Беседа по содержанию в целом

Обобщение прочитанного. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с окончательными выводами по тексту. Обращение в случае необходимости к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение. Постановка к тексту обобщающих вопросов.

На этом этапе идёт

1. Первичное чтение текста. Здесь можно предложить самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. После чтения - выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

2. Затем идёт перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).

3. Путь анализа текста и сам текст подсказывают учителю приемы работы:

1) выделение ключевых слов;

2) беседа;

3) составление плана;

4) построение структурной модели текста;

5) наблюдение над системой образов (в 3–4м классах, без введения понятия);

6) комментированное чтение;

7) диалог с автором через текст

Здесь перечислены далеко не все приемы анализа текста, их значительно больше и определяются они художественной задачей текста, его жанровой спецификой.

Комментированное чтение и диалог с автором через текст – это наиболее короткий и доступный «путь к автору». Вместе с тем технология формирования типа правильной читательской деятельности предполагает использование этих приемов при анализе текста как основных. Первый этап технологии – работа с текстом до чтения – завершается постановкой цели: «Прочитаем текст, проведем диалог с автором, проверим наши предположения». На втором этапе работы с текстом в ходе перечитывания («медленного» чтения) следует показать, каким мог бы быть диалог с автором. В этом случае помогает прием комментированного чтения.

Что же необходимо для того, чтобы состоялось именно комментированное чтение?

А). Озвучивают текст дети, а комментирует его учитель, который выступает в роли квалифицированного читателя.

Б). Однако, если в ходе комментария учителя дети высказывают интересные, мотивированные текстом суждения, их нужно вплетать в общий разговор, ни в коем случае не оставлять их без внимания.  

В). Комментарий должен быть кратким и динамичным. Комментарий удачен лишь тогда, когда усиливает эмоциональную реакцию детей, делает ее более яркой и эстетической. Именно поэтому ответы детей не должны быть развернутыми.

Г). Комментарий ни в коем случае не должен превращаться в беседу!

Д). Комментируется  текст в том месте, где это действительно необходимо, а не только после того, как предложение или фрагмент дочитаны до конца. Это значит, что можно в любой момент прервать чтение ребенка,

 используя следующие способы прерывания чтения ребенка:

рефрен (повтор слова, словосочетания вслед за ребенком),

включение воображения детей,

 сам вопрос, который формулируется не так, как во время беседы: он максимально «свернут», сжат («Догадались почему?», «Почему именно…»).

Что такое диалог с автором? Это прием работы с текстом во время его чтения. С точки зрения сформировавшегося читателя – это естественная беседа с автором через текст. Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу: находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора включать воображение. Как учить детей вести диалог с автором? Способность, читая, вести диалог с автором через текст редко когда возникает самостоятельно – у большинства учащихся ее необходимо формировать в процессе совместного чтения текста учителя с детьми. Это может происходить и во время первичного чтения, и во время перечитывания – все зависит от особенностей текста.

При обучении диалогу с автором необходимо соблюдать такую последовательность действий.

1) Научить ребят видеть в тексте авторские вопросы, прямые и скрытые.

2) Включать творческое воображение учащихся: по слову, детали, иной свернутой текстовой информации читатель прогнозирует, что случится дальше, как будут развиваться события.

      3) Научить ребят задавать свои вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы на которые содержатся в тексте, но в неявной, скрытой форме. Не каждый вопрос к тексту можно назвать вопросом к автору. Как правило, вопросы к автору носят подтекстовый характер. Особенность подтекстовых вопросов в том, что они направлены на анализ текста и могут быть различными: на выяснение причинно-следственных и других связей; на обоснование, аргументацию, доказательство; оценочные; формирующие внимание детей к языку и художественным особенностям текста.

    4) Помочь учащимся самостоятельно вести диалог с автором по ходу первичного чтения.

Диалог с автором используется при анализе не всех произведений. Не всегда уместен диалог при чтении лирической зарисовки, миниатюры, приключенческого рассказа.

Следующий этап работы с текстом - это беседа по содержанию текста, где идёт обобщение прочитанного, постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.

    И в конце - выразительное чтение.

 

Этап – после чтения.

Цель: корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским замыслом.

Задача: обеспечить углубление восприятия и понимания текста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: