Технология продуктивного чтения как средство формирования УУД

Чтение – это окошко, через которое дети видят

и познают мир и самих себя.

Оно открывается перед ребёнком лишь тогда,

когда, наряду с чтением,

одновременно с ним и даже раньше,

чем впервые раскрыта книга,

начинается кропотливая работа над словами.

В.А. Сухомлинский

Бичан Надежда Владимировна

 

Эпиграф выбран мною неслучайно, ведь кем бы ни был современный человек, какой бы род деятельности он ни избрал, он всегда должен быть читателем, не только усваивать содержание, но и находить нужную информацию, осмысливать ее и интерпретировать. Чтение является универсальной техникой получения знаний в современном обществе.

Вот почему «Технология продуктивного чтения»  приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах.    

 Технология продуктивного чтения – это образовательная технология, которая обеспечивает полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору с помощью конкретных приёмов чтения.

Эта технология направлена на формирование познавательных  и коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанночитать вслух и про себя тексты учебников, умения извлекать информацию из текста.   Технология универсальна, может применяться на уроках окружающего мира, истории.

«Как заинтересовать ребёнка в чтении? Как воспитать книголюбов?»

- Существует мнение, что каждый человек умеет читать любые тексты. Но так ли это на самом деле.

Гёте сказал? «Чего человек не понимает, тем он не владеет». Эту мысль можно продолжить: «Чего человек не понимает, тем он не владеет и то он не любит». Школьная практика подтверждает, что нелюбовь к чтению и связанные с этим учебные затруднения, вплоть до потери интереса к познанию, часто возникает из-за неумения ученика понимать прочитанное.

Основным источником информации по-прежнему остаётся чтение. Исходя из общей задачи развития личности ребёнка, начальная школа должна сформировать младшего школьника, как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющему прочными навыками чтения, способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой, обладающего определённой начитанностью, нравственно – эстетическим и гражданским развитием.

Развитие осознанности чтения становится одной из наиболее актуальных задач современной школы. Грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Кроме того, осознанное чтение является базой для критического осмысления поступающей информации. Развитие мышления также зависит от навыка осознанности чтения, поскольку чтение является неотъемлемой частью устной речи, а речь – это способ формирования и формулирования мысли с помощью языка.

Продуктивное чтение это:

- образование на протяжении всей жизни,

- основа успешности для обучения в школе,

- средство самореализации и активного взаимодействия с окружающим миром,

-способ получения удовольствия в духовной сфере.

Тенденция падения интереса к чтению в России – тревожное явление для страны, в которой чтение всегда было занятием исключительно интеллектуальным, личностно значимым и неизменно возглавляло перечень любимых занятий образованных людей. Читающие люди способны мыслить в категории проблем, схватывать целое и выделять противоречивые взаимосвязи, они имеют больший объём памяти и активное творческое воображение, лучше владеют речью, точнее формулируют и свободнее пишут. Они более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении.

Чтение может стать фундаментом для решения таких актуальных задач современной школы, как обеспечение исторической преемственности поколений; сохранение, распространение и развитие национальной культуры, разностороннее и своевременное развитие детей, формирование навыков самообразования и самореализации, непрерывность образования.

   

Актуальность выбранной темы связана с тем, что сегодня в России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. В России развиваются процессы «кризиса чтения». Сегодня компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать. Родители жалуются, что детей трудно заставить читать. Отношение человека к книге формируется уже в младшем школьном возрасте.

  Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Одним из вариантов повышения качества чтения в начальной школе является целенаправленное управление обучением чтению. Чтобы чтение было эффективным, важно научить ребенка пользоваться книгой.

  Школьная практика подтверждает, что нелюбовь к чтению и связанные с этим учебные затруднения, вплоть до потери интереса к познанию, часто возникают из-за неумения ученика понимать прочитанное. Обучение приемам работы с текстом, закладывающее основу умения учиться, формирующее навык самостоятельной работы – одна из самых актуальных дидактических задач.

    Учителям начальных классов хорошо известно, как предлагает работать с новым текстом традиционная методика. Сначала учитель готовит ребенка к восприятию текста: рассказывает о писателе, тематике его произведений, затем объясняет значение непонятных (с точки зрения учителя) слов, которые он сам заранее выписал из текста. Далее учитель(сам!) выразительно читает текст вслух, и только после этого к работе приступают дети. Можно сказать, что пол урока они бездействовали. Теперь они должны сами прочитать текст и ответить на вопросы. Но зачем читать, ведь учитель уже прочитал. Детям неинтересно. Более того, им неясно, почему нужно отвечать именно на эти вопросы, откуда они взялись, по какому принципу. Дети не получают удовольствия от самого процесса чтения, потому что этого процесса просто нет, и от получения информации так как ее предоставил учитель в готовом виде. Отсюда скука на уроке и нелюбовь к чтению.

Проблема формирования навыков продуктивного чтения у младших школьников, несмотря на свою непосредственную связь с ФГОС НОО не является абсолютно новой. Продуктивное чтение - это целенаправленно организованный поиск информации в прочитываемом тексте. То есть, чтение становится продуктивным когда:

1) ученик приступает к чтению осознанно, держа в уме определенную познавательную (учебную) цель;

2) ученик владеет инструментарием поиска информации в рамках текста;

3) ученик предполагает дальнейшее использование полученной информации.

Продуктивное чтение отличается от «простого чтения» большей долей критичности и характером целеполагания. Привлекательность данной технологии заключается в ее влиянии на общую учебно-познавательную культуру ученика, его способность к работе с информацией, на критичность познавательной деятельности, стимулирует процесс развития коммуникативной компетенции, рассматриваемой как умение говорить, слушать, понимать, рассуждать на заданные темы. 

Что необходимо на начальном этапе, чтобы научить ребенка читать (сформировать навык продуктивного чтения)?

-Даже при обучении чтению сочетать чтение вслух и про себя, проверяя уровень понимания вопросами.

- читать не только литературные, но и естественнонаучные тексты, и математические задачи, т. е применять технологию на всех уроках.

- работать над формированием и расширением активного и пассивного словаря учеников, имением правильно употреблять слова в устной и письменной речи.

- учить понимать слова в определенных речевых ситуациях, в контексте (догадываться о значении слова).

- обращать внимание на эмоциональный окрас речи.

- формировать навык пользования словарями и привычку обращаться к ним или к книге.

     Для того чтобы ребенок мог всем этим овладеть необходимо систематически организовывать работу на уроках по выработке навыков продуктивного чтения через специальную систему заданий и упражнений.

 Цель– от грамотного чтения к полноценному общению и активной мыслительной деятельности.

(воспитание грамотного, компетентного читателя, человека, имеющего устойчивую привычку к чтению и потребность в нем как в средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, чувств и мышления».

Задачи: 

•   помочь обучающимся овладеть функциональной грамотностью (умение пользоваться различными видами чтения, навыком понимания текста)

•   помочь овладеть осознанным чтением как инструментом мышления

•   содействовать развитию речевой активности обучающихся как условию формирования коммуникативных навыков, необходимых для успешной социализации.

 

Предполагаемый результат:

•   Формирование у детей техники чтения и приёмов понимания прочитанного на базе устойчивого интереса к чтению.

•   Приобщение детей к литературе как искусству слова через анализ текстов.

•   Введение ребёнка в мир нравственных ценностей.

•   Обеспечение речевого развития школьников, активное развитие речевых умений и навыков.

•   Приобщение к чтению и пониманию художественной литературы через собственное литературное творчество.

•   Формирование у ребёнка эмоционально – нравственной отзывчивости.

 

Работа с текстом по технологии продуктивного чтения. (Н.Н.Светловская старые методички по внеклассному чтению – просто кладезь материалов по данной технологии)

 

Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

Рассмотрим каждый этап в структуре урока.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: