Дисциплинарная структура СГН и междисциплинарные
Исследования
Известно, что в самом общем виде дисциплинарная структура социально-гуманитарных наук окончательно сформировалась к концу XIX начала XX столетия. По поводу доминант этой структуры существуют разные, и на наш взгляд объяснимые точки зрения: каждая наука и ее представители пытаются представить свое направление главным.
Так существует точка зрения, согласно которой история среди гуманитарных наук занимает первое место, поскольку она является памятью человечества. В частности такой точки зрения придерживался Гадамер, который все остальные социально-гуманитарные науки называл историческими.
Согласно другой точки зрения (структуралисты), в современном мире пальму первенства от истории переняла лингвистика поскольку естественный язык, слова, системы словесных образов, рассуждения, логические выводы, техника и искусство перевода, в частности машинного перевода являются сегодня настолько важными элементами социальных отношений (а по мнению лингвистических философов определяющими социальные отношения), что порой превращаются в оружие.
|
|
Поэтому знание и разработка лингвистического понятийного аппарата, разработка всевозможных языковых моделей, в целом лингвистических постулатов и законов являются важным компонентом совершенствования социальных отношений.
Существует также точка зрения, что психология является ведущей СГН поскольку нет ничего важнее человека и его внутреннего мира.
Наконец в постмодернизме главной социально-гуманитарной наукой является этнология, позволяющая познавать социальную жизнь в ее непосредственнном, естественном виде.
В целом можно констатировать, что СГН в XX столетии освободившись от комплекса неполноценности на фоне бурного развития естественно-технических наук небезосновательно заявляют свои права на лидерство по многим причинам: во-первых в развитии самих естественно-технических наук выявилось множество проблем, не могущих быть решенными без помощи, вмешательства социально-гуманитарных наук; во-вторых в современном мире явственно выявилась первостепенная значимость человека в происходящих фундаментальных изменениях
169
мира; в-третьих в самих социально-гуманитарных науках получены значительные результаты, которые подводят к мысли, что XXI в. будет веком гуманитарного знания, подобно тому как XVII - XIX вв. были веками естественных наук и промышленных революций.
Как известно история развития естественно-технических наук являет собой прекрасный пример продуктивного междисциплинарного сотрудничества. Возникает вопрос, возможно ли и существует ли такое содружество в СГН. Ответ является, безусловно, утвердительным, да такое содружество имеет место, и оно имеет тенденцию к расширению и углублению.
|
|
На страницах данного учебного пособия мы уже касались этого вопроса, к сказанному добавим, что ярким примером такого междисциплинарного сотрудничества в частности внутри СГН является пример сотрудничества лингвистики, психологии, философии (гносеологии) в направлении вопроса представления, знаний, являющегося важной проблемой на пути создания искусственного интеллекта.
Здесь в частности важной задачей является вопрос увеличения объема оперируемых данных и быстродействия их передачи в виде сжатия сведений и фактов до минимальных размеров (сведение их в группы). И одной из форм решения этого вопроса является использования метода обобщения и абстрагирования информации.
Вопрос же обобщения и абстрагирования знаний «тянет» за собой традиционно-гносеологическую тему ценности знаний, их осмысления и понимания, через поиск смысла сообщений, т. е. их анализа в синтаксическом, семантическом и прагматическом ракурсе.
Существенным здесь является и выяснение вопроса о структуре и механизмах мышления, где под мышлением понимается психический процесс анализа, синтеза, обобщения, посредством которых человек решает мыслительные задачи.
Примером сотрудничества социальных и естественных наук является новая междисциплинарная наука под названием соционика (на стыке психологии, социологии и информатики), задача которой -изучать специфику восприятия, переработки и выдачи информации отдельными индивидами, группами, этносами, обществами, построение их типологии исходя из различных значений вышеуказанных информационных процессов, выдача рекомендаций по построению взаимодействий между разными типами социумов.
Одной из базовых категорий новой науки соционики является понятие «информационный метаболизм», предложенный польским психологом А. Кемпинским. Он провел прямую аналогию между процессом усвоения и обработки информации психикой человека и 170
процессом обмена веществ в организме (термин "метаболизм" означает "обмен, усвоение, переработка").
Согласно метафоре Кемпинского, внешняя информация является своего рода «пищей» для человеческой психики: «психика человека питается информацией. Его психическое здоровье зависит от количества и качества этой информации», замечает он. А информационный метаболизм есть не что иное, как процесс усвоения, обработки и передачи информации психикой человека.
Другим важнейшим базовым положением новой науки соционики является утверждение, что з^а|сщ).мы]о^ещ%..1щре^рс^А мотивация.поведения,.человека, и.деятельность, социумов.определяются во.многом типом информационного.метаболизма
Для анализа типов.и11фор.мацирн.нрхр..метдбрлизма и соответственно информационно-психических индивидуальных типов родоначальник науки соционики А. Аугустинавичьюте отталкиваясь от известной типологии Т. Юнга (люди с преобладанием: а) мышления; б) чувств, г) ощущения; д) интуиции), назвала эти функции, выполняемые человеком и доминирующие у них, следующим образом: логика, этика, сенсорика, интуиция.
Человек логического типа склонен к рациональному принятию решений; этический человек хорошо чувствует и понимает настроения и чувства других, он способен делать адекватные ценностные оценки нравственных поступков других; сенсорная направленность означает умение придавать большое значение чувственной обстановке жизни: запахи, вкусы, формы, краски, звуки и организовывать свою жизнь по законам чувств; наконец интуитивный человек способен прогнозировать явления, проникать в суть явлений на основе интуиции.
|
|
Если добавить сюда еще деление людей на экстравертов и интровертов (по К. Юнгу) и попытаться смоделировать возможные сочетания указанных качеств (что и сделала А. Аугустинавичьюте), то получится ряд из шестнадцати типов: например логико-интуитивный экстраверт, логико-интуитивный интроверт, этико-сенсорный экстраверт и этико-сенсорный интроверт и т.д.
Каждый из указанных типов имеет еврю.специ.фику спрербнр.: Ш^Л^Ш1ШШ?^.Ж^Ш^Ш}^Ш^.Ш^^}ЛШШ9. различного рода, что определяет особенности стиля мышления, мотивации и действий.
В результате существует и такое определение соционики -наука о типах информационного метаболизма, психоинформационных системах (человек, коллектив, этнос, государство) и взаимодей-
171
ствиях между ними. Или соционика - наука, изучающая процесс обмена информацией между человеком, социумом и внешним миром.
Специалисты по соционике пытаются (как показывает практика довольно успешно) описывать и предсказывать не только поведение каждого из 16 типов, но и 76 интертипных отношений, которые складываются между данными типами. Такое описание и практическое ее воплощение, по мнению специалистов, представляет собой громадный.щаг.вперед в^рДлас^ддаук,р.челрвеке.
При этом практическая составляющая такой науки, как психология поднимается на более высокий уровень (однако эксперты в области соционики настаивают на том, что соционика - это междисциплинарная наука): появляется возможность моделировать практические отношения людей от конфликтных до комфортных. «Оказалось возможным решать проблемы совместимости партнеров в браке, рабочем коллективе, бизнесе, целенаправленно формировать устойчивые сплоченные группы для решения каких-либо задач в любой сфере человеческой деятельности» (10).
Методы соционики находят плодотворное применение, в частности, в педагогике: поскольку особенности усвоения информации определяются соответствующим информационно-психическим типом, то можно подбирать оптимальную форму обучения, стимулирующую процесс усвоения знаний.
|
|
«Кроме того, соционика дает возможность формировать учебные группы оптимальным образом, в результате чего значительно повышается успеваемость и дисциплина учащихся» (20)
Как утверждают эксперты (10), соционика углубляет и расширяет методы глубинного психоанализа, позволяя повысить эффективность терапии ряда психических расстройств: «в области наркологии разработаны и используются эффективные соционические методы работы с больными, дающие хорошие результаты».
Знание психоинформационной структуры личности «позволяет давать обоснованные рекомендации по профессиональной ориентации и профессиональной пригодности» (11).
В.рбластд.медщины обнаружено, что подбор людей по определенным группам информационно-психологических типов «дает возможность проводить более эффективную групповую психотерапию, а подбор больных в лечебных палатах по группам с комфортными отношениями значительно (в 1,3-2 раза) сокращает время пребывания пациентов в стационаре....за счет их оптимального психоинформационного взаимодействия» (11). 172
Использование соционики позволяет проводить бопее.тотдную даЖШШ^..псщич^шх.да^д^вщий9 разделяя больных на соответствующие группы, с подбором индивидуальных методов психотехнологий для лечения недугов.
Наконец, накоплен положительный опыт использования комплексного метода соционической диагностики трудных подростков с целью выработки профилактических мероприятий для более успешной адаптации их в учебных коллективах.
В результате соционика с ее технологиями может использоваться и используется во всех сферах жизни общества (экономической, политической, правовой, эстетической и др.), позволяя углубить понимание и управление процессами, происходящими в них.
Еще одним примером сотрудничества социальных и естественных наук (юридической, философской (этика), психологической, медицинской наук (в.ч. генетики) является участие их в решении таких междисциплинарных научных и в тоже время житейских, практических проблем, как клонирование, трансплантация органов, эвтаназия.
Тема моральной правомочности генетического контроля над воспроизводством людей, является сегодня актуальной научной и практической проблемой. Ряд ученых считают, что привлечение многочисленных научно-технических достижений для борьбы с человеческими болезнями приводит к тому человечество деградирует в виду того, что естественный отбор теряет свою силу.
В связи с этим высказывается за необходимость научных исследований, улучшающих «качество людей», и эта цель оправдывает любые средства. В то же время существует позиция со ссылкой на моральный принцип «святости человеческой жизни, «свободы воли», свободы человека, ратующая за этический контроль над исследованиями в этом направлении, дабы не лишить человека уникальности.
Представители этой точки зрения считают, что не все, что наука может и должна сделать, является добром, а, следовательно, необходим строгий контроль за результатами внедрения достижений науки.
Подобные позиции четко проявились в проблеме клонирования. С одной стороны, существует беспокойство за природу самого человека, ибо граждане общества будут рождаться с заранее определенным генетическим кодом и внешними данными, то есть появляется опасность фабрикования людей, что приведет к их деградации.
Кроме того, существует опасность рождения неполноценных людей в силу наличия реального высоковероятностного риска появления всевозможных аномалий в процессе клонирования. В ре-
173
зультате в большинстве стран в последние годы были срочно приняты законы о запрете на клонирование.
С другой стороны многие ученые считают, что запрет на клонирование антигуманен, поскольку лишает человечество возможности решить кардинальным образом проблему трансплантации органов, способствующей спасению миллионов людей, умирающих по всему миру из-за дефицита органов.
Кроме того, трансплантация клонируемых органов вытеснит антигуманный метод лечения многих болезней путем использования человеческих эмбрионов. Возникает возможность иметь детей в самых тяжких случаях бесплодия; появляется возможность в реконструируемом организме старое заменять молодым; клонирование реально открывает возможность возрождать гениальных и талантливых детей и т.д.
В результате многие международные и национальные комитеты по биоэтике расценили решения по поводу запретов на исследования подобного типа, как антинаучные, спровоцированные прессой.
Клонирование вовсе не означает копирование личности, ибо личность - это нечто большее, чем набор клеток. Поэтому до шеренг эйнштейнов, гитлеров, Сталиных еще очень далеко.
Получения полностью идентичного другого невозможно еще и потому, что имеет место действие множества неучтенных внешних факторов, которые влияют на клетку-клон, в частности загрязнение окружающей среды (воздуха, воды и т.д.)
Существует мнение, что клонирование неизбежно, поскольку в малых странах и странах третьего мира исследования подобного рода вообще юридически не запрещены. Надо отметить еще и то, что субсидирование данных исследований осуществляют в большинстве случаев частные, мелкие фирмы, неконтролируемые государством.
Существуют также точка зрения, ставящая под сомнение вообще саму идею отрицательных последствий клонирования: поскольку многие гены клеток быстро отключаются, и пока происходит пересадка, оплодотворение клетки-клона, она уже не представляет стопроцентный аналог родительской клетки.
Однако многие вопросы, связанные с клонированием и трансплантацией органов, продолжают будоражить умы обывателей - нужно и можно ли штамповать одинаковых недочеловеков, когда и при каких условиях можно брать человеческие органы для пересадки больному человеку? Не породит ли это всевозможные злоупотребления: умерщвление людей для этой цели и торговлю органами? Не получится ли в результате клонирования заселение регионов и даже 174
стран полностью одинаковыми людьми? Эти вопросы ждут своего правового, этического, психологического, медицинского осмысления.
В сфере современных междисциплинарных проблем существует вопрос принятия решения о проведении эвтаназии - умерщвление неизлечимого больного в случае необратимой, мучительной болезни и права человека самому выбирать уход из жизни вместо физических страданий.
Согласно сведениям, опубликованным в Международном медицинском журнале (1998г.) 40 % всех смертей больных наступает либо в результате принятия совместного с медиками решения о прекращении жизни, либо в результате отказа от лечения, либо с помощью лекарств, ускоряющих наступление смерти.
Сегодня, когда в связи с достижениями науки и техники возможна ситуация бесконечно долгого продления жизни большому количеству неизлечимых больных, а, следовательно, продления их мучений и страданий, эта проблема приобретает особенно актуальное звучание.
В связи с последним аргументом следует отметить, что в тех странах, где практикуется эвтаназия (в частности в Голландии; в Швеции и Финляндии не считается противозаконной пассивная эвтаназия), решение по ее применению принимается специально предназначенным для этой цели комитетом, коллективом, куда входят лечащий врач, представители администрации больницы, юрист, этик, работник службы социального страхования и др. Но этическое, правовое, психологическое осмысление этого сложного медико-социального феномена продолжается.
Вообще необходимость взаимодействия социально-гуманитарных и естественно-технических наук при решении каких-то проблем возникает тогда когда приходиться принимать решения по управлению обширными сферами деятельности людей: экология, составление и реализация программ регионального развития и др.
В целом при решении сложных, междисциплинарных проблем (экология, биотехнологические и биомедицинские исследования, системы искусственного интеллекта, процессы генной инженерии, системы человек-машина и др.) гуманистические ценности (приоритет человеческого фактора: учет его потребностей, возможностей, целей, интересов) должны определять стратегию и тактику научного поиска и путей реализации полученных научных результатов. Не преобразование природы, а восстановление гармонии между природой и общества, посредством развития человека - вот главная ценность сегодняшнего времени.
175
2. «Общество знания»
Эффективность решения междисциплинарных и вообще любых социальных проблем зависит среди прочих условий от того, организовано ли в данной социальной системе общество знания.
В рамках ООН (ЮНЕСКО) опубликован ряд докладов, проведены совещания и коллоквиумы (доклад 2004 г.«О развитии человеческого потенциала в России. На пути к обществу, основанному на знаниях»; Женевский и Тунисский раунды Всемирного саммита по информационному обществу 2005 г. и др.), посвященных проблеме построения информационного общества.
При этом отмечается тот факт, что простой количественный рост информации не гарантирует развитие знаний, а шире мудрости, имеет место потери огромного количества знаний, связанных с культурой тех или иных народов.
Поэтому возникает острая необходимость наращивания качественных составляющих в мероприятиях, связанных с построением информационного общества, выделение в данной деятельности главных, приоритетных элементов.
Именно этим, на наш взгляд, обусловлено введение термина «общество знания», за которым скрывается ряд важных мероприятий, которые нужно провести на пути создания действительно информационного общества.
Как отметил по этому поводу Генеральный директор ЮНЕСКО К. Мацуура, кощвт^я.обществд.знащя строится на четырех важнейших принципах:
а) свобода слова;
б) равный доступ к образованию;
в) всеобщий и универсальный доступ к информации, включая широкое общественное использование информации;
г) сохранение и развитие культурного разнообразия, включая языковое разнообразие.
В России прошло несколько форумов (первый - московский социально-экономический форум прошел в феврале 2005 г.), на которых намечены задачи и конкретные мероприятия по созданию в нашей стране общества знания.
Здесь в частности отмечено (54), что основой общества знания должно быть экономика, базирующаяся на знаниях.
176
Кроме того, необходимо разработать стратегию и ряд программ по развитию общества знания и закрепить их действующими (принятыми законами в сфере науки, образования, культуры) и создаваемыми новыми правовыми актами.
Решающее значение при создании общества знания является организация системы постоянного (в течение всей жизни) получения новых знаний и навыков для обеспечения конкурентоспособности личности и организаций, поскольку, как отмечается в ряде документов ООН, получение знаний становится сегодня главным источником накопления богатства в обществе.
Поэтому формулы "образование для всех" и "образование на всю жизнь" являются сегодня базовыми принципами общества (50).
С этой целью важно добиться изменения форм и методов образования на всех его уровнях от дошкольного до послевузовского на основе широкомасштабного использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
На пути использования ИКТ необходимо (54):
а) реализовать систему мер по популяризации и разъяснению населению возможностей использования знаний для усиления конкурентоспособности индивидуума;
б) реформировать и развивать банковский сектор с целью финансовой поддержки ИКР;
в) организовать систему мер по защите прав интеллектуальной
собственности.
Также важными мерами на пути создания общества знания
отмечается в рекомендациях (54), являются:
а) обеспечение широкополосного доступа к Интернету;
б) расширение компьютерного парка;
в) решение вопросов технического обслуживания и поддержки информационной инфраструктуры.
Переход к обществу знания невозможен без создания и реализации необходимых в повседневной жизни и хозяйственной деятельности электронных ресурсов и услуг.
При этом, как отмечается в рекомендациях (54), в целях решения проблемы неравенства доступа к информации и знанию необходимо развивать инфраструктуру центров бесплатного общественного доступа к Интернету в библиотеках и других общественных заведениях. Решение комплексной задачи построения общества знания в России «возможно лишь на основе равноправного сотрудничества и объединения усилий основных сообществ развития - государства,
177
бизнеса, гражданского общества, научно-образовательного сообщества» (54) и их постоянного взаимодействия.
Как отмечают эксперты (50), формирование общества знания является сегодня задачей не только развивающихся, но и развитых стран. И стратегию Европейского Союза по формированию общества знания можно сегодня рассматривать как конкретный пример для других стран.
«Особенно привлекателен опыт Европейских стран по обеспечению доступа всех деловых структур и граждан к недорогим высококлассным структурам коммуникаций. Большой интерес вызывает создающаяся в Европе система обучения для различных групп населения — молодых людей, безработных взрослых и тех, кто хотя и работают, но опасаются остаться за бортом в результате изменений в технологиях» (50).
Кроме институциональных преобразований в секторах производства, воспроизводства и практического применения знания, в качестве подготовительных мероприятий для построения общества знания «важным ресурсом поддержания надлежащего уровня интеллектуального оснащения общества является наличие у его членов заинтересованного, позитивного отношения к знанию, выраженного в реальных действиях» (50).
Пока как показывают данные многочисленных социологических исследований, у российских граждан развит преимущественно прагматический подход к знаниям. Они рассматриваются как условия:
а) профессионального роста,
б) достижения материального благополучия,
в) повышения социального статуса и т.д. Знание как переживаемая ценность, как элемент смысла жизни пока не являются доминирующими.
Построения общества знания невозможно без привития человеку данного общества информационной культуры. Информационная культура личности формируется посредством двух важных операций:
1) формирование личностного знания из информации;
2) превращение личностного знания в информацию.
Успешность первой операции зависит от умения понимать, декодировать информацию. Если первое качество определяется всем предыдущим ходом развития личности (информационной картиной мира человека), уровнем его социализации, то второе качество в оперативном смысле более научаемо.
В данном случае необходимо знать, где находится информация, что в ней представлено (какие знания присутствуют и ка-178
кие отсутствуют). Не менее важным качеством является умение декодировать информацию, т.е. извлекать из знаковой формы сведений имеющийся там смысл. И здесь необходимо стараться
избежать многозначности.
Другой составной частью информационной культуры является умение превращать личностное знание в информацию, методы осуществления этой операции разные: вербализация, формализация, предметно-чувственная деятельность.
Например важнейшим качеством личности является умение применять имеющиеся знания на практике для решения и постановки прикладных задач. Проблема неумения пользоваться имеющейся информацией требует более детального исследования мотиваций принятия решений об использовании этого знания в качестве информации и, как следствие, исследования потребностей в информации.
Информационные потребности потребителей определяются, с одной стороны, особенностями социальной и профессиональной среды, с другой стороны, спецификой возрастной психологии. Разные объемы и содержание информации нужны ребенку, вступающему в жизнь, школьнику, студенту, научному работнику, пенсионеру.
Информационная культура нужна каждому современному человеку. Воспитание ее должно начинаться со школьной скамьи, а может быть даже с детского сада и яслей.
Развитость информационной культуры влияет на все другие составные части личности. В частности исследования психологов показывают, что в результате работы с информационными технологиями в обычном, бытовом, профессиональном общении «усиливаются требования к точности формулировок, логичности и последовательности изложения, повышается значение рефлексии, снижается роль эмоционально-аффективных средств общения.....при обсуждении бытовых
проблем, в дружеских беседах, при разговорах с детьми и т.д.» (3).
В свою очередь, исследованид_психото повседневной, жизни,.показывают, что перенасыщение информацией, потеря личностью способности ориентироваться в быстро меняющемся информационном мире делают данного индивида мишенью идеологических манипуляций, могут сформировать потребность в использовании различных средств ухода от действительности - употребление наркотиков, алкоголя, чрезмерное увлечение виртуальными мирами.
Все это требует контроля, прежде всего, со стороны государства, за процессом формирования информационной культуры как
отдельных граждан, так и групп и даже общества в целом.
179