1. Развивающая работа направлена на:
а) формирование готовности к продуктивному сотрудничеству;
б) развитие позитивной самоидентификации;
в) выстраивание перспектив будущего и расширение психологического времени;
г) развитие умения продуктивно сотрудничать (работать в группе).
2. Основными специалистами, реализующими эти направления, являются классный руководитель и социальный педагог.
3. Наиболее эффективными методами коррекции с ближайшим окружением подростков с аутоагрессивным (суицидальным) поведением являются:
1. Релаксационные методы и методы тактильной реабилитации (психогимнастика, психомассаж, снятие мышечных зажимов, аутогенная тренировка);
2. Методы, содействующие выстраиванию перспектив будущего (линия жизни, письмо другу, профессиональная ориентация, мотивация на учение и др.);
3. Работа с позитивной самоидентификацией, с образом «Я» и образом тела, расширение мировоззрения;
4. Различные методы позитивного взаимодействия в группе (согласование действий, ролевая терапия, сплочение группы, поиск единых ценностей и т.д.).
|
|
Предмет коррекции | Специалист | Субъект коррекции | Инструментарий коррекции | Доступные ресурсы | Ожидаемый результат |
Установление взаимоотношений со сверстниками | Классный руководитель | Учащийся, классный коллектив | Экскурсии, «День именинника», Посещение театров, Классные часы, Круглые столы, Проектная деятельность, конференция | Внутренние ресурсы: 1.Коммуникативный потенциал; 2. Ценные для подростка аспекты его «Я»; 3. Позитивный опыт решения проблем Внешние ресурсы: 1. Значимая деятельность, которая является источником их стабильности, особенно творческая; 2. Социальный опыт | Оптимизация межличностного общения учащихся. Осознание подростком значимости каждой личности и его роли в социуме Умение соблюдать правила и выражать свои негативные эмоции в социально приемлемых способах. Способность к эмпатии и рефлексии. |
Включение во внеурочную деятельность, организация досуга | Классный руководитель, социальный педагог | Учащийся, родители | Информационные буклеты, информация о службах, кружках, секциях, объединениях | Внутренние ресурсы: 1. Коммуникативный потенциал; 2. Ценные для подростка аспекты его «Я»; 3. Позитивный опыт решения проблем Внешние ресурсы: 1. Значимые другие; 2. Значимая деятельность, которая является источником их стабильности, особенно творческая | Активное участие в жизни класса и школы. Осознание своей индивидуальности и каждой личности и его роли в социуме |
Развивающая работа с семьями подростков с аутоагрессивным (суицидальным) поведением
|
|
1. Развивающая работа направлена на:
а) повышение в глазах родителей ценности общения со своими детьми;
б) Формирование у родителей подростков отношения к ним как самоценным личностям, имеющим сильные стороны и все необходимые возможности для достойной жизни.
2. Основными специалистами, реализующими эти направления, являются социальный педагог и классный руководитель.
3. Наиболее эффективными методами коррекции с семьями подростков с аутоагрессивным (суицидальным) поведением являются:
1. Семейная дискуссия (обсуждение членами семьи широкого круга проблем, касающихся их жизни, а также способов решения различных семейных вопросов);
2. Проигрывание семейных ролей (игровые роли, символизирующие семейные отношения (например, игра в "звериную семью", в которой участвуют папа-кот и мама-кошка); "обмен ролями" (игры, в которых родители и дети меняются местами или супруги между собой); "живые скульптуры" (члены семьи изображают различные аспекты своих взаимоотношений).
Предмет коррекции | Специалист | Субъект коррекции | Инструментарий коррекции | Доступные ресурсы | Ожидаемый результат |
семейные отношения; стиль семейного воспитания | Социальный педагог, классный руководитель, педагог-психолог | Семья учащегося | 1.Марковская Н.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми; 2. «Связующая нить» Программа коррекции детско-родительских отношений; 3 Сказкотерапия; 4. Сборник методических материалов по профилактике суицидальных намерений у несовершеннолетних «Я сам строю свою жизнь» | Внешние ресурсы: Значимые другие; социальный опыт. Внутренние ресурсы: позитивный опыт решения проблем | умение понимать причины поведения своего ребенка; способность прогнозировать разрешение конфликтных ситуаций с ребенком; повышение самооценки в социальной роли родителя; улучшения во взаимоотношениях родителей и детей |
Рефлексивный этап
Основным условием осуществления профилактической программы с подростками аутоагрессивного (суицидального) поведения является ее ориентированность на создание благоприятной среды для формирования нравственных ценностей, жизненной перспективы; помощь в осознании подростком самого себя, своих возможностей, способностей, интересов.
Ожидаемые результаты:
1. Повышение ценности здорового образа жизни, профилактика аутоагрессивного (суицидального) поведения, уменьшение количества подростков с суицидальным поведением, суицидальными мыслями и попытками самоубийства;
2. Усиление роли семьи в воспитании детей;
3. Повышение уровня коммуникативных навыков;
4. Умение родителями конструктивно разрешать конфликтные ситуации, возникающие в процессе общения с ребёнком.
Критерии и показатели эффективности реализации программы профилактики аутоагрессивного (суицидального) поведения подростков:
1. Повышение уровня самооценки, учебной мотивации;
2. Положительная динамика снижения уровня тревожности, замкнутости;
3. Формирование установок у подростков на самореализацию в социально-одобряемых сферах жизнедеятельности (культуре, спорте, искусстве, науке), вовлеченных в социально-значимые виды деятельности:
- увеличение количества подростков, участвовавших в реализации социальных проектов;
- увеличение количества подростков, участвовавших в деятельности подростковых, волонтерских организациях, секциях, кружках и объединениях.
4. Отсутствие случаев завершенных и незавершенных суицидов среди подростков.
5. Проведение повторной диагностики по методикам диагностического этапа.
Список литературы
1. Анализ профилактики детского суицида средствами Интернета в регионах РФ. Т. Ю. Богачева // Справочник педагога-психолога. Школа. - № 6, 2013, с. 69
|
|
2. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков // Сборник статей. — М., Педагогика», 1972. — 352 с.
3. Пилипко Н.В. Приглашение в мир общения. – Москва, 2000.
4. Познаю себя и учусь управлять собой. Программа уроков психологии для младших подростков (10-12 лет) / Смирнова Е.Е.– СПб.: Речь, 2007. – 216 с.
5. Правда о детском суициде. О. Е. Плахута // Справочник педагога-психолога. Школа. - № 3, 2012, с. 52
6. Практикум по сказкотерапии. / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб.: ООО «Речь», 2000. - 310с.
7. Практикум по социально-психологическому тренингу / Под ред. Б.Д. Парыгина. — СПб., Изд-во СПбГУ, 1994. — 216с.
8. Программа групповых практических занятий "Мы выбираем жизнь!" для детей с суицидальным поведением. Д. Ю. Соловьева // Справочник педагога-психолога. Школа. - № 3, 4, 2015, с. 40
9. Программа профилактики суицидального поведения для учащихся 5-11-х классов. Д. Ю. Соловьева // Справочник педагога-психолога. Школа. - № 1, 2015, с. 69
10. Программа профилактики и коррекции нарушений поведения и эмоций у подростков: Психологическое сопровождение подростков. Система работы, диагностика, тренинги.- СПб.: Речь, 2009
11. Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях: профилактика, технологии, консультирование, занятие, тренинги / авт.-сост. М. Ю. Михайлина, М. А. Павлова. – Волгоград, 2009. – 207 с.
12. Работа с педагогами и родителями по предупреждению суицидального поведения детей. Д. Ю. Соловьева // Справочник педагога-психолога. Школа. - № 6, 2015, с. 34
13. Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / под ред. Дубровиной И.В. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр " Академия", 1998 г. - 128 с.
14. Сборник методических материалов по профилактике суицидальных намерений у несовершеннолетних «Я сам строю свою жизнь».
15. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения / Макартычева Г.И. - СПб. Речь, 2007. - 192 с.
16. Углубленная диагностика учащихся группы суицидального риска. Д. Ю. Соловьева // Справочник педагога-психолога. Школа. - № 2, 2015, с.12
|
|
17.Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция / Микляева А. В., Румянцева П. В. - СПб.: Речь, 2004. — 248 с.