Формы организации обучения младших школьников, их характеристика

ТЕМА 4.1

ФОРМЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ

МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1. Формы организации обучения младших школьников, их характеристика.

2. Понятие о методах обучения, условия их выбора. Различные подходы к классификации методов обучения в современной дидактике.

3. Средства обучения, их классификация и методика применения в начальной школе.

 

Формы организации обучения младших школьников, их характеристика.

Формы организации обучения – это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и обучающегося, ограниченное во времени и пространстве.

Организационные формы обучения классифицируются по различным критериям:

1. По содержанию выделяют: индивидуальные, групповые, фронтальные.

2. По месту работы выделяют: школьные, внешкольные.

3. По характеру учебной деятельности школьников: репродуктивные, частично-поисковые, исследовательские.

4. По дидактическим целям: лекции, практические, семинары.

При фронтальном обучении учитель управляет учебно-по­знавательной деятельностью всего класса, работающего над еди­ной задачей. Он организует сотрудничество учащихся и опреде­ляет единый для всех темп работы. Однако фрон­тальная работа не учитывает их индивидуальных различий, она ориентирована на среднего ученика.

При групповых формах обучения учитель управляет учебно-познавательной деятельностью групп учащихся класса. Их мож­но подразделить на звеньевые, бригадные, кооперированно-груп­повые и дифференцированно-групповые. Звеньевые формы обуче­ния предполагают организацию учебной деятельности постоянных групп учащихся. При бригадной форме организуется деятельность специально сформированных для выполнения определенных за­даний временных групп учащихся. Кооперированно-групповая форма предполагает деление класса на группы, каждая из кото­рых выполняет лишь часть общего, как правило, объемного зада­ния. Дифференцированно-групповая форма обучения имеет ту осо­бенность, что как постоянные, так и временные группы объединя­ют учащихся с одинаковыми учебными возможностями и одним уровнем сформированности учебных умений и навыков. К груп­повым формам относят также парную работу учащихся. Деятель­ностью учебных групп учитель руководит как непосредственно, так и опосредованно, через своих помощников — звеньевых и бри­гадиров, которых он назначает с учетом мнения учащихся.

Индивидуальное обучение учащихся не предполагает их не­посредственного контакта с другими учениками. С этой целью могут применяться специально разработанные карточки. Если учитель уделяет внимание нескольким ученикам на уроке в то время, ког­да другие работают самостоятельно, такую форму обучения назы­вают индивидуально-групповой.

Исходя из целей образования и по систематичности использо­вания все многообразные организационные формы делят на основ­ные, дополнительные и вспомогательные.

С позиций целостности образовательного процесса основной организационной формой обучения является урок. В нем отражаются преимущества класс­но-урочной системы обучения, которая при массовости охвата уча­щихся обеспечивает организационную четкость и непрерывность учебной работы, экономически выгодна, особенно по сравнению с индивидуальным обучением. Знание учителем индивидуальных особенностей учащихся и учащимися друг друга позволяет с боль­шим эффектом использовать стимулирующее влияние классного коллектива на учебную деятельность каждого ученика. Классно-урочная система обучения, как ни одна другая, предполагает тес­ную связь обязательной учебной и внеучебной (внеурочной) рабо­ты. Наконец, неоспоримым ее преимуществом является возмож­ность в рамках урока органично соединить фронтальные, групповые и индивидуальные формы обучения.

Наряду с уроками учебная работа в школе прово­дится в форме экскурсий. Под экскурсией понимается такая форма организации обучения, при которой учащиеся восприни­мают и усваивают знания путем выхода к месту расположе­ния изучаемых объектов (природы, промышленного производ­ства, исторических памятников) и непосредственного озна­комления с ними.

Экскурсии являются весьма эффективной формой организа­ции учебной работы. В этом отношении они выполняют следую­щие функции:

1. С помощью экскурсий реализуется принцип на­глядности обучения, ибо в процессе их учащиеся, как отмечено выше, непосредственно знакомятся с изучаемыми предметами и явлениями.

2. Экскурсии позволяют повышать уровень научнос­ти обучения и укреплять его связь с жизнью, с практикой.

3. Экскурсии способствуют техническому обучению, так как дают возможность знакомить учащихся с производством, с применением научных знаний в промышленности и сель­ском хозяйстве.

4. Экскурсии играют важную роль в профессио­нальной ориентации учащихся на производственную деятель­ность и в ознакомлении их с трудом работников промышлен­ности и сельского хозяйства.

Факультативные занятия проводятся парал­лельно с изучением обязательных учебных предметов с целью углубления и обогащения знаний учащихся и развития их творческих способностей и дарований. Это оказывает влияние на их содержание. Оно может включать в себя более глубокое изучение отдельных тем или разделов учебной программы по какому-либо предмету, а также содержать новые темы и про­блемы, выходящие за пределы программы. Для этого в помощь учителю составляются специальные программы и создаются учебные пособия по факультативным предметам.

Что же касается организации факультативных занятий, то они могут проводиться в форме обычных уроков, экскурсий, семинаров, дискуссий и т.д.

Но, наряду с обязательными учебными занятиями, вне рамок учебного дня в школах и других учебных заведениях используются разнообразные формы учебной работы, которые носят для учащихся добровольный характер и призваны удовлетворять их разнообразные познава­тельные и творческие запросы. Эти формы добровольных учеб­ных занятий называются внеклассными, или внеурочными. В этом смысле к формам внеклассной учеб­ной работы относятся: предметные кружки, научные общест­ва, олимпиады, конкурсы и др.

Если учебная работа в школе поставлена хорошо, то на занятиях по каж­дому предмету появляются учащиеся, которые стремятся к рас­ширению и обогащению своих знаний, к техническому творче­ству, к проведению опытной работы по биологии и т.д. Это обу­словливает необходимость организации работы предметных кружков. Кружки создаются на добровольных началах.

В последнее время получило распространение создание научных обществ школьников, которые объединяют и координируют работу кружков, проводят массовые мероприятия, посвященные науке и технике, организуют конкурсы и олимпиады по различным отраслям знаний.

Для стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся и развития их творческой состязательности в изучении различных предметов в школах, районах, областях и республиках проводятся олимпиады, конкурсы, организуются выставки детского творчества. Эти формы внеклассной работы заранее планируются, для участия в них отбираются лучшие школьники, что дает большой импульс для развития их способностей и задатков в различных отраслях знаний.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: