Развивающая работа с ближайшим окружением подростков с аутоагрессивным (суицидальным) поведением

 

1. Развивающая работа направлена на:

а) формирование готовности к продуктивному сотрудничеству;

б) развитие позитивной самоидентификации;

в) выстраивание перспектив будущего и расширение психологического времени;

г) развитие умения продуктивно сотрудничать (работать в группе).

2. Основными специалистами, реализующими эти направления, являются классный руководитель и социальный педагог.

3. Наиболее эффективными методами коррекции с ближайшим окружением подростков с аутоагрессивным (суицидальным) поведением являются:

1. Релаксационные методы и методы тактильной реабилитации (психогимнастика, психомассаж, снятие мышечных зажимов, аутогенная тренировка);

2. Методы, содействующие выстраиванию перспектив будущего (линия жизни, письмо другу, профессиональная ориентация, мотивация на учение и др.);

3. Работа с позитивной самоидентификацией, с образом «Я» и образом тела, расширение мировоззрения;

4. Различные методы позитивного взаимодействия в группе (согласование действий, ролевая терапия, сплочение группы, поиск единых ценностей и т.д.).

 

Предмет коррекции Специалист Субъект коррекции Инструментарий коррекции Доступные ресурсы Ожидаемый результат
Установление взаимоотношений со сверстниками Классный руководитель Учащийся, классный коллектив Экскурсии,  «День именинника», Посещение театров, Классные часы, Круглые столы, Проектная деятельность, конференция Внутренние ресурсы: 1.Коммуникативный потенциал; 2. Ценные для подростка аспекты его «Я»; 3. Позитивный опыт решения проблем Внешние ресурсы: 1. Значимая деятельность, которая является источником их стабильности, особенно творческая; 2. Социальный опыт Оптимизация межличностного общения учащихся. Осознание подростком значимости каждой личности и его роли в социуме Умение соблюдать правила и выражать свои негативные эмоции в социально приемлемых способах. Способность к эмпатии и рефлексии.
Включение во внеурочную деятельность, организация досуга Классный руководитель, социальный педагог Учащийся, родители Информационные буклеты, информация о службах, кружках, секциях, объединениях Внутренние ресурсы: 1. Коммуникативный потенциал; 2. Ценные для подростка аспекты его «Я»; 3. Позитивный опыт решения проблем Внешние ресурсы: 1. Значимые другие; 2. Значимая деятельность, которая является источником их стабильности, особенно творческая Активное участие в жизни класса и школы. Осознание своей индивидуальности и каждой личности и его роли в социуме

 

Развивающая работа с семьями подростков с аутоагрессивным (суицидальным) поведением

1. Развивающая работа направлена на:

а) повышение в глазах родителей ценности общения со своими детьми;

б) Формирование у родителей подростков отношения к ним как самоценным личностям, имеющим сильные стороны и все необходимые возможности для достойной жизни.

2. Основными специалистами, реализующими эти направления, являются социальный педагог и классный руководитель.

3. Наиболее эффективными методами коррекции с семьями подростков с аутоагрессивным (суицидальным) поведением являются:

1. Семейная дискуссия (обсуждение членами семьи широкого круга проблем, касающихся их жизни, а также способов решения различных семейных вопросов);

2. Проигрывание семейных ролей (игровые роли, символизирующие семейные отношения (например, игра в "звериную семью", в которой участвуют папа-кот и мама-кошка); "обмен ролями" (игры, в которых родители и дети меняются местами или супруги между собой); "живые скульптуры" (члены семьи изображают различные аспекты своих взаимоотношений).

 

Предмет коррекции Специалист Субъект коррекции Инструментарий коррекции Доступные ресурсы Ожидаемый результат
семейные отношения; стиль семейного воспитания Социальный педагог, классный руководитель, педагог-психолог Семья учащегося 1.Марковская Н.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми; 2. «Связующая нить» Программа коррекции детско-родительских отношений; 3 Сказкотерапия; 4. Сборник методических материалов по профилактике суицидальных намерений у несовершеннолетних «Я сам строю свою жизнь» Внешние ресурсы: Значимые другие; социальный опыт. Внутренние ресурсы: позитивный опыт решения проблем умение понимать причины поведения своего ребенка; способность прогнозировать разрешение конфликтных ситуаций с ребенком; повышение самооценки в социальной роли родителя; улучшения во взаимоотношениях родителей и детей  


Рефлексивный этап

Основным условием осуществления профилактической программы с подростками аутоагрессивного (суицидального) поведения является ее ориентированность на создание благоприятной среды для формирования нравственных ценностей, жизненной перспективы; помощь в осознании подростком самого себя, своих возможностей, способностей, интересов.

Ожидаемые результаты:

1. Повышение ценности здорового образа жизни, профилактика аутоагрессивного (суицидального) поведения, уменьшение количества подростков с суицидальным поведением, суицидальными мыслями и попытками самоубийства;

2. Усиление роли семьи в воспитании детей;

3. Повышение уровня коммуникативных навыков;

4. Умение родителями конструктивно разрешать конфликтные ситуации, возникающие в процессе общения с ребёнком.

 

Критерии и показатели эффективности реализации программы профилактики аутоагрессивного (суицидального) поведения подростков:

1. Повышение уровня самооценки, учебной мотивации;

2. Положительная динамика снижения уровня тревожности, замкнутости;

3. Формирование установок у подростков на самореализацию в социально-одобряемых сферах жизнедеятельности (культуре, спорте, искусстве, науке), вовлеченных в социально-значимые виды деятельности:

- увеличение количества подростков, участвовавших в реализации социальных проектов;

- увеличение количества подростков, участвовавших в деятельности подростковых, волонтерских организациях, секциях, кружках и объединениях.

4. Отсутствие случаев завершенных и незавершенных суицидов среди подростков.

5. Проведение повторной диагностики по методикам диагностического этапа.

 

Список литературы

1. Анализ профилактики детского суицида средствами Интернета в регионах РФ. Т. Ю. Богачева // Справочник педагога-психолога. Школа. - № 6, 2013, с. 69 

 2. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков // Сборник статей. — М., Педагогика», 1972. — 352 с.

3. Пилипко Н.В. Приглашение в мир общения. – Москва, 2000.

4. Познаю себя и учусь управлять собой. Программа уроков психологии для младших подростков (10-12 лет) / Смирнова Е.Е.– СПб.: Речь, 2007. – 216 с.

5. Правда о детском суициде. О. Е. Плахута // Справочник педагога-психолога. Школа. - № 3, 2012, с. 52

6. Практикум по сказкотерапии. / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб.: ООО «Речь», 2000. - 310с.

7. Практикум по социально-психологическому тренингу / Под ред. Б.Д. Парыгина. — СПб., Изд-во СПбГУ, 1994. — 216с.

8. Программа групповых практических занятий "Мы выбираем жизнь!" для детей с суицидальным поведением. Д. Ю. Соловьева // Справочник педагога-психолога. Школа. - № 3, 4, 2015, с. 40

9. Программа профилактики суицидального поведения для учащихся 5-11-х классов. Д. Ю. Соловьева // Справочник педагога-психолога. Школа. - № 1, 2015, с. 69

10. Программа профилактики и коррекции нарушений поведения и эмоций у подростков: Психологическое сопровождение подростков. Система работы, диагностика, тренинги.- СПб.: Речь, 2009

11. Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях: профилактика, технологии, консультирование, занятие, тренинги / авт.-сост. М. Ю. Михайлина, М. А. Павлова. – Волгоград, 2009. – 207 с.

12. Работа с педагогами и родителями по предупреждению суицидального поведения детей. Д. Ю. Соловьева // Справочник педагога-психолога. Школа. - № 6, 2015, с. 34

13. Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / под ред. Дубровиной И.В. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр " Академия", 1998 г. - 128 с.

14. Сборник методических материалов по профилактике суицидальных намерений у несовершеннолетних «Я сам строю свою жизнь».

15. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения / Макартычева Г.И. - СПб. Речь, 2007. - 192 с.

16. Углубленная диагностика учащихся группы суицидального риска. Д. Ю. Соловьева // Справочник педагога-психолога. Школа. - № 2, 2015, с.12

17.Школьная тревожность: диагностика, профилактика, кор­рекция / Микляева А. В., Румянцева П. В. - СПб.: Речь, 2004. — 248 с.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: