ТЕМА 4.2
ТИПОЛОГИЯ И СТРУКТУРА УРОКОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1. Урок как основная форма организации обучения в начальной школе, его основные признаки и требования.
2. Типология и структура уроков в начальной школе по ФГОС.
Урок как основная форма организации обучения в начальной школе, его основные признаки и требования.
Урок – это основная форма организации обучения. Можно выделить специфические признаки, отличающие урок от других организационных форм обучения:
· постоянная группа учащихся, примерно одного возраста и уровня подготовки;
· класс работает в соответствии с годовым планом и программой;
· учебный процесс осуществляется в виде взаимосвязанных и последовательных уроков, каждый из которых посвящается одному предмету;
· каждый урок посвящается только одному предмету;
· постоянное чередование уроков;
· руководящая роль учителя.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) во главу угла ставит развитие личности ребенка. Данная задача требует от учителя нового подхода к организации процесса обучения. Урок, как и было раньше, остается основной единицей обучающего процесса. Но теперь изменились требования к проведению урока, предложена другая классификация уроков. Специфика системно-деятельностного подхода предполагает и другую структуру урока, которая отличается от привычной, классической схемы.
|
|
Главная методическая цель урока при системно-деятельностном обучении – создание условий для проявления познавательной активности учеников.
Главная методическая цель достигается следующими путями.
– Ход познания – «от учеников». Учитель составляет и обсуждает план урока вместе с учащимися, использует в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.
– Преобразующий характер деятельности обучающихся: наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности. То есть пробудить к мыслительной деятельности, и их планированию.
– Интенсивная самостоятельная деятельность обучающихся, связанная с эмоциональными переживаниями, которая сопровождается эффектом неожиданности. Задания с включением механизма творчества, помощью к поощрениям со стороны учителя. Учитель создает проблемные ситуации – коллизии.
– Коллективный поиск, направляемый учителем (вопросы пробуждающие самостоятельную мысль учеников, предварительные домашние задания). Учитель создает атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса.
– Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.
|
|
– Гибкая структура. Учитель использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъективный опыт обучающихся.
Требования к современному уроку по ФГОС:
– Урок обязан иметь личностно-ориентированный, индивидуальный характер.
– В приоритете самостоятельная работа учеников, а не учителя.
– Осуществляется практический, деятельностный подход.
– Каждый урок направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД): коммуникативных, регулятивных и познавательных.
– Авторитарный стиль общения между учеником и учителем уходит в прошлое. Теперь задача учителя – помогать в освоении новых знаний и направлять учебный процесс.
Способы организации учебного процесса:
– наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
– выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
– выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
– формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;
– включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Итак, что же характерно для современного урока? Цель – готовность к саморазвитию. Она включает в себя:
– умение самостоятельно делать выбор, адекватный своим способностям;
– умение ставить перед собой цель, принимать решения;
– умение самостоятельно находить выход из нестандартной ситуации;
– умение проконтролировать себя, свои собственные действия;
– умение адекватно оценить свои действия, выявить недочёты и скорректировать дальнейшую работу;
– умение согласовывать свою позицию с другими людьми, общаться.
Другими словами, если раньше ребёнок выступал в роли пассивного слушателя, то в соответствии с новыми веяниями, он должен стать исследователем, который умеет сам добывать знания, работая в группе с другими детьми или самостоятельно.