Характеристика потребителя услуг в сфере массового туризма

Понятие массового туризма

Определение массового туризма

Массовый туризм (массовые туристские мероприятия) - вид образовательно-оздоровительной и досуговой деятельности, направленной на решение задач[1]:

1. Привлечение к участию в туристско-краеведческой и туристско-спортивной деятельности самых широких слоев населения.

2. Привития навыков туристской деятельности в природной среде.

3. Создание привлекательных для молодежи средств осуществления молодежной политики.

4. Оздоровление нации средствами активной досуговой деятельности.

Массовый туризм является структурной составляющей спортивно-оздоровительного туризма и включает в себя систему массовых мероприятий:

1. Туристские походы (в том числе в оздоровительных лагерях и на турбазах):

а) однодневные;

б) походы выходного дня с ночлегом;

в) многодневные некатегорийные походы (в т.ч. с детьми);

г) массовые спортивные походы низких категорий сложности (1-2 кат.сл. из 6 возможных категорий) для школьников и молодежи, доступны с 12-13 лет.

2. Слеты, соревнования;

3. Туристские вечера;

4. Конкурсы, выставки;

5. Туристские лагеря;

6. Показательные выступления и др.

Местом проведения массовых мероприятий является зона города и природная среда с хорошо развитой инфраструктурой.

 

Контингент участников массовых туристских мероприятий - люди, имеющие минимальную туристскую подготовку или вообще не имеющие таковой, среди которых дети и молодежь составляют значительную часть.

Квалифицированную часть контингента составляют инструкторы-общественники, спортсмены клубов, объединений региональной федерации туризма, штатные педагоги и методисты, завучи и другой административный персонал и ветеранский корпус региональной федерации туризма, привлекаемый в качестве судей, консультантов, экспертов и инспекторов.

Для организации и проведения массовых мероприятий в учреждениях (вузы, школы, трудовые коллективы и т.п.), по месту жительства, в туристских объединениях и организациях (клубы походов выходного дня, оздоровительные лагеря, турбазы и пр.) необходима отлаженная система подготовки кадров.

Характеристика потребителя услуг в сфере массового туризма

Существует ряд основных факторов, которые оказывают влияние на туристский спрос, а следовательно, и на туристский рынок. Спрос на туризм, как и на другие продукты, обусловлен покупательской способностью потребителей - наличием у насе­ления денежных средств и желанием их потратить на путешествия. Основными факторами выступают изменения в покупа­тельском поведении, уровень доходов населения, принадлеж­ность к определенной расе, пол, образование, род занятий, мне­ния, мода, время, обычаи, привычки и традиции, образ жизни. Этот список не включает всего множества разнообразных факторов, влияющих на туризм, но перечисленные являются основ­ными, на которые менеджеры туризма должны обращать внимание при составлении маркетинговых планов.

Туризм как отрасль экономики, занимающаяся в первую оче­редь организацией свободного времени, может успешно сущест­вовать при наличии двух условий: свободного времени и доста­точных материальных средств для этого. Таким образом, необ­ходимыми предпосылками возникновения массового спроса на туризм и поддержания его на высоком уровне являются увели­чение свободного времени и рост благосостояния общества. Тенденция к увеличению свободного времени является объек­тивным фактором возникновения и роста спроса на туризм.

Потребность в отдыхе относится к верхнему уровню пирами­ды потребностей человека. Для того чтобы эта потребность приобрела массовый характер, общество должно иметь необхо­димый уровень благосостояния. В развитых странах рост обще­ственного богатства сопровождается сокращением доли затрат на питание и предметы роскоши в структуре общих потребительских расходов граждан в пользу увеличения расходов на ту­ризм и организацию свободного времени.

В России же туризм не приобретет массовый характер, пока не будут удовлетворены базовые физиологические потребности большинства населения.

Необходимо кратко изучить все те важные для туризма тен­денции в социодемографических и психолого-поведенческих характеристиках потребителей, которые имели место в России за последнее время.

Люди являются важной составляю­щей туристского рынка. Численность населения России сущест­венно изменилась за последние несколько десятилетий. Так, в 1951 г. численность населения России составляла 102,9 млн человек; в 1960 г. - 120,8 млн; в 1970 г. - 130,1 млн; в 1980 г. - 139 млн; в 1990 г. - 148 млн; в 1997 г. - 147,5 млн человек. Су­ществует несколько прогнозов динамики роста численности российского населения: по пессимистическим прогнозам счита­ется, что в 2010 г. численность населения снизится до 133 млн человек; по оптимистическим - останется на уровне 147 млн; средний вариант прогноза предсказывает, что в России к 2010 г. будут проживать около 140 млн человек[2].

Сегодняшние изменения в структуре населения определяют завтрашнее развитие туризма. В России наблюдается низкий уровень жизни, а следовательно, и рождаемости. В 1996 г. ко­эффициент рождаемости в России составил 8,9 - самый низ­кий показатель по сравнению с другими странами Европейского союза (ЕС): Австрия (11), Бельгия (11,4), Германия (9,7), Франция (12,6), Швеция (10,8). Коэффициент детской смертности в 1996 г. был самым высоким в России - 17,2, тогда как в Авст­рии - 5,1, Франции - 4,9, Швеции - 4,0. Падение коэффициента рождаемости россиян, однако, не означает, что они будут мень­ше путешествовать, а только вносит изменения в структуру на­селения. В возрастной структуре российского населения наблюдается тенденция к старению. Поэтому следует обратить внима­ние на туризм для лиц «третьего возраста» (т. е. людей старшего возраста) как растущего по численности сегмента туристских передвижений, но при условии заботы государства о ветеранах и пенсионерах.

Изменения в возрастной структуре населения так или иначе оказывают влияние фактически на все отрасли бизне­са. Менеджеров туризма больше интересует возраст населения, нежели его фактическая численность. Необходимо следить за тенденциями в возрастных сегментах населения страны и опре­делять их влияние на туристский спрос.

Подростки составляют важный сегмент рынка, так как они располагают значительной индивидуальной покупательской способностью и оказывают большое влияние на членов семьи в решениях относительно совершаемых покупок и мест прове­дения отпуска, особенно в семьях с большим достатком. Подро­стки могут являться и самостоятельными туристами. Особым фактором, способствующим путешествиям молодых людей, яв­ляется наличие у них собственных транспортных средств.

Сегмент молодых людей на туристском рынке состоит из двух возрастных категорий: от 18 до 24 и от 25 до 34 лет. Эти категории располагают значительной двигательной способно­стью и влиянием, так как они наиболее многочисленны[3]. По­скольку они представляют собой большую группу людей, мож­но определить комплексные тенденции в данном сегменте: от­носительно позднее замужество, появление в семье первого ре­бенка, небольшое домашнее хозяйство, важность карьеры для обоих взрослых членов семьи. На туристском рынке для моло­дых людей существуют две наиболее часто встречающиеся подгруппы: молодые одиночки и молодые семьи без детей.

Сегмент людей в возрасте от 35 до 44 лет. Люди, рожден­ные в 1955 г. и позднее, составляют поколение детского бума. Поскольку это поколение людей количественно больше, чем любое другое, оно способно оказывать существенное влияние на покупательские предпочтения населения. Образ жизни данного сегмента становится образом жизни всей страны относительно многих факторов, будь то путешествия, предпочтительные мес­та отдыха, питания и т. д. Именно эта группа людей склонна к путешествиям самолетом и в основном к отдыху на курортах. Они тратят много денег на путешествия и средства размещения. Большинство людей этого сегмента хорошо образованны. При­оритетным для них является самосовершенствование. Получе­ние новой информации они считают необходимым средством расширения кругозора, но не роскошью. Удовлетворение нужд этой группы - важный фактор для дальнейшего успешного раз­вития туристского бизнеса.

Сегмент людей в возрасте от 45 до 54 лет. Этот сегмент рынка постепенно растет. Так же как и люди в возрасте от 35 до 44 лет, эта группа населения склонна к отдыху на курортах, от­даленных от их места жительства, и к путешествиям самолетом.

Сегмент людей пожилого возраста. Другая важная тен­денция, на которую необходимо обращать внимание, - рост группы людей пожилого возраста (60-65 лет) и группы людей в возрасте свыше 65 лет. Эти группы иногда называют рынком людей зрелого возраста, пенсионного возраста, пожилого или «третьего возраста». Этот рынок должен быть изучен менеджерами туризма, так как он является постепенно растущим и не менее важным, чем остальные возрастные сегменты туристского рынка.

Менеджер туризма должен учитывать и такой не ме­нее важный фактор, как покупательская способность населения. Очевидно, что с ростом дохода количество турпоездок и вели­чина расходов на туризм увеличиваются. Чем выше доход той или иной семьи, тем больше возможностей для совершения тур­поездок.

У основной части российского населения в связи с экономи­ческими потрясениями, инфляцией, потерей сбережений про­изошло резкое снижение реальных доходов. И это, естественно, не может не сказаться на перспективе развития массового ту­ризма. Так, рост туристских поездок за рубеж, наблюдавшийся с 1994 г., из-за финансово-экономического кризиса в августе 1998 г. значительно снизился. В этой связи для туристских предприятий возрастает перспектива развития внутреннего ту­ризма - перенос спроса от более дорогих поездок за рубеж на более доступные непродолжительные и недорогие поездки внутри страны.

Туристская активность находится в прямой зависимости от уровня образования потенциальных потребите­лей, поэтому следующим фактором, заслуживающим внимания менеджера туризма, является уровень образования населения, т. к. оно делает интересы людей шире и, таким образом, стимулирует туризм. Люди со средним образованием больше пред­почитают увеселительные поездки. Люди с высшим образова­нием склонны больше путешествовать. Они тратят больше средств на туризм.

Определенное влияние на виды приобретаемых человеком товаров и услуг оказывает род его занятий. Служа­щие офисов путешествуют больше, чем рабочие, но больше все­го турпоездок в год совершают менеджеры и административ­ные работники. Турфирмы стремятся выделить группы по ро­ду занятий. Фирма может даже специализироваться на произ­водстве товаров, нужных какой-то конкретной профессиональ­ной группе.

Население России весьма неоднородно. Расовые и на­циональные меньшинства также могут считаться потенциаль­ными потребителями туристских услуг, так как они располагают необходимыми для этого предпосылками - фактором свободно­го времени и фактором свободно располагаемого дохода. Эта часть населения имеет свои национальные особенности, культу­ру и традиции. У этих групп людей отличные от основного на­селения предпочтения и покупательские привычки. Эти потен­циальные потребители требуют специального подхода, создания специализированных маркетинговых программ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: