Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) с авторской позицией. Формулирование основной идеи текста. Или совокупности его главных смыслов.
2.Знакомство с писателем. Рассказ о писателе, беседа о его личности, работа с материалами учебника и дополнительными источниками.
3. Работа с заглавием, иллюстрациями.
Обсуждение смысла заглавия, обращение учащихся к готовым иллюстрациям, соотнесение видения художника с авторским и собственным представлением.
4. Творческие задания, опирающиеся на одну из сфер читательской деятельности: эмоции, воображение, осмысление содержания, художественные формы.
Главная задача учителя – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.
На этом этапе проводится
1. Смысловая беседа по тексту. Можно использовать: коллективное обсуждение прочитанного, соотнесение читательских истолкований произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста.
|
|
2. Знакомство с писателем. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
3. Работа с заглавием, и обсуждение его смысла. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
4.Учащихся очень привлекают творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
«Литературное чтение» предлагает учителю богатый выбор творческих заданий: рассказ о герое,событии; выборочный и краткий пересказ; составление плана, сопоставление литературного произведения с другими видами искусства. Развитию творческого воображения способствуют такие задания, как составление диафильма, киносценария, комикса по тексту; творческий пересказ; иллюстрирование, изготовление карт, схем, макетов; чтение по ролям, инсценирование, драматизация.
Учитель выбирает творческие задания, учитывая:
– художественные задачи текста (например, многие рассказы К.Г. Паустовского помогают увидеть необычное в обычном, повседневном, а это значит, что уместно выбрать творческое задание, связанное со сферой воображения: иллюстрирование, творческий пересказ от лица одного из героев, устное словесное рисование.);
Необходимо учитывать
– особенности класса в целом и возможности отдельного ребенка (например, к рассказам К.Г. Паустовского можно дать творческие задания по группам, дифференцировать их на уроке и дома: детям с художественными наклонностями предложить иллюстрирование, «музыкантам» – подобрать музыкальный ряд, детям с развитым чувствомязыка – подготовить устное словесное рисование);
|
|
Так же творческое задание зависит от
– учебных задач урока (например, если учитель сосредоточился на развитии устной речи, следует выбрать соответствующие задания).
Опора на технологию не означает, что уроки работы с текстом должны быть однообразны по своей структуре и организации. Построение такого урока требует от учителя не только знаний данной техники, но большой любви учителя к литературе и чтению.
Процесс работы с произведением – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики – учитель – автор. Ученик – не просто слушатель и исполнитель – он творческая личность, его работа на уроке приобретает исследовательский характер. Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное.
Таким образом, технология продуктивного чтения способствует:
1. Формированию техники чтения и приемов понимания и анализа текста с одновременным развитием интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
2. Введению детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей, формированию их эстетического вкуса;
3. Развитию устной и письменной речи, овладению речевой и коммуникативной культурой; развитию творческих способностей детей;
4. Приобщению к литературе как искусству слова и практическому ознакомлению с теоретико-литературными понятиями.