Тема 12. Междисциплинарные иследования в СГН. «общество знания»

Дисциплинарная структура СГН и междисциплинарные

Исследования

Известно, что в самом общем виде дисциплинарная структура социально-гуманитарных наук окончательно сформировалась к концу XIX начала XX столетия. По поводу доминант этой структуры сущест­вуют разные, и на наш взгляд объяснимые точки зрения: каждая наука и ее представители пытаются представить свое направление главным.

Так существует точка зрения, согласно которой история среди гуманитарных наук занимает первое место, поскольку она является памятью человечества. В частности такой точки зрения придержи­вался Гадамер, который все остальные социально-гуманитарные нау­ки называл историческими.

Согласно другой точки зрения (структуралисты), в современном мире пальму первенства от истории переняла лингвистика поскольку естественный язык, слова, системы словесных образов, рассуждения, логические выводы, техника и искусство перевода, в частности машин­ного перевода являются сегодня настолько важными элементами соци­альных отношений (а по мнению лингвистических философов опреде­ляющими социальные отношения), что порой превращаются в оружие.

Поэтому знание и разработка лингвистического понятийного аппарата, разработка всевозможных языковых моделей, в целом лин­гвистических постулатов и законов являются важным компонентом совершенствования социальных отношений.

Существует также точка зрения, что психология является ведущей СГН поскольку нет ничего важнее человека и его внутреннего мира.

Наконец в постмодернизме главной социально-гуманитарной наукой является этнология, позволяющая познавать социальную жизнь в ее непосредственнном, естественном виде.

В целом можно констатировать, что СГН в XX столетии освобо­дившись от комплекса неполноценности на фоне бурного развития ес­тественно-технических наук небезосновательно заявляют свои права на лидерство по многим причинам: во-первых в развитии самих естествен­но-технических наук выявилось множество проблем, не могущих быть решенными без помощи, вмешательства социально-гуманитарных наук; во-вторых в современном мире явственно выявилась первостепенная значимость человека в происходящих фундаментальных изменениях

169

мира; в-третьих в самих социально-гуманитарных науках получены значительные результаты, которые подводят к мысли, что XXI в. будет веком гуманитарного знания, подобно тому как XVII - XIX вв. были ве­ками естественных наук и промышленных революций.

Как известно история развития естественно-технических наук являет собой прекрасный пример продуктивного междисциплинарного сотрудни­чества. Возникает вопрос, возможно ли и существует ли такое содружество в СГН. Ответ является, безусловно, утвердительным, да такое содружество имеет место, и оно имеет тенденцию к расширению и углублению.

На страницах данного учебного пособия мы уже касались это­го вопроса, к сказанному добавим, что ярким примером такого меж­дисциплинарного сотрудничества в частности внутри СГН является пример сотрудничества лингвистики, психологии, философии (гно­сеологии) в направлении вопроса представления, знаний, являющего­ся важной проблемой на пути создания искусственного интеллекта.

Здесь в частности важной задачей является вопрос увеличения объема оперируемых данных и быстродействия их передачи в виде сжатия сведений и фактов до минимальных размеров (сведение их в группы). И одной из форм решения этого вопроса является использо­вания метода обобщения и абстрагирования информации.

Вопрос же обобщения и абстрагирования знаний «тянет» за собой традиционно-гносеологическую тему ценности знаний, их ос­мысления и понимания, через поиск смысла сообщений, т. е. их ана­лиза в синтаксическом, семантическом и прагматическом ракурсе.

Существенным здесь является и выяснение вопроса о струк­туре и механизмах мышления, где под мышлением понимается психический процесс анализа, синтеза, обобщения, посредством которых человек решает мыслительные задачи.

Примером сотрудничества социальных и естественных наук является новая междисциплинарная наука под названием соционика (на стыке психологии, социологии и информатики), задача которой -изучать специфику восприятия, переработки и выдачи информации отдельными индивидами, группами, этносами, обществами, построе­ние их типологии исходя из различных значений вышеуказанных информационных процессов, выдача рекомендаций по построению взаимодействий между разными типами социумов.

Одной из базовых категорий новой науки соционики является понятие «информационный метаболизм», предложенный польским психологом А. Кемпинским. Он провел прямую аналогию между процессом усвоения и обработки информации психикой человека и 170

процессом обмена веществ в организме (термин "метаболизм" озна­чает "обмен, усвоение, переработка").

Согласно метафоре Кемпинского, внешняя информация являет­ся своего рода «пищей» для человеческой психики: «психика челове­ка питается информацией. Его психическое здоровье зависит от ко­личества и качества этой информации», замечает он. А информаци­онный метаболизм есть не что иное, как процесс усвоения, обработ­ки и передачи информации психикой человека.

Другим важнейшим базовым положением новой науки социо­ники является утверждение, что з^а|сщ).мы]о^ещ%..1щре^рс^А мотивация.поведения,.человека, и.деятельность, социумов.определя­ются во.многом типом информационного.метаболизма

Для анализа типов.и11фор.мацирн.нрхр..метдбрлизма и соот­ветственно информационно-психических индивидуальных типов родоначальник науки соционики А. Аугустинавичьюте отталкива­ясь от известной типологии Т. Юнга (люди с преобладанием: а) мышления; б) чувств, г) ощущения; д) интуиции), назвала эти функции, выполняемые человеком и доминирующие у них, сле­дующим образом: логика, этика, сенсорика, интуиция.

Человек логического типа склонен к рациональному принятию ре­шений; этический человек хорошо чувствует и понимает настроения и чувства других, он способен делать адекватные ценностные оценки нрав­ственных поступков других; сенсорная направленность означает умение придавать большое значение чувственной обстановке жизни: запахи, вку­сы, формы, краски, звуки и организовывать свою жизнь по законам чувств; наконец интуитивный человек способен прогнозировать явления, проникать в суть явлений на основе интуиции.

Если добавить сюда еще деление людей на экстравертов и интровертов (по К. Юнгу) и попытаться смоделировать возможные сочетания указанных качеств (что и сделала А. Аугустинавичьюте), то получится ряд из шестнадцати типов: например логико-интуитивный экстраверт, логико-интуитивный интроверт, этико-сенсорный экстраверт и этико-сенсорный интроверт и т.д.

Каждый из указанных типов имеет еврю.специ.фику спрербнр.: Ш^Л^Ш1ШШ?^.Ж^Ш^Ш}^Ш^.Ш^^}ЛШШ9. различного рода, что определяет особенности стиля мышления, мотивации и действий.

В результате существует и такое определение соционики -наука о типах информационного метаболизма, психоинформацион­ных системах (человек, коллектив, этнос, государство) и взаимодей-

171

ствиях между ними. Или соционика - наука, изучающая процесс об­мена информацией между человеком, социумом и внешним миром.

Специалисты по соционике пытаются (как показывает прак­тика довольно успешно) описывать и предсказывать не только по­ведение каждого из 16 типов, но и 76 интертипных отношений, которые складываются между данными типами. Такое описание и практическое ее воплощение, по мнению специалистов, представ­ляет собой громадный.щаг.вперед в^рДлас^ддаук,р.челрвеке.

При этом практическая составляющая такой науки, как психо­логия поднимается на более высокий уровень (однако эксперты в об­ласти соционики настаивают на том, что соционика - это междисци­плинарная наука): появляется возможность моделировать практиче­ские отношения людей от конфликтных до комфортных. «Оказалось возможным решать проблемы совместимости партнеров в браке, ра­бочем коллективе, бизнесе, целенаправленно формировать устойчи­вые сплоченные группы для решения каких-либо задач в любой сфе­ре человеческой деятельности» (10).

Методы соционики находят плодотворное применение, в част­ности, в педагогике: поскольку особенности усвоения информации определяются соответствующим информационно-психическим ти­пом, то можно подбирать оптимальную форму обучения, стимули­рующую процесс усвоения знаний.

«Кроме того, соционика дает возможность формировать учеб­ные группы оптимальным образом, в результате чего значительно повышается успеваемость и дисциплина учащихся» (20)

Как утверждают эксперты (10), соционика углубляет и расши­ряет методы глубинного психоанализа, позволяя повысить эффек­тивность терапии ряда психических расстройств: «в области нарко­логии разработаны и используются эффективные соционические ме­тоды работы с больными, дающие хорошие результаты».

Знание психоинформационной структуры личности «позволяет давать обоснованные рекомендации по профессиональной ориента­ции и профессиональной пригодности» (11).

В.рбластд.медщины обнаружено, что подбор людей по опре­деленным группам информационно-психологических типов «дает возможность проводить более эффективную групповую психотера­пию, а подбор больных в лечебных палатах по группам с комфорт­ными отношениями значительно (в 1,3-2 раза) сокращает время пре­бывания пациентов в стационаре....за счет их оптимального психо­информационного взаимодействия» (11). 172

Использование соционики позволяет проводить бопее.тотдную даЖШШ^..псщич^шх.да^д^вщий9 разделяя больных на соот­ветствующие группы, с подбором индивидуальных методов психо­технологий для лечения недугов.

Наконец, накоплен положительный опыт использования ком­плексного метода соционической диагностики трудных подростков с целью выработки профилактических мероприятий для более ус­пешной адаптации их в учебных коллективах.

В результате соционика с ее технологиями может использо­ваться и используется во всех сферах жизни общества (экономиче­ской, политической, правовой, эстетической и др.), позволяя углу­бить понимание и управление процессами, происходящими в них.

Еще одним примером сотрудничества социальных и естествен­ных наук (юридической, философской (этика), психологической, меди­цинской наук (в.ч. генетики) является участие их в решении таких меж­дисциплинарных научных и в тоже время житейских, практических проблем, как клонирование, трансплантация органов, эвтаназия.

Тема моральной правомочности генетического контроля над воспроизводством людей, является сегодня актуальной научной и практической проблемой. Ряд ученых считают, что привлечение многочисленных научно-технических достижений для борьбы с человеческими болезнями приводит к тому человечество дегради­рует в виду того, что естественный отбор теряет свою силу.

В связи с этим высказывается за необходимость научных ис­следований, улучшающих «качество людей», и эта цель оправдывает любые средства. В то же время существует позиция со ссылкой на мо­ральный принцип «святости человеческой жизни, «свободы воли», свободы человека, ратующая за этический контроль над исследова­ниями в этом направлении, дабы не лишить человека уникальности.

Представители этой точки зрения считают, что не все, что наука может и должна сделать, является добром, а, следовательно, необхо­дим строгий контроль за результатами внедрения достижений науки.

Подобные позиции четко проявились в проблеме клонирования. С одной стороны, существует беспокойство за природу самого челове­ка, ибо граждане общества будут рождаться с заранее определенным генетическим кодом и внешними данными, то есть появляется опас­ность фабрикования людей, что приведет к их деградации.

Кроме того, существует опасность рождения неполноценных людей в силу наличия реального высоковероятностного риска по­явления всевозможных аномалий в процессе клонирования. В ре-

173

зультате в большинстве стран в последние годы были срочно при­няты законы о запрете на клонирование.

С другой стороны многие ученые считают, что запрет на клонирование антигуманен, поскольку лишает человечество воз­можности решить кардинальным образом проблему транспланта­ции органов, способствующей спасению миллионов людей, уми­рающих по всему миру из-за дефицита органов.

Кроме того, трансплантация клонируемых органов вытеснит анти­гуманный метод лечения многих болезней путем использования челове­ческих эмбрионов. Возникает возможность иметь детей в самых тяжких случаях бесплодия; появляется возможность в реконструируемом орга­низме старое заменять молодым; клонирование реально открывает воз­можность возрождать гениальных и талантливых детей и т.д.

В результате многие международные и национальные комитеты по биоэтике расценили решения по поводу запретов на исследования подобного типа, как антинаучные, спровоцированные прессой.

Клонирование вовсе не означает копирование личности, ибо лич­ность - это нечто большее, чем набор клеток. Поэтому до шеренг эйн­штейнов, гитлеров, Сталиных еще очень далеко.

Получения полностью идентичного другого невозможно еще и потому, что имеет место действие множества неучтенных внешних факторов, которые влияют на клетку-клон, в частности загрязнение окружающей среды (воздуха, воды и т.д.)

Существует мнение, что клонирование неизбежно, поскольку в малых странах и странах третьего мира исследования подобного ро­да вообще юридически не запрещены. Надо отметить еще и то, что субсидирование данных исследований осуществляют в большинстве случаев частные, мелкие фирмы, неконтролируемые государством.

Существуют также точка зрения, ставящая под сомнение во­обще саму идею отрицательных последствий клонирования: по­скольку многие гены клеток быстро отключаются, и пока происходит пересадка, оплодотворение клетки-клона, она уже не представляет стопроцентный аналог родительской клетки.

Однако многие вопросы, связанные с клонированием и транс­плантацией органов, продолжают будоражить умы обывателей - нуж­но и можно ли штамповать одинаковых недочеловеков, когда и при каких условиях можно брать человеческие органы для пересадки больному человеку? Не породит ли это всевозможные злоупотребле­ния: умерщвление людей для этой цели и торговлю органами? Не по­лучится ли в результате клонирования заселение регионов и даже 174

стран полностью одинаковыми людьми? Эти вопросы ждут своего правового, этического, психологического, медицинского осмысления.

В сфере современных междисциплинарных проблем сущест­вует вопрос принятия решения о проведении эвтаназии - умер­щвление неизлечимого больного в случае необратимой, мучитель­ной болезни и права человека самому выбирать уход из жизни вместо физических страданий.

Согласно сведениям, опубликованным в Международном меди­цинском журнале (1998г.) 40 % всех смертей больных наступает либо в результате принятия совместного с медиками решения о прекраще­нии жизни, либо в результате отказа от лечения, либо с помощью ле­карств, ускоряющих наступление смерти.

Сегодня, когда в связи с достижениями науки и техники возмож­на ситуация бесконечно долгого продления жизни большому количест­ву неизлечимых больных, а, следовательно, продления их мучений и страданий, эта проблема приобретает особенно актуальное звучание.

В связи с последним аргументом следует отметить, что в тех странах, где практикуется эвтаназия (в частности в Голландии; в Швеции и Финляндии не считается противозаконной пассивная эвтаназия), решение по ее применению принимается специально предназначенным для этой цели комитетом, коллективом, куда входят лечащий врач, представители администрации больницы, юрист, этик, работник службы социального страхования и др. Но этическое, правовое, психологическое осмысление этого сложного медико-социального феномена продолжается.

Вообще необходимость взаимодействия социально-гуманитар­ных и естественно-технических наук при решении каких-то проблем возникает тогда когда приходиться принимать решения по управле­нию обширными сферами деятельности людей: экология, составле­ние и реализация программ регионального развития и др.

В целом при решении сложных, междисциплинарных проблем (экология, биотехнологические и биомедицинские исследования, сис­темы искусственного интеллекта, процессы генной инженерии, системы человек-машина и др.) гуманистические ценности (приоритет человече­ского фактора: учет его потребностей, возможностей, целей, интересов) должны определять стратегию и тактику научного поиска и путей реализации полученных научных результатов. Не преобразование при­роды, а восстановление гармонии между природой и общества, посред­ством развития человека - вот главная ценность сегодняшнего времени.

175

2. «Общество знания»

Эффективность решения междисциплинарных и вообще лю­бых социальных проблем зависит среди прочих условий от того, ор­ганизовано ли в данной социальной системе общество знания.

В рамках ООН (ЮНЕСКО) опубликован ряд докладов, прове­дены совещания и коллоквиумы (доклад 2004 г.«О развитии челове­ческого потенциала в России. На пути к обществу, основанному на знаниях»; Женевский и Тунисский раунды Всемирного саммита по информационному обществу 2005 г. и др.), посвященных проблеме построения информационного общества.

При этом отмечается тот факт, что простой количественный рост информации не гарантирует развитие знаний, а шире мудрости, имеет место потери огромного количества знаний, связанных с куль­турой тех или иных народов.

Поэтому возникает острая необходимость наращивания каче­ственных составляющих в мероприятиях, связанных с построением информационного общества, выделение в данной деятельности глав­ных, приоритетных элементов.

Именно этим, на наш взгляд, обусловлено введение термина «общество знания», за которым скрывается ряд важных мероприя­тий, которые нужно провести на пути создания действительно ин­формационного общества.

Как отметил по этому поводу Генеральный директор ЮНЕСКО К. Мацуура, кощвт^я.обществд.знащя строится на четырех важнейших принципах:

а) свобода слова;

б) равный доступ к образованию;

в) всеобщий и универсальный доступ к информации, вклю­чая широкое общественное использование информации;

г) сохранение и развитие культурного разнообразия, вклю­чая языковое разнообразие.

В России прошло несколько форумов (первый - московский социально-экономический форум прошел в феврале 2005 г.), на ко­торых намечены задачи и конкретные мероприятия по созданию в нашей стране общества знания.

Здесь в частности отмечено (54), что основой общества знания должно быть экономика, базирующаяся на знаниях.

176

Кроме того, необходимо разработать стратегию и ряд про­грамм по развитию общества знания и закрепить их действующими (принятыми законами в сфере науки, образования, культуры) и соз­даваемыми новыми правовыми актами.

Решающее значение при создании общества знания является организация системы постоянного (в течение всей жизни) получения новых знаний и навыков для обеспечения конкурентоспособности личности и организаций, поскольку, как отмечается в ряде докумен­тов ООН, получение знаний становится сегодня главным источником накопления богатства в обществе.

Поэтому формулы "образование для всех" и "образование на всю жизнь" являются сегодня базовыми принципами общества (50).

С этой целью важно добиться изменения форм и методов обра­зования на всех его уровнях от дошкольного до послевузовского на основе широкомасштабного использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

На пути использования ИКТ необходимо (54):

а) реализовать систему мер по популяризации и разъяснению населению возможностей использования знаний для усиления кон­курентоспособности индивидуума;

б) реформировать и развивать банковский сектор с целью фи­нансовой поддержки ИКР;

в) организовать систему мер по защите прав интеллектуальной

собственности.

Также важными мерами на пути создания общества знания

отмечается в рекомендациях (54), являются:

а) обеспечение широкополосного доступа к Интернету;

б) расширение компьютерного парка;

в) решение вопросов технического обслуживания и поддержки информационной инфраструктуры.

Переход к обществу знания невозможен без создания и реализа­ции необходимых в повседневной жизни и хозяйственной деятельно­сти электронных ресурсов и услуг.

При этом, как отмечается в рекомендациях (54), в целях решения проблемы неравенства доступа к информации и знанию необходимо развивать инфраструктуру центров бесплатного общественного дос­тупа к Интернету в библиотеках и других общественных заведениях. Решение комплексной задачи построения общества знания в России «возможно лишь на основе равноправного сотрудничества и объединения усилий основных сообществ развития - государства,

177

бизнеса, гражданского общества, научно-образовательного сообще­ства» (54) и их постоянного взаимодействия.

Как отмечают эксперты (50), формирование общества знания яв­ляется сегодня задачей не только развивающихся, но и развитых стран. И стратегию Европейского Союза по формированию общества знания можно сегодня рассматривать как конкретный пример для других стран.

«Особенно привлекателен опыт Европейских стран по обес­печению доступа всех деловых структур и граждан к недорогим высококлассным структурам коммуникаций. Большой интерес вы­зывает создающаяся в Европе система обучения для различных групп населения — молодых людей, безработных взрослых и тех, кто хотя и работают, но опасаются остаться за бортом в результате изменений в технологиях» (50).

Кроме институциональных преобразований в секторах про­изводства, воспроизводства и практического применения знания, в качестве подготовительных мероприятий для построения общест­ва знания «важным ресурсом поддержания надлежащего уровня интеллектуального оснащения общества является наличие у его членов заинтересованного, позитивного отношения к знанию, вы­раженного в реальных действиях» (50).

Пока как показывают данные многочисленных социологических исследований, у российских граждан развит преимущественно праг­матический подход к знаниям. Они рассматриваются как условия:

а) профессионального роста,

б) достижения материального благополучия,

в) повышения социального статуса и т.д. Знание как пере­живаемая ценность, как элемент смысла жизни пока не являются доминирующими.

Построения общества знания невозможно без привития челове­ку данного общества информационной культуры. Информационная культура личности формируется посредством двух важных операций:

1) формирование личностного знания из информации;

2) превращение личностного знания в информацию.

Успешность первой операции зависит от умения понимать, де­кодировать информацию. Если первое качество определяется всем предыдущим ходом развития личности (информационной картиной мира человека), уровнем его социализации, то второе качество в опе­ративном смысле более научаемо.

В данном случае необходимо знать, где находится инфор­мация, что в ней представлено (какие знания присутствуют и ка-178

кие отсутствуют). Не менее важным качеством является умение декодировать информацию, т.е. извлекать из знаковой формы сведений имеющийся там смысл. И здесь необходимо стараться

избежать многозначности.

Другой составной частью информационной культуры является умение превращать личностное знание в информацию, методы осу­ществления этой операции разные: вербализация, формализация, предметно-чувственная деятельность.

Например важнейшим качеством личности является умение применять имеющиеся знания на практике для решения и постанов­ки прикладных задач. Проблема неумения пользоваться имеющейся информацией требует более детального исследования мотиваций принятия решений об использовании этого знания в качестве инфор­мации и, как следствие, исследования потребностей в информации.

Информационные потребности потребителей определяются, с одной стороны, особенностями социальной и профессиональной сре­ды, с другой стороны, спецификой возрастной психологии. Разные объемы и содержание информации нужны ребенку, вступающему в жизнь, школьнику, студенту, научному работнику, пенсионеру.

Информационная культура нужна каждому современному че­ловеку. Воспитание ее должно начинаться со школьной скамьи, а может быть даже с детского сада и яслей.

Развитость информационной культуры влияет на все другие со­ставные части личности. В частности исследования психологов показы­вают, что в результате работы с информационными технологиями в обычном, бытовом, профессиональном общении «усиливаются требо­вания к точности формулировок, логичности и последовательности из­ложения, повышается значение рефлексии, снижается роль эмоцио­нально-аффективных средств общения.....при обсуждении бытовых

проблем, в дружеских беседах, при разговорах с детьми и т.д.» (3).

В свою очередь, исследованид_психото повседневной, жизни,.показывают, что перенасыщение информацией, потеря личностью способности ориентироваться в быстро меняющемся информационном мире делают данного индивида мишенью идеологи­ческих манипуляций, могут сформировать потребность в использова­нии различных средств ухода от действительности - употребление нар­котиков, алкоголя, чрезмерное увлечение виртуальными мирами.

Все это требует контроля, прежде всего, со стороны государ­ства, за процессом формирования информационной культуры как

отдельных граждан, так и групп и даже общества в целом.

179


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: