Азотирование в жидких средах (тенифер - процесс)

 

Процесс проводят при 570 ˚С в течении 0,5 - 3,0 ч в расплавленных цианистых слоях (85% соли, содержащей 40% KCNO и 60% NaCN + 15% Na₂CO₃ или 55% карбамида [ (NH₂) ₂CO] и 45% Na₂CO₃, через которые пропускают сухой воздух). Соли расплавляются в тигле из титана. В следствие низкой температуры в сталь диффундирует в основном азот, образующийся при разложении цианистых солей. В результате обработки на поверхности стали возникает тонкий (7 - 15 мкм) карбонитридный слой Fe₃ (N, C), обладающий высоким сопротивлением износу и не склонный к хрупкому разрушению. Ниже карбонитридного слоя располагается слой, состоящий из твердого раствора азота в α-железе и избыточных кристаллов γ´-фазы. Общая толщина слоя 0,15 - 0,5 мм. Как и после газового азотирования, твердость слоя на углеродистых сталях HV 300 - 350, а на легированных HV 600 - 1100. Жидкое азотирование значительно повышает предел выносливости сталей. Достоинством процесса является незначительное изменение размеров и отсутствие коробления деталей, недостатком - токсичность и высокая стоимость цианистых солей. Этот процесс за рубежом широко применяется для обработки деталей автомобиля (коленчатых валов, шестерен и т.д.), штампов, пресс-форм и т.д. Азотированию, как и цементации, подвергают детали, работающие на износ и воспринимающие знакопеременные нагрузки. Азотированные детали имеют следующие преимущества: высокую твердость, износостойкость, теплостойкость и коррозийную стойкость. Так как азотированию подвергают в основном легированные стали определенных составов и процесс имеет большую продолжительность (30-60 ч.), применение его оказывается экономически целесообразным лишь для обработки ответственных инструментов и деталей авиамоторов, дизелей, турбин, приборов и т.п. Азотированию подвергают также детали из высокопрочного магниевого чугуна (в частности, коленчатые валы тепловоза и детали из специальных чугунов, легированных алюминием).

Кулачки, эксцентрики и некоторые другие детали должны иметь после термической обработки минимальную деформацию и высокую износоустойчивость (твердость поверхности HV 750-1000). Для изготовления выбрана азотируемая сталь 38ХВФЮА.

Азотирование требуется, как правило, подвижным частям механизмов, таких, как насосы, цилиндры двигателей, копиры станков, втулки, шестерни, клапаны двигателей внутреннего сгорания, матрицы и другие элементы и узлы механизмов и деталей.



Бензины. Требования к ним. Физико-химические свойства автомобильных бензинов

 

Отечественные легковые автомобили и автобусы, а также большинство грузовых автомобилей имеют карбюраторные двигатели. Топливом для этих двигателей служит автомобильный бензин.

Основные технико-экономические требования к бензинам сводятся к следующему:

бензин должен обеспечивать безотказную работу автомобильного двигателя на всех режимах и во всех практически встречающихся условиях эксплуатации;

двигатель должен развивать предусмотренную для него мощность при минимальном расходе бензина;

бензин должен обеспечивать минимальные износы двигателя, трудовые и материальные затраты на ремонт и техническое обслуживание двигателя;

качество бензина не должно ухудшаться при транспортировании, хранении и использовании;

обращение с бензином не должно вызывать повышенной опасности для персонала, занимающегося эксплуатацией, техническим обслуживанием и ремонтом автомобилей.

Исходя из названных выше требований устанавливается соответствие бензина данным конкретным условиям и возможность его применения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: