Методы социальных и гуманитарных наук

В социльно-гуманитарных науках существуют свои специ­фические методы познания, но применяются и общенаучные ме­тоды, имеющие здесь свою модификацию. Остановимся на этом вопросе подробнее.

Как известно, одними из важных общенаучных методов яв­ляются наблюдение и эксперимент. Наблюдение - целенаправлен­но.^. Преднамеренное _и Дланрмернр_е.восприятие_ явлений.

Наблюдать можно как один объект, так и несколько (с целью сопоставления). Наблюдать можно как сам изучаемый объект (непо­средственное наблюдение), так и его модели (опосредованное наблю­дение). Наконец наблюдение может быть как объективно реальным процессом, так и совершаемым только в воображении исследователя. 160

В социально-гуманитарных науках наблюдение отличается особой сложностью, в том смысле, что и результат, и процедура на­блюдения во многом зависятот.личности..наблюдателя и его отно­шения к изучаемому явлению. Кроме того, само наблюдение меняет изучаемую ситуацию. Социологам хорошо известен пример хоутор-новского эксперимента, когда знание о том, что они (группа молодых женщин) являются объектом изучения, повлияло на интенсификацию их деловых и неформальных отношений.

Здесь помимо простого применяется включенное наблюдение, когда имеет место непосредственный контакт исследователя с объек­том наблюдения (индивид, группа).

При этом событие анализируется как бы "изнутри", а от ис­следователя требуется нейтральное..отношение к происходящему, умение выделять существенные признаки, объективно и глубоко

их интерпретировать.

Различают скрытое включенное наблюдение, когда участники деятельности не догадываются о присутствии исследователя, и откры­тое, когда исследователь сообщает участникам о своих намерениях. В последнее десятилетие метод включенного наблюдения актуализиро­вался ввиду необходимости осмысления социального и культурного мира, понимания представлений, целей, мотивов, действующих в нем.

Однако поскольку с помощью наблюдения мы обычно познаем не процесс в целом, а лишь определенные его срезы то в науке обобщения только на базе данных наблюдения не.строятся. Тем бо­лее они не строятся на базе случайных наблюдений, которые также могут иметь место в науке. Данных такого вида наблюдений явно недостаточно для полноценного научного исследования, они могут быть лишь начальным (предпосылочным) импульсом к постановке проблемы, выдвижению гипотезы и т.д.

В практике научных исследований выдвигаются определенные принципы с целью увеличения степени достоверности и глубины данных научного наблюдения. Вот некоторые из них: а) исследовать возможно более разнообразные предметы, условия, в которых они находятся; б) исследовать наиболее типичные признаки изучаемых объектов и т.д.; в) четко формулировать цели наблюдения; г) разра­батывать план наблюдения; д) осуществлять контроль за корректно­стью и надежностью результатов наблюдения.

Эксперимент — это способ получения информации о коли­чественном и качественном изменении состояния объекта в ре-

161

зультате воздействия на него некоторых управляемых и контроли­руемых факторов {переменных).

Эксперимент предполагает наличие цели и программы ис­следования, выдвижение гипотез, выделение единиц наблюдения, практической деятельности по целенаправленному изменению изучаемого объекта.

В социальных науках выделяются следующие виды эксперимен­тов: по объекту эксперимента - экономический, правовой, психологиче­ский, лингвистический и т.д.; по масштабу - масштаб страны, региональ­ный, бригадный и др.; по длительности - длительный, циклический, кратковременный; другие научные и практические, параллельные и по­следовательные, полевые, лабораторные, естественные, мысленные.

Мысленный эксперимент дает возможность отвлечься от цело­го ряда ограничений реальных процессов, идеализировать их и тем самым рассматривать в предельных условиях и состояниях. Разли­чают два типа мысленных экспериментов: а) мысленные экспери­менты, могущие впоследствии быть осуществленными в практике; б) не могущие быть реализованными в действительности.

Что касается особенностей применения эксперимента в СГН, то, по мнению экспертов, диапог «во многом заменяет эксперимент в гума­нитарных науках» (30. С. 64). Именно в процессе диалога возможно мо­делирование и управление переменными, которыми в случае СГН яв­ляются идеи, ценности, установки, интересы, потребности и др.

По сравнению с наблюдением эксперимент является более глу­боким методом познания, позволяющим максимально сократить время и усилия по изучению объекта, создать возможность для повторения с целью более точного изучения объекта.

Недостатком эксперимента является то, что эксперимен­тальный фактор может нарушать естественные связи внутри изу­чаемого объекта, искусственный характер экспериментальной си­туации снижает возможность обобщенных выводов и др.

Измерение — это способ получения, прежде всего (но не только),.количественной информации об объекте, когда одна (из­меряемая) величина соотносится (сравнивается) с другой, приня­той за эталон. Измерение в социальных науках осуществляется преимущественно с помощью тестов и анкетирования.

Важнейшей характеристикой процесса измерения является точность. Она всегда ограничена, поскольку в процессе измере­ния сам процесс измерения вносит искажения в изучаемый объект плюс несовершенство измерительных инструментов, небрежность 162

исследователя и др. Однако чем точнее проведено измерение, тем надежнее полученные выводы.

В частности в социологии существуют процедуры, повы­шающие точность измерения, это: неитр.альнрс^ь._фррмулиррвки вопросов, не затрагивающая личных достоинств опрашиваемого; Р^^Двчеме.^нр.шмнрста.рпррс.а; наличие соответствующих ин­дивидуальных, качеств интервьюера (определенный уровень зна­ний, общительность, физическая выносливость, терпение, умение говорить внятно и понятно, умение слушать и др.).

Метод исторического и логического. Любое социальное явле­ние имеет свою историю и логику развития. Метод исторического познания воспроизводит развитие объекта с учетом всех.действую­щих на него факторов, подробностей, зигзагов, скачков, случайно­стей и т.д. Логический метод воспроизводит только общее, главное в предмете в процессе развития. Метод логического воспроизводит ис­торию возникновения, становления и развития объекта, так сказать, в «чистом» («выправленном») виде, по существу, без рассмотрения об­стоятельств, тому способствующих.

История того или иного социального явления предстает в обоб­щенном виде, что позволяет выявить законность его существования, его логику. Именно в этом смысле следует понимать значение таких понятий, как «логика общественного развития», «логика событий», «логика поступка» и т.д.

То есть метод логического является спрямленной, упрощенной (без потери сущности) версией.метода дстогжческрго.

Считается, что метод исторического познания находит широ­кое применение в исторических науках, поскольку здесь почти все­гда необходимо знать конкретные особенности развития страны, на­рода, характер деятельности той или иной выдающейся личности или народных масс в датах, цифрах, деталях.

В свою очередь уже в философии истории (одно из направлений философской науки) в большей степени применяется логический метод для характеристики общих тенденций и алгоритмов развития истории. Данный метод применяется также в таких теоретических социальных науках, как: теории государства и права, экономической теории и др.

Несмотря на различие этих методов, их относительную самостоя­тельность, ни один из них не применяется в «чистом» виде: собирая и изучая исторические факты, ученый не может не опираться на те исто­рические закономерности (по существу на логику предмета), которые

163

обусловили эти факты. В свою очередь закономерности, выявленные без опоры на факты, рискуют превратиться в «пустые» абстракции.

Поэтому в процессе познания следует руководствоваться прин­ципом единсхважтрр.ическргр и логического методов: надо начинать исследование объекта с тех сторон, отношений, которые исторически предшествовали другим. Затем с помощью логических понятий как бы повторить, историю развития данного познаваемого явления.

Идеализация, абстрагирование - замена отдельных свойств предмета или всего предмета символом или знаком, мысленное отвлечение от чего-то, с целью выделения чего-то другого. По­этому с позиций гносеологии идеализация является видом абст­ракции. Она предполагает мысленную реконструкцию предмета посредством отвлечения от неглавного и наоборот наделение осо­бой значимостью других, важных свойств, связей и отношений.

Принципиально важным вопросом в процедуре идеализации яв­ляется проблема репрезентативности знака, понятия, который вы­ступает в качестве заместителя или определителя главного в изучае­мом явлении. Вопрос соответствует ли данная идеализация реальности (в нашем случае социальной реальности) является ключевым.

Как известно, такие идеализации, на которых была построена марксистская философия, как «наемный рабочий», «обмен», «разделе­ние труда», «деньги», «капитал» и др. явились адекватным отражени­ем реальных социально-экономических процессов капиталистического общества, что и обусловило популярность марксистских идей.

Но идеальные объекты могут и не иметь прямых реальных прообразов в социальном мире в силу их обобщенности высокого уровня. Именно к таковым, на наш взгляд, можно отнести веберов-ские идеальные типы мотивации социального действия: целерацио-нальная, ценностно-рациональная, традиционная (аффективная).

Однако и в этом случае связь с реальностью есть, но эта связь не с конкретными единичными социальными фактами, а с совокуп­ностью социальных явлений большого количества, что и объясняет широкий спектр объяснительных и предсказательных возможностей концепций и теорий, которые построены на таких идеализациях.

