Классификация особых ситуаций по элементам их влияния на основные показатели полёта

Элементы влияния

Особые ситуации в полёте

УУП СС АС КС
Психофизиологическая нагрузка на экипаж Незначительна Заметное повышение Значительное повышение

Предотвращение гибели людей практически невозможно

Лётные  характеристики ВС Незначительное ухудшение, без выхода за эксплуатационные и предельные ограничения Заметное ухудшение, выход за эксплуатационные, но без выхода за предельные ограничения Значительное ухудшение, выход за предельные ограничения
План и профиль полёта Не требуется немедленного изменения плана и профиля полёта Изменение плана и профиля полёта Немедленное изменение плана и профиля полёта

Усложнение условий полёта (УУП) – особая ситуация, характеризующаяся незначительным увеличением психофизиологической нагрузки на экипаж либо незначительным ухудшением характеристик устойчивости и управляемости или лётных характеристик. Усложнение условий полёта не приводит к необходимости немедленного или непредусмотренного заранее изменения плана полёта и не препятствует его благополучному завершению, за исключением случаев, указанных в руководствах по лётной эксплуатации (РЛЭ).

Сложная ситуация (СС) – особая ситуация, характеризующаяся заметным повышением психофизиологической нагрузки на экипаж или заметным ухудшением лётных характеристик, устойчивости и управляемости, а также выходом одного или нескольких параметров полёта за эксплуатационные ограничения, но без достижения предельных ограничений и расчётных условий. Предотвращение перехода сложной ситуации в аварийную или катастрофическую может быть обеспечено своевременными и правильными действиями членов экипажа, в том числе немедленным изменением плана, профиля или режима полёта. При этом под эксплуатационными ограничениями следует понимать условия, режимы и значения параметров, преднамеренный выход за пределы которых недопустим в процессе эксплуатации ВС. Предельные ограничения – ограничения режимов полёта, выход за которые недопустим ни при каких обстоятельствах.

Аварийная ситуация (АС) – особая ситуация, характеризующаяся значительным повышением психофизиологической нагрузки на экипаж, значительным ухудшением лётных характеристик, устойчивости и управляемости и приводящая к достижению (превышению) предельных ограничений и расчётных условий.

Предотвращение перехода аварийной ситуации в катастрофическую требует высокого профессионального мастерства членов экипажа.

Катастрофическая ситуация (КС) – особая ситуация, для которой принимается, что при её возникновении предотвращение гибели людей оказывается практически невозможным.

Рассматривая схему развития авиационного происшествия как сложного события, допустимо (часто) предположить, что непосредственная (первичная) причина вызывает опасную ситуацию, которая из-за воздействия других неблагоприятных факторов, рассматриваемых как сопутствующие причины, может перейти в аварийную или катастрофическую.

Вопрос 3 Качественные и количественные критерии БП.

Опыт эксплуатации и анализ причин АП и инцидентов показывает, что БП зависит от различных факторов, к которым можно отнести:

l Конструктивные особенности ВС

l надёжность авиатехники

l Профессиональны подготовку лётного, обслуживающего персонала и его квалификацию

l Эргономический показатели

l Внешние условия

Располагая такой информацией об отказах и неисправностях можно проводить качественный и количественный анализ БП.

Качественный анализ позволяет:

1. Установить степень влияния различных отказов и неисправностей на работоспособность отдельных агрегатов или систем

2. Оценить последствия, к которым может привести появление тех или иных неисправностей

3. Выявить основные конструктивно-производственные недостатки, недостатки эксплуатации и ремонта

Помощью качественного анализа выявляют наименее надежные узлы и агрегаты, намечают мероприятия, которые необходимо провести для обеспечения работоспособности систем при появлении неисправностей.

Количественный анализ позволяет определить фактический уровень надежности авиатехники, основными величинами в расчетах являются число отказов и число неисправностей.

Характерные периоды функционирования системы ЭВС, интенсивность отказов.

Применительно ко всей АТС мероприятия по повышению надежности и функциональной эффективности охватывают все её структурные звенья с учётом специфики их деятельности. Повышение надежности АТС достигается через выявление, прогнозирование и предупреждение опасных внесистемный факторов влияющих на БП.

Вопрос 4 Абсолютные и относительные критерии БП.

Для количественной оценки уровня БП и выявления зависимости от свойств АТС, условий её функционирования используют статистические и вероятностные показатели.

Для оценки БП, зависимости её от свойств АТС используют следующие критерии оценки БП.

Статистические показатели обычно выражаются физическими величинами, получаемыми. В результате обработке статистических данных.

Вероятностные показатели вычисляются методами теории вероятностей.

В ГА в качестве абсолютных статистических показателей используют число авиационных происшествий, аварий, катастроф, число погибших членов экипажа и пассажиров.

ICAO в качестве относительных статистических показателей рекомендует число катастроф на 10^8 км налёта, число катастроф 105 часов налёта, число катастроф на 10^5 полетов, число погибших пассажиров на 1млн перевезённых, число погибших пассажиров на 100млн пасс/км.

 

Занятие 3 Авиационная техника и безопасность полётов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: