Под методами обучения следует понимать способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом.
Дидактические исследования показывают, что классификация методов обучения характеризуются большим разнообразием в зависимости от того, какой подход избирается при их разработке. Укажем на важнейшие из них.
Некоторые дидакты (Е.И. Перовский, Е.Я. Голант, Д.О. Лордкипанидзе и др.) считали, что при классификации методов обучения необходимо учитывать те источники, из которых черпают знания учащиеся. На этой основе они выделяли три группы методов: словесные, наглядные и практические.
Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа.
Рассказ – это повествовательно-сообщающий, или повествовательно-информационный метод изложения знаний, то метод объяснения связан с пояснением, анализом, истолкованием и доказательством различных положений излагаемого материала. Чаще всего он используется при изложении такого учебного материала, который носит описательный характер.
|
|
Беседаявляется диалогическим методом изложения учебного материала. Сущность беседы заключается в том, что учитель путем умело поставленных вопросов побуждает учащихся рассуждать, анализировать изучаемые факты и явления в определенной логической последовательности и самостоятельно подходить к соответствующим теоретическим выводам. Беседа представляет собой вопросно-ответный способ учебной работы по осмыслению нового материала. Этот метод чаще всего применяется тогда, когда изучаемая тема является сравнительно несложной и когда по ней у учащихся имеется определенный запас представлений или жизненных наблюдений, позволяющих осмысливать и усваивать знания эвристическим путем.
Наглядные методы: методы иллюстрации и демонстрации учебных пособий.
Сущность этих методов состоит в том, что в процессе учебной работы учитель использует иллюстрации и демонстрации как наглядное пояснение.
Эффективность применения иллюстраций и демонстраций в значительной мере зависит от умелого сочетания слова и наглядности, от умения учителя вычленять те свойства, которые в большей мере раскрывают сущность изучаемых предметов.
Практические методы: упражнения, лабораторные и практические работы.
Умения и навыки формируются с помощью метода упражнений. Сущность этого метода состоит в том, что учащиеся производят многократные действия, то есть тренируются в применении усвоенного материала на практике и таким путем углубляют свои знания, вырабатывают соответствующие умения и навыки, а также развивают свое мышление и творческие способности.
|
|
В этом смысле можно выделить:
а) устные упражнения;
б) письменные упражнения;
в) выполнение практических заданий по предметам, связанных с проведением измерительных работ, с выработкой умений обращения с механизмами.
Лабораторные работы – это проведение учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, применением инструментов и др. технических приспособлений. Проводятся лабораторные работы в иллюстративном и исследовательском плане.
Практические работы проводятся после изучения крупных разделов, тем и носят обобщающий характер. Они могут проводиться не только в классе, но и за пределами школы (измерения на местности, работа на пришкольном участке).
И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин разрабатывали методы обучения, исходя из характера учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению изучаемым материалом. С этой точки зрения они выделяли следующие методы:
а) объяснительно-иллюстративный: рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрация картин, кино- и диафильмов и т.д.;
б) репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму;
в) проблемный метод;
г) частично-поисковый, или эвристический метод;
д) исследовательский метод.
Использование этих методов базируется на последовательной и целенаправленной постановки проблемных задач, решая которые они под руководством учителя усваивают новые знания.
Проблемное изложение предполагает создание преподавателем проблемной ситуации, помощь учащимся в выделении и построении проблемных задач, использование словесных методов (объяснение, рассказ, лекция) для активизации познавательной деятельности учащихся, направленной на удовлетворение познавательного интереса путем получения новой информации.
Частично-поисковый, или эвристический метод направлен на включение учащихся в поисковую деятельность и предполагает создание проблемной ситуации; постановку проблемных задач; руководство процессом поисковой мыслительной деятельности учащихся с использованием системы проблемных вопросов, ответы на которые опираются на имеющуюся базу знаний, но при этом не содержатся в прежних знаниях учащихся; стимулирование и поощрение познавательной деятельности учащихся в процессе решения учебных задач; анализ успехов и ошибок, трудностей во время решения задач.
Исследовательский метод направлен на включение учащихся в самостоятельную поисковую деятельность, решение познавательных задач с использованием необходимого оборудования. Для эффективности применения этого метода необходимо придерживаться следующих требований: создание проблемной ситуации; руководство учащимися при постановке проблемной задачи; стимулирование учащихся к поиску гипотезы, проверке ее истинности; оказание помощи учащимся в поиске эффективных методов решения поставленной задачи; ориентация учащихся на проведение исследования и систематизация результатов проведенной работы; включение учащихся в самостоятельный анализ хода и результатов исследовательской работы.
Иерархия факторов, влияющих на выбор методов обучения:
· цель обучения.
· уровень обучения, который необходимо достигнуть;
· уровень мотивации обучения;
· реализация принципов и закономерностей обучения;
· объем требований и содержание, которые необходимо реализовать;
· количество и сложность учебного материала;
· уровень подготовленности учащихся;
· активность и интерес учащихся;
· сформированность учебных навыков;
· время обучения;
· материально-технические, организационные условия обучения;
|
|
· применение методов на предыдущих уроках;
· тип и структура занятия;
· взаимоотношения между учителем и учащимися, которые сложились в процессе труда (сотрудничество и авторитарность);
· количество учащихся в классе;
· уровень подготовленности учителя.
Можно выделить общие условия, которые определяют выбор методов обучения: 1) закономерности и принципы обучения; 2) содержание и методы определенной науки вообще и предмета, темы в частности; 3) цели и задачи обучения; 4) учебные возможности школьников (возрастные, уровень подготовленности, особенности классного коллектива); 5) внешние условия (географические, производственное окружение); 6) возможности учителя (опыт, уровень подготовленности).