Идеализации в виде образов, символов, понятий, категорий, обеспечивая огромную емкость выражения мыслей, формируют спе­циальный язык той социальной науки, которую они представляют. При этом следует различать основные и производные идеализиро­ванные понятия. В свою очередь основные идеализированные поня­тия образуют язык социально-гуманитарных наук в целом, это «об-164

щество», «социальная система», «социальное развитие», «социальная активность», «действие», «деятельность», «коммуникация» и др.

Контент-анализ ~ количественное изучение массовых доку­ментов в целях описания социальных явлений. Так, используя кон­тент-анализ средств массовой информации или каких-либо других документов (например, архивы иконографических и фонетических документов: магнитофонные записи, грампластинки и др.)> можно понять характер изменения систем ценностей, установок, мотивов.

Например, индекс популярности того или иного политиче­ского лидера можно измерить частотой появления положительной информации о нем в журналах, газетных статьях, в телевизионных

и радиопрограммах.

Одно из больших преимуществ контент-анализа в том, что отсутствует влияние на объект исследования: никто не подвергает­ся интервьюированию, анкетированию или эксперименту. Поэтому для осуществления этого вида социального познания требуются от­носительно малые затраты по сравнению с другими методами.

Материалы для контент-анализа обычно легкодоступны. В библиотеках имеются архивы как общественных (газеты, журналы), так и частных (письма, дневники) документов.

Процедура контент-анализа включает в себя множество эта­пов: выбор эмпирического материала для исследования, выбор вре­менного периода, операционализация понятий (выбор единиц ана­лиза), аналитическая работа, написание отчета. Естественно, что профессиональное выполнение каждого из вышеприведенных эта­пов увеличивает вероятность получения достоверной информации.

Системный подход, системный анализ. Системный подход является одним из важнейших методов изучения сложноорганизеи ванных объектов-систем, к которым, безусловно принадлежат со­циальные явления. Главный..объект системных исследований со­ставляет многообразие связей социальной жизни.

Поскольку система представляет собой совокупность эле­ментов, организованных определенным образом в целое, то сутью системного подхода является исследование механизма жизни это­го целого, прежде всего общества и человека.

История в первую очередь социальных наук являет собой яр­кий пример становления и развития системного подхода в понима­нии сущности общественных процессов и явлений.

Каковы же основные.черты системного подхода применитель­но к социальным явлениям? Самым первым (в историческом контек-

165

сте) была попытка парамедрического описания пщлемещного соста­ва строения исследуемого объекта, вычленение основных элементов, составляющих общество, человека.

Затем имели место поиски закономерностей взаимосвязи, взаимо­влияния элементов (общества, свойств человека) друг на друга (функ­циональный срез). Наконец, получает развитие структурно-функциональное направление, где анализируется эффективность связей между элементами посредством выделения главных основополагающих общественных, человеческих показателей (характер собственности на средства производства, национальный валовой продукт, средняя продол­жительность жизни, степень достигнутой обществом свободы и др.)

В классический период (XVII век - конец XIX века) развитие системно-социального подхода шло по пути отыскания и анализа все новых и новых элементов в структуре общества и человека. Один из фундаментальных принципов классической науки - эле-ментаризм (разложение изучаемого объекта на простые элементы при элиминации комплексных функционально-генетических свя­зей), в сфере социального познания проявился в частности в тен­денции отыскания фундаментальных, родовых качеств человека (классификация потребностей и аффектов у Декарта, Гоббса).

Качественный сдвиг в разработке социально-системных представлений был осуществлен мыслителями Просвещения, об­разовавшими направление под названием - «историзм»: Дж. Вико, И. Гердер, Кондорсе, Тюрго. В их работах был значительно рас­ширен круг составляющих общество элементов: экономика, право, искусство, мораль, наука, религия. Кроме того, анализировалась взаимосвязь вышеуказанных элементов общества с теми или ины­ми структурными составляющими человека.

В середине XIX века структурно-функциональный подход в по­нимании общества четко проявился в творчестве О. Конта и Г. Спенсе­ра. О. Конт не только ввел термин «социология», основал данную науку, но и значительно продвинул структурные и функциональные взгляды на общество. В структуре общества он выделяет промышленность, нау­ку, искусство, политику соотнося их с такими качествами человека, как интеллект (ум), нравственность, эстетические чувства.

О. Конт впервые дает модель поведения общества как систе­мы, в целом отождествив эту систему с колебаниями маятника отно­сительно состояния равновесия - стабильности общества. Фактиче­ски здесь было гениально предугадано фундаментальное положение синергетики (науки о самоорганизующихся системах) о том, что дви-166

жущей силой любой системы является ее стремление вернуться в со­стояние равновесия, при постоянном его (равновесия) нарушении.

Г. Спенсер продолжил поиски системных законов развития общества: любая система (в том числе и общество) эволюционирует от бессвязной однородности к связной разнородности, от неопреде­ленности к определенности, от беспорядка к порядку. В обществе функциональная дифференциация его элементов (экономика, поли­тика, искусство и т.д.) выступает обязательной основой возникнове­ния общества как организованной системы.

На рубеже XIX - XX веков социально-системные исследова­ния приобретают новый стимул как одно из направлений выхода из кризиса, охватившего научное познание. Исследовательские акценты переносятся с исследования только структуры, и только функцио­нальных отношений на структурно-функциональный подход в форме попыток понять законы связей между элементами общества.

В частности русско-американский социолог П.А. Сорокин выделя­ет в обществе восемь базисных социальных переменных в форме соци­альных отношений в искусстве, политике, экономике, войнах, в осуще­ствлении свободы, в волнениях и беспорядках, этике, достижении исти­ны. Сорокин считал, что эти отношения изменяются нелинейно.

В период доминирования неклассической науки (конец XIX века -60 годы XX столетия) усилиями американских социологов Т. Парсонса и Р. Мертона структурно-функциональный подход получает оконча­тельное оформление. Р. Мертон уточняет, углубляет понятие «функ­ция» и показывает значение этого понятия для социальной системы.

Парсонс вычленяет «функциональные нормы», которым должна подчиняться любая социальная система:

а) адаптация, присущая, прежде всего экономике, как подсистеме;

б) целеориентация, присущая политике;

в) интеграция, которую осуществляют государственные институты;

г) поддержание образцов, осуществляемое: семьей, школой, религи­ей и другими институтами.

В постнеклассической науке (60-е годы XX столетия - начало XXI века) появляются очень важные в плане системного видения соци­альной действительности концепции: в частности концепция социаль­ных топосов, в которой имеет место выделение в едином социальном порядке присущего социальной системе, в частности обществу, сети ло­кальных, разнохарактерных социальных порядков {топосов) - церковь, средства массовой информации и др., находящихся во взаимодействии, и имеющих свою социальную позицию, свои социальные условия.

167

Каждый социальный порядок имеет свои специфические нормы и правила, позволяющие ему существовать. При этом каж­дый локальный социальный порядок всегда находится под угрозой прекращения существования, конфликта с другими локальными порядками. Поэтому очень важно знать начальные и конечные ус­ловия существования топоса, характеристику социальной среды, в которой он функционирует, и др. Все это позволяет вырабатывать руководящие идеи, поддерживающие ансамбль социальных по­рядков в состоянии равновесия и интеграции.

Значительное продвижение социально-системных взглядов на действительность можно констатировать в концепции сетевого об­щества М. Кастельса. Он выделяет в обществе пять пластов, пере­менных, оказывающих влияние друг на друга: 1) производство-потребление (не только материальных ценностей, но и производство и потребление информации), 2) опыт (сфера людей, личностей, их воздействие друг на друга, 3) власть, 4) культура - сфера смыслов, 5) технология - пронизывает все вышеперечисленные составляющие.

Все элементы (информационные сети) общества важны, но главными являются те, которые распределяют и переключают ин­формацию. Сети ценностно нейтральны, но зависят от того, кто за­дает им цель, а это делают акторы (люди), наделенные властью.

Наконец в постнеклассический период происходит становле­ние и развитие синергетического подхода в понимании любых, в том числе, социальных процессов. Согласно этому подходу социальные системы, так же как и природнь е, накапливая структурную инфор­мацию, постоянно повышают уровень своей организации.

В результате в развитии социального мира имеет место воз­никновение все более сложных упорядоченных взаимодействий и структур. При этом отклонение параметров от нормы в данных структурах является источником активности функциональной систе­мы, источником ее саморегуляции. Однако отклонения не должны быть большими (в рамках "гомеостатического диапазона"), в случае выхода за пределы этой границы может начаться разрушение системы. Ситуация, когда система теряет стабильность и возможен перс-ход в новое состояние, называется бифуркацией. Чем многообразнее число возможных вариантов перехода, тем сложнее просчитать пер­спективное поведение системы, поскольку в момент перехода буду­щее состояние зависит уже не только от предыстории, но определя­ется и случайными, зачастую неконтролируемыми воздействиями.

168


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: