест "Ваши суицидальные наклонности" | Выявлено: 1. Наличие суицидальных намерений – ….% 2. Отсутствие суицидальных намерений - ….% |
Тип акцентуаций характера и типов психопатий | Педагог-психолог | 4.Модифицированный опросник для идентификации типов акцентуации характера у подростков (МПДО) по А. Е. Личко (14-18 лет) | По результатам диагностики выявили: гипертимный тип – ….% циклоидный тип –.….% эмоционально-лабильный тип - ….% сенситивный тип – ….% психастенический тип - ….% шизоидный тип – ….% эпилептоидный тип – ….% конформный тип - ….% |
Уровень социально-психологической адаптации | Педагог-психолог | 5.Опросник социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда (с 12 лет) | Выявлено: 1. Адаптивность - ….% дезадаптивность - ….% 2. Приятие себя - ….% неприятие себя - ….% 3. Приятие других - ….% неприятие других - ….% 4. Эмоциональный комфорт - ….% эмоциональный дискомфорт - ….% 5. Внутренний контроль - ….% внешний контроль - ….% 6. Эскапизм (уход от проблем) - ….% |
Уровень сформированности суицидальных намерений | Педагог-психолог | 6. Опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой) – (с 14 лет) | Факторы суицидального риска: 1. Демонстративность - ….% 2. Аффективность - ….% 3. Уникальность - ….% 4. Несостоятельность - ….% 5. Социальный пессимизм - ….% 6. Слом культурных барьеров - ….% 7. Максимализм - ….% 8. Временная перспектива - ….% 9. Атисуицидальный фактор - ….% |
Факторы суицидального риска | Педагог-психолог | 7. Выявление суицидального риска у детей (А.А. Кучер, В.П. Костюкевич) (с 11 лет) | Факторы суицидального риска: 1. Алкоголь, наркотики - …% 2. Несчастная любовь - …% 3. Противоправные действия - …% 4. Деньги и проблемы с ними -..% 5. Добровольный уход из жизни - …% 6. Семейные неурядицы- …% 7. Потеря смысла жизни - …% 8. Чувство неполноценности, ущербности, уродливости - …% 9. Школьные проблемы, проблема выбора жизненного пути - …% 10. Отношения с окружающими - …% |
Суицидальные проявления в поведении | Классный руководи-тель | Карта индикатора суицидального риска (Соловьева Д. Ю.) | Уровень суицидального риска: низкий – ….% средний – ….% высокий - ….% |
Состояние здоровья | Медицинский работник | Заполнение медицинских карт | Группы здоровья: I группа – ….% II группа – ….% III группа - ….% |
2. Диагностика ситуаций в школе
|
|
Предмет диагностики | Специалист | Субъект диагностики/ Инструментарий | Результат диагностики |
Успеваемость | Классный руководитель | Классный журнал | 1. Снижение уровня успеваемости -...% 2. Повышение уровня успеваемости -...% 3. Уровень успеваемости без изменений -...% |
Мотивация | Педагог-психолог | «Оценка уровня школьной мотивации» (Н. Г. Лускановой) (7-10 лет) «Изучение учебной мотивации» М. Р. Гинзбург (с 11 лет) | Выявлены уровни мотивации: высокий – ….% хороший – ….% средний - ….% низкий - ….% |
Обучаемость | Педагог-психолог | Прогрессивные матрицы Равена (серия А и В для…класс; серии В, С, D, Е – 13-7 лет) для оценки визуального мышления. | Общий уровень развития визуального мышления Низкий уровень -..% Средний уровень -..% Высокий уровень -..% |
Отношение в классе Отношение с учителями | Классный руководитель | Социометрия Дж. Морено | 1. Выявлены статусные категории: - "Звезды" – ….% - "Предпочитаемые" – ….% - "Принятые" – ….% - "Отверженные" – ….% 2. Уровень сплоченности - ….% |
Шкала Ф. Фидлера в адаптации Ю. Л. Ханина "Социально-психологический климат" | Благоприятный климат - …% Неблагоприятный климат - …% | ||
"Удовлетворенность учащихся школьной жизнью" А. А. Андреев | Высокая степень - ….% Средняя степень – ….% Низкая степень - ….% |
3. Диагностика ситуаций в семье
Предмет диагностики | Специалист | Субъект диагностики/ Инструментарий | Результат диагностики |
Отношение с братьями и сестрами | Социальный педагог | Ребенок и семья Методика "Рисунок семьи". | Параметры: 1. Наиболее значимые члены семьи: ….. 2.Принятие/отвержение члена семьи: ….. 3. Желательность/ нежелательность контактов с членами семьи: … |
Условия самовыражения ребенка в семье | Социальный педагог | Ребенок и родители беседа наблюдение | |
Модель семейного воспитания | Социальный педагог | Родители - Методика анализа семейного воспитания (Э.Г.Эйдемиллер, В. В. Юстицкис); - беседа - наблюдение | Выявленные типы воспитания: 1. Потворствующая гиперпротекция - …% 2. Доминирующая гиперпротекция - …% 3. Эмоциональное отвержение - …% 4. Жестокое обращение - …% 5. Гипопротекция - …% 6. Повышенная моральная ответственность - …% |
4. Диагностика ближайшего окружения
Предмет диагностики | Специалист | Субъект диагностики/ Инструментарий | Результат диагностики |
Отношение со сверстниками | Социаль-ный педагог; классный руководитель | Социометрия Дж. Морено | 1. Выявлены статусные категории: - "Звезды" – …% - "Предпочитаемые" – …% - "Принятые" – …% - "Отверженные" – …% 2. Уровень сплоченности - …% |
Увлечение Интересы | Социаль-ный педагог; классный руководи-тель | Анкетирование беседа наблюдение | Организован досуг – …% Не организован досуг - …% |
Членство в неформальныхобъединениях | Социаль-ный педагог; классный руководи-тель | Анкетирование беседа наблюдение | Состоит – …% Не состоит - …% |
Консультативно-проективный этап
План психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) в образовательном учреждении
1. Определение даты проведения и состав участников консилиума.
2. Постановка целей и задач работы.
3. Коллегиальное обсуждение результатов индивидуальной диагностики подростка.
4. Постановка коррекционно-развивающих задач в работе с данным подростком, с учетом выявленных сильных и слабых сторон.
5. Поиск путей решения поставленных задач, разработка стратегий психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития обучающегося.
6. Согласование деятельности специалистов по коррекционно-развивающей работе.
7. Подведение итогов, назначение ответственных за решение поставленных задач и сроков выполнения.