Одними из важных характеристик первой из приведенных составляющих являются эксплуатационная технологичность конструкции и оборудования ВС, включая контролеспособность и ремонтопригодность, а также эргономическое совершенство ВС, в том числе устойчивость и управляемость ВС.
Отказы, возникающие в полёте, создают непосредственную угрозу безопасности его выполнения, а неисправности, выявленные на земле, удлиняют сроки приведения ВС в исправное состояние и могут «провоцировать» инженерно-технический персонал при их устранении на ошибки в случае недостаточной эксплуатационной технологичности, контроле- и ремонтопригодности.
Для конкретного типа ВС, поступающих в эксплуатацию, проектно-конструктивные характеристики стабилизируются и могут иметь место лишь некоторые доработки. Таким образом, первая составляющая функциональной эффективности может рассматриваться как доэксплуатационная. Текущее состояние ВС, определяемое его надёжностью, наоборот, является сугубо эксплуатационной составляющей.
|
|
Функциональная эффективность экипажа ВС определяется тремя основными составляющими:
· профессиональный уровень подготовки;
· личностные качества, включая дисциплинированность;
· психофизиологическое состояние.
Первая из приведённых составляющих включает: общую подготовку, совершенство профессиональных навыков; знание документации, регламентирующей лётную деятельность и эксплуатацию самолёта в нормальных условиях и особых случаях полёта; отработанность технологии выполнения полёта в нормальных условиях и в особых случаях; чёткость и слаженность взаимодействия между членами экипажа в полёте.
Влияние второй составляющей проявляется в недостаточной эмоциональной устойчивости к воздействию стрессовых факторов при осложнениях в полёте, что вызывает растерянность, сужение объёма внимания, поспешность или медлительность в действиях. Низкий уровень дисциплинированности является предпосылкой к нарушениям правил безопасной эксплуатации ВС.
Причиной ошибок экипажа является развитие утомляемости в результате длительной непрерывной или интенсивной месячной нагрузки, недостаточного предполётного отдыха, а также совмещения лётной нагрузки с другой деятельностью.
Эффективность УВД и всех видов обеспечения полёта определяет функциональное состояние экипажа и ВС.
Выход параметров состояния внешней среды или её активных воздействий за границы допустимых значений может проявиться через снижение функциональной эффективности как экипажа, так и ВС.
К этим внешним по отношению к системе «Э – ВС» факторам могут добавиться отрицательные явления внутреннего характера: недостаточная функциональная эффективность членов экипажа, отказы систем ВС. Экипаж является звеном в этой цепи взаимосвязанных явлений, он осуществляет прямое управление полётом ВС, и потому вся тяжесть создающейся ситуации падает именно на него. Исход полёта при этом будет в значительной степени (а в ряде случаев – полностью) определяться потенциальными возможностями экипажа.