Уполномоченный по защите прав предпринимателей

 

В 2003 г. в "Опоре России" было создано бюро по надзору за соблюдением прав предпринимателей. В первую очередь, для оказания юридической помощи предпринимателям для защиты их интересов при неправомерных действиях органов государственной власти и местного самоуправления. В 2010 г. первый заместитель Председателя Правительства РФ И. Шувалов был назначен омбудсменом по инвестициям: ответственным за координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по рассмотрению обращений российских и иностранных инвесторов, а также подготовку проектов соответствующих решений Правительства РФ. Неформальным аппаратом омбудсмена И. Шувалова определён один из департаментов Минэкономразвития России(департамент инвестиционной политики и развития частно-государственного партнёрства). На конец 2011 г. из поступивших к омбудсмену 67 жалоб 46 было решено.

С учётом опыта федерального омбудсмена, в 2011 г. Президентом РФ в федеральных округах были назначены заместители полномочных представителей Президента РФ ответственными за оказание содействия бизнесу в реализации инвестиционных проектов. В декабре 2011 г. на личной встрече с Председателем Правительства РФ глава "Опоры России" С. Борисов предложил создать институт омбудсмена для бизнеса. Затем в январе 2012 г. на заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России, под председательством Президента РФ снова прозвучало предложение от "Опоры России" об учреждении должности уполномоченного по защите прав предпринимателей (официальное название должности: "Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей"). В Правительстве РФ началась проработка вопроса о создании отдельного института омбудсмена, включая определение специальных полномочий. В частности, разработкой концепции занималось Минэкономразвития России, т.к. именно в этом министерстве был создан первый в современной России аппарат омбудсмена по защите прав предпринимателей.

апреля 2012 г. Президент РФ озвучил пять ключевых мер качественного улучшения жизни предпринимателей в России, одной из которых было введение должности прокурора или специального уполномоченного по защите прав предпринимателей.

июня 2012 г. на Петербургском международном экономическом форуме Президент РФ В.В. Путин объявил о своём решении назначить уполномоченным по защите прав предпринимателей главу "Деловой России" Бориса Титова. 25 июня 2012 г. должность была внесена в реестр должностей федеральной государственной гражданской службы.

Аппарат уполномоченного находится в Администрации Президента РФ. По сообщениям в СМИ, в штате центрального аппарата предполагается 35 человек, являющихся госслужащими. В октябре 2012 г. Президент РФ В.В. Путин отметил, что аппарат омбудсмена должен быть сформирован при Общественной палате.

В целом, сегодня институт уполномоченного по правам предпринимателей при Президенте РФ законодательно практически не регулируется и действует на данный момент без специальных полномочий. Он функционирует на основании Указа Президента РФ от 22.06.2012 № 879 "Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей" и во исполнение Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 596 "О долгосрочной государственной экономической политике".

Минэкономразвития России разработан проект федерального закона "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации". Об этом сообщает официальный портал Правительства РФ. В аннотации к документу отмечается, что необходимость его принятия обусловлена тем, что нередко субъекты предпринимательской деятельности не в силах самостоятельно разрешить ситуации, связанные с нарушением их прав и законных интересов. Прежде всего, речь идет о случаях, когда имеют место административные барьеры, бюрократическое давление и коррупционные проявления со стороны органов государственной власти и их должностных лиц.

Согласно законопроекту, основными задачами уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей станут:

§ защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности;

§ осуществление контроля за соблюдением прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности органами государственной власти и органами местного самоуправления;

§ содействие развитию общественных институтов, ориентированных на защиту прав субъектов предпринимательской деятельности;

§ взаимодействие с предпринимательским сообществом, а также участие в формировании и реализации государственной политики в области развития предпринимательской деятельности и защиты прав субъектов предпринимательской деятельности.

Также в целях реализации указанных задач уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей будет наделен правами:

§ рассматривать жалобы субъектов предпринимательской деятельности;

§ участвовать в рассмотрении дел арбитражными судами, а также в уголовном судопроизводстве;

§ в случаях, предусмотренных федеральными законами, без специального разрешения может посещать места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;

§ осуществлять иные действия, направленные на защиту прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности.

Кроме того, планируется, что уполномоченный сможет создавать экспертные и консультативные советы, рабочие группы и иные совещательные органы, действующие на общественных началах. Рассматривается возможность создания региональных представительств уполномоченного, главы которых будут назначаться федеральным омбудсменом по представлению местных предпринимательских сообществ.

Документ уже одобрен комиссией Правительства РФ по законопроектной деятельности для последующего рассмотрения на заседании Правительства РФ. До конца 2012 г. он может быть внесён в Государственную Думу РФ Президентом РФ.

октября 2012 г. Генеральный прокурор РФ Ю. Чайка и Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Б. Титов подписали Соглашение о взаимодействии в вопросах защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности. Документ направлен на обеспечение гарантий государственной защиты прав предпринимателей, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. В целях реализации предусмотрен обмен информацией о нарушениях прав и законных интересов предпринимателей, а также мерах, принятых в целях их восстановления. Также планируется проведение совместных совещаний, научно-практических конференций и иных мероприятий. Помимо этого, для координации деятельности будет создана постоянно действующая рабочая группа по защите прав предпринимателей. Информация о принятых мерах будет размещаться в СМИ.

октября 2012 г. Президент РФ В.В. Путин провел совещание по вопросам защиты прав предпринимателей. В заседании приняли участие Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, представители правоохранительных, судебных органов и бизнес-сообщества. В ходе мероприятия Президент РФ отметил важность формируемого на данный момент института Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей и региональных уполномоченных по правам предпринимателей. Глава государства акцентировал внимание собравшихся на том, что региональные уполномоченные должны заниматься восстановлением реально нарушенных прав предпринимателей, а не лоббированием интересов бизнеса или тех, кто нарушает закон.

Итак, уполномоченный по защите прав предпринимателей - назначаемый Президентом РФ государственный гражданский служащий, который отвечает за организацию работы по внесудебному восстановлению нарушенных государственными органами прав бизнесменов, урегулировании возникающих споров между бизнесом и органами власти. Официальное название должности: "Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей". С введением нового института - института омбудсмена, в России открыто специальное направление, связанное с защитой прав и интересов предпринимателей, что должно улучшить ситуацию в данной сфере - важнейшей сфере деятельности.

Выводы по главе 3

 

На современном этапе развития рыночных отношений в России необходимо совершенствование механизма защиты прав предпринимателей. Одно лишь существование и наращивание большого количества нормативных актов, регулирующих различные стороны деятельности российского предпринимательства, уже не решает всех стоящих перед данной, особенно важной сферой экономики, проблем.

Направления совершенствования механизма защиты прав предпринимателей заключаются в комплексной разработке теоретических, правовых и организационных вопросов создания государственной системы поддержки и юридической защиты предпринимательства. Разработка новой отечественной концепции предпринимательства насущно необходима и своевременна, равно как и создание нормативной базы, разработка целевых программ и определение роли и места конкретных государственных и правовых институтов, в том числе вышедшего на качественно новый уровень института российской адвокатуры, в системе других защитных институтов гражданского общества и правового государства.

Одним из направлений совершенствования механизма защиты прав предпринимателей является введение должности уполномоченного по защите прав предпринимателей. Это назначаемый Президентом РФ государственный гражданский служащий, который отвечает за организацию работы по внесудебному восстановлению нарушенных государственными органами прав бизнесменов, урегулировании возникающих споров между бизнесом и органами власти. С введением данного института - института омбудсмена, в России открыто специальное направление, связанное с защитой прав и интересов предпринимателей, что должно улучшить ситуацию в рассматриваемой сфере.



Заключение

Предпринимательская деятельность - это экономическая деятельность, осуществляемая самостоятельно и под свою имущественную ответственность, с определённой повторяемостью выполняемых действий, направленных на увеличение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Правовой статус предпринимателя - совокупность прав, обязанностей и законных интересов последнего как субъекта права. Права и обязанности предпринимателей составляют содержание предпринимательских отношений, которое является многогранным по своей природе и находится в сфере как публичных, так и частных интересов. Права и обязанности каждого субъекта предпринимательской деятельности устанавливает государство; они регламентируются законодательством и обычаями делового оборота.

Право предпринимателя представляет собой выражение и конкретизацию в правовых нормах принципа свободы предпринимательства. Это необходимо в целях защиты интересов предпринимателя при осуществлении им своей деятельности. Обязанность предпринимателя, в отличие от его субъективного права, представляет собой меру ограничения его экономической свободы. В рамках предпринимательской деятельности обязанность предпринимателя представляет собой условие правомерности его поведения, которое устанавливается с помощью правовых требований или правовых запретов. Правовые требования указывают, какие действия предприниматель должен совершить в интересах какого-либо лица, либо группы лиц, либо государства в целом. Правовые запреты устанавливают пределы осуществления предпринимателем своих прав и обязывают его воздерживаться от совершения тех или иных действий.

Виды, сущность и содержание прав и обязанностей предпринимателей обусловлены самой природой предпринимательства, его ролью и значением в жизни общества и государства. Круг прав и обязанностей предпринимателей постоянно расширяется вследствие развития общественных отношений; в свою очередь у предпринимателей возникают новые имущественные и неимущественные права и обязанности. Однако фактическая их реализация затруднена, что объясняется как объективными (состоянием экономики), так и субъективными (правовым нигилизмом) причинами. Под защитой прав предпринимателей понимается совокупность нормативно установленных мер (механизмов) по восстановлению или признанию нарушенных или оспариваемых прав и интересов их обладателей, которые осуществляются в определенных формах, определенными способами, в законодательно определенных границах, с применением к нарушителям мер юридической ответственности, а также механизма по практической реализации (исполнимости) этих мер. "Охрана прав" предпринимателей - это совокупность экономических, политических, правовых, организационных мер, обеспечивающих реализацию права, направленных на создание необходимых для этого условий, тогда как под "защитой прав" предпринимателей понимается совершение самими субъектами предпринимательской деятельности или управомоченными органами действий по предупреждению правонарушений и восстановлению нарушенных прав и законных интересов предпринимателей. Под способами защиты прав предпринимателей понимаются закрепленные законом материально-правовые и процессуальные меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и осуществляется воздействие на правонарушителя.

"Способы защиты" реализуются посредством "механизма защиты", под которым понимается процесс применения правовых норм, направленных на восстановление нарушенных прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности. Способы защиты подразделяются на материально-правовые и процессуальные. Общий перечень гражданско-правовых мер защиты содержится в ст. 12 ГК РФ. Формы защиты прав предпринимателей делятся на судебные и внесудебные. Под судебной формой защиты подразумевается деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых прав. В рамках судебной защиты органами, обеспечивающими восстановление нарушенного или оспоренного права, являются судебные органы, т.е. судебные формы защиты прав предпринимателей предполагают определенного рода деятельность со стороны таких органов, как: Конституционный Суд РФ; арбитражные суды; суды общей юрисдикции. Основной формой правовой защиты нарушенных и оспариваемых прав предпринимателей является именно судебная защита, осуществляемая, в основном, арбитражными судами. Суд является завершающей инстанцией в рассмотрении любого экономического спора. В последние годы роль судов общей юрисдикции в разрешении предпринимательских споров значительно снизилась в пользу системы арбитражных судов, состоящей из четырёх звеньев: Высший Арбитражный Суд РФ, Федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях.

Внесудебная защита прав и законных интересов предпринимателей может осуществляться в следующих формах: нотариальная защита, защита прав и интересов предпринимателей в третейских судах, в форме урегулирования споров в претензионном порядке.

Значительное число споров решаются до суда, с помощью альтернативных способов разрешения коммерческих споров. К таким способам относятся: разбирательство споров в области гражданско-правовых отношений третейскими судами, с использованием посредничества в урегулировании разногласий, досудебные примирительные процедуры.

В рамках региональных споров предпринимателей, различных общественных объединений создаются третейские суды, которые могут быть постоянными и временными. Их деятельность регулируется Федеральным законом "О третейских судах в Российской Федерации". В условиях рыночной экономики возрастает роль и значение третейского разбирательства хозяйственных споров, одним из важных институтов рыночной экономики становятся третейские суды, достоинством которых является возможность обеспечить быстрое, компетентное и не обремененное чрезмерными формальностями разбирательство споров между субъектами предпринимательской деятельности. Для использования их потенциала необходима комплексная правовая основа третейского разбирательства. Создание и деятельность судов не должны носить стихийный характер, а регулироваться государством в допустимых, разумных пределах.

Способы защиты прав предпринимателей лежат, главным образом, в сфере частного права и реализуются в соответствии с волеизъявлением предпринимателя, а основанием для их применения в связи с осуществлением мер государственного контроля (надзора) как функции государства, регулируемой нормами публичного права, служат правонарушения, возникающие в ходе такого контроля (надзора).

На современном этапе развития рыночных отношений в России необходимо совершенствование механизма защиты прав предпринимателей. Одно лишь существование и наращивание большого количества нормативных актов, регулирующих различные стороны деятельности российского предпринимательства, уже не решает всех стоящих перед данной, особенно важной сферой экономики, проблем.

Направления совершенствования механизма защиты прав предпринимателей заключаются в комплексной разработке теоретических, правовых и организационных вопросов создания государственной системы поддержки и юридической защиты предпринимательства. Разработка новой отечественной концепции предпринимательства насущно необходима и своевременна, равно как и создание нормативной базы, разработка целевых программ и определение роли и места конкретных государственных и правовых институтов, в том числе вышедшего на качественно новый уровень института российской адвокатуры, в системе других защитных институтов гражданского общества и правового государства.

Одним из направлений совершенствования механизма защиты прав предпринимателей является введение должности уполномоченного по защите прав предпринимателей. Это назначаемый Президентом РФ государственный гражданский служащий, который отвечает за организацию работы по внесудебному восстановлению нарушенных государственными органами прав бизнесменов, урегулировании возникающих споров между бизнесом и органами власти.

Институт Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей - это новый институт для нашей страны. С введением данного института - института омбудсмена, в России открыто специальное направление, связанное с защитой прав и интересов предпринимателей, что должно улучшить ситуацию в рассматриваемой сфере. В настоящее время формируется законодательная база для работы омбудсмена, который должен заниматься не лоббированием интересов бизнеса и не защитой тех, кто реально нарушает действующий закон, а чтобы они занимались восстановлением нарушенных прав предпринимателей, если такие права нарушаются. Главное, чтобы это были те предприниматели, чьи права реально нарушены, предприниматели, которые честны, ведут открыто и прозрачно свой бизнес, но подверглись какому-то воздействию со стороны или государства, или других предпринимателей.

Можно внести следующие предложения по изменению действующего законодательства в области защиты прав предпринимателей:

) провести двухэтапное совершенствование законодательной базы о защите прав предпринимателей в ходе контроля (надзора). На первом этапе целесообразно распространить принципы такого контроля и надзора, сформулированные в ФЗ № 294, на все их разновидности. На втором этапе следовало бы принять единый закон, в котором наряду с положениями, общими для всех видов контроля (надзора), была бы отражена специфика отдельных его видов;

) в целях повышения уровня правовой защищенности такого нематериального блага субъектов предпринимательской деятельности как деловая репутация, предлагается внести дополнение в п. 1 ст. 22 ФЗ № 294, указав, что вред, причиненный юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям вследствие неправомерных действий (бездействия) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля подлежит возмещению, включая как упущенную выгоду (неполученный доход), так и компенсацию за вред, причиненный деловой репутации юридического лица, индивидуального предпринимателя, за счет средств соответствующих бюджетов;

) ввиду отсутствия в России правового механизма регулирования посреднической деятельности при осуществлении защиты прав предпринимателей, необходимо внести изменения в АПК РФ, изложив п. 2 ст. 138 в следующей редакции: "Стороны могут урегулировать спор, заключив мировое соглашение или используя другие примирительные процедуры, в том числе посредничество. Посредничеством признаётся процедура, в которой при урегулировании спора привлекается независимое третье лицо с целью оказания помощи сторонам найти решение в споре";

) необходимо включить в состав органов Торгово-промышленных палат специальные структурные подразделения, занимающиеся представлением и защитой интересов предпринимателей, и внести соответствующие изменения в Закон РФ "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации";

) ввести (по германскому принципу организации нотариата) систему представления отдельных функций адвокатской деятельности нотариусам, предоставляющие право нотариусам представлять интересы предпринимателей перед третьими лицами и внести соответствующие изменения в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате;

) Федеральный закон "О защите конкуренции" запретил государственным служащим осуществление предпринимательской деятельности лично или через доверенных лиц. Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" также статьёй 17 запрещает государственным служащим осуществление предпринимательской деятельности но, тем не менее, не предусматривает запрета на осуществление такой деятельности через доверенных лиц на основании договора о доверительном управлении. Поэтому необходимо законодательное устранение этих и других противоречий в правовом регулировании предпринимательской деятельности.

Для возрождения и развития предпринимательства в России необходимо осознание подлинной социальной сущности предпринимательства, его роли и значения в экономическом и социальном развитии современного российского общества. Большое значение имеет и правовое обеспечение этого процесса, создание юридической основы для этой экономической деятельности, законодательная охрана и защита прав предпринимателей.

Думается, что в дальнейшем, с учётом обозначенных в настоящей работе проблем, правовое обеспечение предпринимательства будет существенным образом реформировано и направлено на защиту прав и охраняемых законом интересов предпринимателей. Правовое регулирование предпринимательства должно быть направлено на предоставление предпринимателю максимальных возможностей в осуществлении его общественно-полезных функций, реализации его роли как движущей силы экономического механизма. При этом формирующееся действующее законодательство о защите прав и интересов предпринимателей требует контроля со стороны всех здоровых сил гражданского общества и государства.

 



Список литературы

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: