Средства обучения, их классификация и методика применения в начальной школе

Средства обучения – обязательный элемент оснащения обра­зовательного процесса, составляющий вместе с содержанием образования его информационно-предметную среду.

Средствами обучения на­зывают орудия деятельности учителя и учеников, применяемые ими как по отдельности, так и совместно. Например, демонстрационное оборудование предназначено в основном для учите­ля, а лабораторное — для ученика; а вот традиционные мел и доска могут использоваться ими совместно.

Основные дидактические функции средств обучения:

· компенсаторностпь — то есть облегчение процесса обучения, уменьшение затрат времени, сил и здоровья учителя и учеников;

· информативность — передача необходимой для обучения информации;

· интегративность — рассмотрение изучаемого объекта, явления по частям, в целом;

Классификация средств обучения.

Классификация средств обучения может быть различной в зависимости от положен­ного в ее основу признака, например:

· по отношению к источникам появления — искусственные (приборы, картины, учебники) и естественные (натураль­ные объекты, препараты, гербарии);

· по сложности — простые (образцы, модели, карты) и сложные (видеомагнитофоны, компьютерные сети);

· по способу использования — динамичные (видео) и статичные (слайды);

· по особенностям строения — плоские (карты), объемные (макеты), смешанные (модель Земли), виртуальные (мультимедийные программы);

· по характеру воздействия — визуальные (диаграммы, демонстрационные приборы), аудиальные (магнитофоны, радио) и аудиовизуальные (телевидение, ви­деофильмы);

· по носителю информации — бумажные (учебники, картотеки), магнитооптичес­кие (фильмы), электронные (компьютерные программы), лазерные (CD, DVD);

· по уровням содержания образования — средства обучения на уровне урока (тек­стовый материал и др.), на уровне предмета (учебники), на уровне всего процес­са обучения (учебные кабинеты);

· по отношению к технологическому прогрессу — традиционные (наглядные по­собия, музеи, библиотеки); современные (средства массовой информации, мультимедийные средства обучения, компьютеры), перспективные (вебсайты, ло­кальные и глобальные компьютерные сети).

Рассмотрим деление средств обучения на группы, каждая из которых может, в свою очередь, классифицироваться по перечисленным выше основаниям. К таким группам относятся: натуральные объекты, изображения и отображения, описания предметов и явлений, технические средства обучения.

Натуральные объекты (оригиналы) включают образцы и коллекции минералов, гор­ных пород, чучела животных, гербарии, консервированные влажные препараты, микро­препараты, реактивы.

Изображения и отображения составляют группу, в которую входят модели, муляжи, таблицы, иллюстративные материалы (рисунки, фотоматериалы, картины, портреты), экранно-звуковые средства (диафильмы, серии слайдов, кинофильмы, видео- и звукозаписи).

Описания предметов и явлений условными средствами (слова, знаки, графики) вклю­чают таблицы, схемы, диаграммы, планы, карты, учебные книги (учебники, сборники задач, инструкции для самостоятельных работ, дидактические материалы).

Технические средства обучения (ТСО) — мультимедийные проекторы, диапроекторы, кинопроекторы, телевизоры, видеомагнитофоны, калькуляторы, компьютеры и др.

На эффективность обучения влияет частота использования ТСО. Если оно исполь­зуется редко, то каждое его применение создает у учащихся повышенное эмоциональ­ное возбуждение, мешающее восприятию и освоению учебного материала. Наоборот, частое использование ТСО приводит к потере учащимися интереса к нему, а иногда и к протесту. Использование ТСО не должно продолжаться более 20 минут за занятие.

Методика применения средств обучения в начальной школе.

Независимо от вида средства обучения существуют общие дидактические требования для учителя по подготовке урока с их использованием:

а) проанализировать цели урока, его содержание и логи­ку изучения материала;

б) выделить главные элементы, которые должны быть усво­ены учащимися (факты, гипотезы, законы), выделить те из них, которые нуждают­ся в демонстрации предмета, явления или их изображения;

в) установить, на каком этапе и для какой цели необходимо использование средств обучения;

г) отобрать оптимальные средства обучения, установить их соответствие целям урока;

д) определить методы и приемы, с помощью которых будет обеспечена познава­тельная деятельность учащихся, сформулировать задания.

Методика использования видеоматериалов.

Работа с любым аудиовизуальным сред­ством обучения (экранным пособием) предполагает определенную методику его ис­пользования. Основные этапы этой работы:

1.Определение учителем роли и места пособия в структуре занятия.

2.Подготовка учеников к просмотру материала, формулирование заданий.

3.Просмотр материала.

4.Обсуждение увиденного, выполнение заданий.

На первом этапе, еще до занятия, учитель продумывает цели и структуру занятия, отбирает для показа те видеофрагменты, которые наилучшим образом позволяют до­стигать поставленные цели.

На втором этапе (во время самого занятия) создается эмоциональный и деловой настрой учеников для просмотра видеофрагмента. Если ранее с детьми данные техни­ческие средства не использовались, возможна краткая беседа по объяснению их прин­ципов работы и назначению. Далее дается установка на восприятие отдельных элемен­тов и всего видеофрагмента в целом. Учитель кратко поясняет видеофрагмент, фор­мулирует задание, организующее восприятие материала учениками

Третий этап формирует зрительскую культуру детей, учит их реагированию на уви­денное, позволяет соотнести целевые установки с восприятием информации и собствен­ной мыслительной работой. В это время возможно использование следующих приемов: а) стоп-кадр, во время которого даются комментарии учителя, формулируется и обсуждается вместе с учениками вопрос; б) повторное воспроизведение фрагмента с воз­вращением к поставленному вопросу; в) синхронный комментарий учителем или уче­ником демонстрируемого средства (например, одному из учеников при выключенном звуке предлагается «озвучить» видеоряд).

Четвертый, завершающий этап проходит как обсуждение, дискуссия, ответы на поставленные вопросы. Возможно индивидуальное или групповое выполнение зада­ний с последующим представлением и обсуждением результатов.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Перечислите формы организации обучения, получившие распространение в начальной школе. Какая из форм является основной?

2. Дайте характеристику фронтальной, групповой и индивидуальной формам организации обучения младших школьников.

3. Раскройте понятия «метод обучения» и «прием обучения». Каковы условия их выбора?

4. Раскройте классификацию методов обучения в начальной школе.

5. Какие средства обучения возможно использовать в образовательном процессе начальной школы?

6. Какова методика применения средств обучения в начальных классах?

 

Основная литература

1. Кукушин B.C., Болдырева-Вараксина А.В. Педагогика начального образования. 2005. – 592 с. – Режим доступа: https://knigi.link/obrazovanie-nachalnoe/pedagogika-nachalnogo-obrazovaniya.html

2. Педагогика начального образования. Учебник для вузов / Под ред. С.А.Котовой. – СПб.: Питер, 2017. – 336с. – Режим доступа: https://www.litmir.me/br/?b=602940

3. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2012. – 608 с. – Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/1/0075

4. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 405 с. – Режим доступа: https://nashol.com/2012091266977/pedagogika-nachalnoi-shkoli-podlasii-i-p-2008.html

5. Терминологический словарь-справочник по педагогике начального образования: справочное издание для слушателей программ дополнительного профессионального образования / сост. Л. А. Чередниченко, Л. В. Наумова, А. И. Гавриш. – Симферополь: ИП Хотеева Л.В., 2018. – 143 с.

Дополнительная литература

1. Белкин А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. / А. С. Белкин. – Челябинск, 2004. – 120 с.

2. Бордовская Н.В. Педагогика: учеб. пособие / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2008. – 304 с.

3. Борытко Н.М. Педагогика: учеб. пособие для студентов высш. Учеб. заведений/ Н.М. Борытко, И.А. Соловцева, А.М. Байбаков; под ред Н.М.Борытко. – М.: Изд. центр «Академия», 2007. – 496 с.

4. Введение в педагогическую деятельность: учеб.пособие / А. С. Роботова, Т.В.Леонтьева, И. Г. Шапошникова [и др.] – М., 2004. – 156 с.

5. Гутник И.Ю. Педагогическая диагностика образованности школьников. Учеб. пособие. – СПб.: РГПУ, 2000

6. Загвязинский В. И. Теория обучения и воспитания: Учебник для бакалавров / В.И. Загвязинский. — М.: Издательство Юрайт, 2014. – 314 с.

7. Загвязинский В.И. Педагогика: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. – М.: Академия НИЦ, 2012.

8. Иванов А.В. Портфолио в начальной школе: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013.

9. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2013.

10. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М.: Просвещение, 2014.

11. Кульневич В.С. Воспитательная работа в современной школе. – Воронеж, 2006.

12. Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе – М.: «Академия», 2002

13. Мижериков В.А., Ермоленко В.А. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 268 с.

14. Начальная школа. Требования второго поколения к урокам и внеурочной деятельности / С. П. Казачкова, М.С. Умнова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Планета, 2014.

15. Никитина Н. Н., Кислинская, Н. В. Введение в педагогическую деятельность: теория и практика: учеб.пособие / Н. Н. Никитина, Н. В. Кислинская. – М., 2004. – 152 с.

16. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч. / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2013. 

17. Татарченкова С.С. Урок как педагогический феномен: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2005. – С.304 – 305.

18. Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения / А.В. Хуторской. – Санкт-Петербург: Питер, 2004. – 541 с.

19.Хуторской А.В. Современная дидактика: учеб. для вузов / А. В. Хуторской. – СПб.: Питер, 2001. – 536 с.

20. Шкуричева Н. А. Формирование межличностных отношений первоклассников в адаптационный период: Методические рекомендации / Н. А. Шкуричева. – М., 2008.

21. Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания: Учеб. пособие. – СПб: Питер, 2005.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: