· Мотивационный этап.
· Актуализация знаний и осуществление первичного действия.
· Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения.
· Построение плана по разрешению возникших затруднений (поиск способов разрешения проблемы, выбор оптимальных действий, планирование работы, выработка стратегии).
· Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы.
· Обобщение выявленных затруднений.
· Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу.
· Включение в систему знаний и умений.
· Осуществление рефлексии.
В структуре урока рефлексии четвертый и пятый этап может повторяться в зависимости от сложности выявленных затруднений и их обилия.
Урок систематизации знаний
(общеметодологической направленности)
Цели:
Деятельностная: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.
|
|
Содержательная: научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.
Структура урока систематизации знаний
· Самоопределение.
· Актуализация знаний и фиксирование затруднений.
· Постановка учебной задачи, целей урока.
· Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.
· Реализация выбранного проекта.
· Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.
· Этап рефлексии деятельности.
Урок развивающего контроля
Цели:
Деятельностная: научить детей способам самоконтроля и взаимоконтроля, формировать способности, позволяющие осуществлять контроль.
Содержательная: проверка знания, умений, приобретенных навыков и самопроверка учеников.
Структура урока развивающего контроля
· Мотивационный этап.
· Актуализация знаний и осуществление пробного действия.
· Фиксирование локальных затруднений.
· Создание плана по решению проблемы.
· Реализация на практике выбранного плана.
· Обобщение видов затруднений.
· Осуществление самостоятельной работы и самопроверки с использованием эталонного образца.
· Решение задач творческого уровня.
· Рефлексия деятельности.
Структура ФГОС вводит новое понятие – "учебная ситуация". То есть учитель должен теперь не преподносить готовое знание, а строить на уроках такую ситуацию, в ходе которой дети сами учатся находить предмет изучения, исследовать его, сравнивать с уже имеющимся опытом, формулировать собственное описание.
|
|
Создание учебной ситуации строится с учетом возрастных и психологических особенностей учеников, степени сформированности их УУД, специфики учебного заведения.
Так, если в старших классах можно оперировать уже накопленными знаниями, то в начальной школе учебные ситуации строятся на основе наблюдений, житейского опыта, эмоционального восприятия.
Таким образом, уроки в свете требований ФГОС предполагают основательную реконструкцию учебного процесса. Изменились требования не только к содержанию учебного процесса, но и к результатам образования. Более того, ФГОС предлагает не только новую типологию уроков, но и новую систему реализации внеурочной деятельности. Таким образом, осуществляется комплексный подход в обучении ребенка
В связи с принятием нового ФГОС изменились как требования к современному уроку, так и терминология, которой теперь пользуются педагоги для описания своей деятельности. В первую очередь, изменения отразились на уроке как основной единице образовательного процесса. Типы и виды уроков претерпели ряд изменений, часть из которых имеет принципиальное значение.
В основном это связано с тем, что акцент в образовании перенесен на запрос ученика, его интересы и нужды. Не учитель предписывает содержание материала, а ученик осознает необходимость для него предложенных знаний. Это отражается на форме проведения урока, который неизбежно должен включать в себя создание ситуации осознания обучающимися «недостаточности знаний», которая создает мотивацию для изучения нового материала, а затем создание «учебной ситуации», в рамках которой ученики получают возможность более или менее самостоятельного поиска недостающей информации.
Вопросы для самоконтроля
1. Охарактеризуйте урок как основную форму обучения в начальной школе. Перечислите признаки классно-урочной системы.
2. Какие требования предъявляются к современному уроку в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС?
3. Перечислите типы уроков при традиционном обучении и по ФГОС НОО.
4. Охарактеризуйте структуру урока «открытия нового знания». В чем его отличие от традиционного комбинированного урока?
5. Перечислите структурные этапы уроков других типов (урок рефлексии, урок общеметодологической направленности, урок развивающего контроля).
Основная литература
1. Кукушин B.C., Болдырева-Вараксина А.В. Педагогика начального образования. 2005. – 592 с. – Режим доступа: https://knigi.link/obrazovanie-nachalnoe/pedagogika-nachalnogo-obrazovaniya.html
2. Педагогика начального образования. Учебник для вузов / Под ред. С.А.Котовой. – СПб.: Питер, 2017. – 336с. – Режим доступа: https://www.litmir.me/br/?b=602940
3. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2012. – 608 с. – Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/1/0075
4. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 405 с. – Режим доступа: https://nashol.com/2012091266977/pedagogika-nachalnoi-shkoli-podlasii-i-p-2008.html
5. Терминологический словарь-справочник по педагогике начального образования: справочное издание для слушателей программ дополнительного профессионального образования / сост. Л. А. Чередниченко, Л. В. Наумова, А. И. Гавриш. – Симферополь: ИП Хотеева Л.В., 2018. – 143 с.
Дополнительная литература
1. Бордовская Н.В. Педагогика: учеб. пособие / Н.В. Бордовская, А.А.Реан. – СПб.: Питер, 2008. – 304 с.
2. Борытко Н.М. Педагогика: учеб. пособие для студентов высш. Учеб. заведений/ Н.М. Борытко, И.А. Соловцева, А.М. Байбаков; под ред Н.М.Борытко. – М.: Изд. центр «Академия», 2007. – 496 с.
3. Загвязинский В. И. Теория обучения и воспитания: Учебник для бакалавров / В.И. Загвязинский. — М.: Издательство Юрайт, 2014. – 314 с.
|
|
4. Загвязинский В.И. Педагогика: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. – М.: Академия НИЦ, 2012.
5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2013.
6. Начальная школа. Требования второго поколения к урокам и внеурочной деятельности / С. П. Казачкова, М.С. Умнова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Планета, 2014.
7. Никитина Н. Н., Кислинская, Н. В. Введение в педагогическую деятельность: теория и практика: учеб.пособие / Н. Н. Никитина, Н.В.Кислинская. – М., 2004. – 152 с.
8. Татарченкова С.С. Урок как педагогический феномен: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2005. – С.304 – 305.
9. Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения / А.В. Хуторской. – Санкт-Петербург: Питер, 2004. – 541 с.
10.Хуторской А.В. Современная дидактика: учеб. для вузов / А.В.Хуторской. – СПб.: Питер, 2001. – 536 с.