Вопрос 4 Функциональные связи с системой «Э-ВС»

 

Одними из важных характеристик первой из приведенных составляющих являются эксплуатационная технологичность конструкции и оборудования ВС, включая контролеспособность и ремонтопригодность, а также эргономическое совершенство ВС, в том числе устойчивость и управляемость ВС.

Отказы, возникающие в полёте, создают непосредственную угрозу безопасности его выполнения, а неисправности, выявленные на земле, удлиняют сроки приведения ВС в исправное состояние и могут «провоцировать» инженерно-технический персонал при их устранении на ошибки в случае недостаточной эксплуатационной технологичности, контроле- и ремонтопригодности.

Для конкретного типа ВС, поступающих в эксплуатацию, проектно-конструктивные характеристики стабилизируются и могут иметь место лишь некоторые доработки. Таким образом, первая составляющая функциональной эффективности может рассматриваться как доэксплуатационная. Текущее состояние ВС, определяемое его надёжностью, наоборот, является сугубо эксплуатационной составляющей.

Функциональная эффективность экипажа ВС определяется тремя основными составляющими:

· профессиональный уровень подготовки;

· личностные качества, включая дисциплинированность;

· психофизиологическое состояние.

Первая из приведённых составляющих включает: общую подготовку, совершенство профессиональных навыков; знание документации, регламентирующей лётную деятельность и эксплуатацию самолёта в нормальных условиях и особых случаях полёта; отработанность технологии выполнения полёта в нормальных условиях и в особых случаях; чёткость и слаженность взаимодействия между членами экипажа в полёте.

Влияние второй составляющей проявляется в недостаточной эмоциональной устойчивости к воздействию стрессовых факторов при осложнениях в полёте, что вызывает растерянность, сужение объёма внимания, поспешность или медлительность в действиях. Низкий уровень дисциплинированности является предпосылкой к нарушениям правил безопасной эксплуатации ВС.

Причиной ошибок экипажа является развитие утомляемости в результате длительной непрерывной или интенсивной месячной нагрузки, недостаточного предполётного отдыха, а также совмещения лётной нагрузки с другой деятельностью.

Эффективность УВД и всех видов обеспечения полёта определяет функциональное состояние экипажа и ВС.

Выход параметров состояния внешней среды или её активных воздействий за границы допустимых значений может проявиться через снижение функциональной эффективности как экипажа, так и ВС.

К этим внешним по отношению к системе «Э – ВС» факторам могут добавиться отрицательные явления внутреннего характера: недостаточная функциональная эффективность членов экипажа, отказы систем ВС. Экипаж является звеном в этой цепи взаимосвязанных явлений, он осуществляет прямое управление полётом ВС, и потому вся тяжесть создающейся ситуации падает именно на него. Исход полёта при этом будет в значительной степени (а в ряде случаев – полностью) определяться потенциальными возможностями экипажа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: