Каждый урок складывается из определенных элементов (этапов), которые характеризуются различными видами деятельности учителя и учащихся в соответствии со структурой процесса усвоения знаний, умений и навыков. Эти элементы могут выступать в различных сочетаниях, определяя таким образом структуру урока.
Структура урока может быть простой и довольно сложной. Это зависит от содержания учебного материала, от дидактической цели урока, возрастных особенностей учащихся и особенностей класса как коллектива. Многообразие структур уроков предполагает разнообразие и их типов.
Наиболее разработанной и используемой на практике является классификация, предложенная Б.П. Есиповым, в основание которой положены ведущая дидактическая цель и место урока в системе уроков и других форм организации обучения. Выделены несколько типов уроков:
– комбинированные, или смешанные, уроки,
– уроки по ознакомлению с новыми фактами, конкретными явлениями или имеющие целью осмысление и усвоение обобщений,
|
|
– уроки закрепления и повторения знаний,
– уроки, имеющие основной целью обобщение и систематизацию изученного, уроки выработки и закрепления умений и навыков,
– уроки проверки знаний и разбора проверочных работ.
Рассмотрим, какие типы уроков по ФГОС предложены в методике, в чем их предназначение и какие виды и формы предлагают нам новые требования.
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить в четыре группы:
1) Уроки «открытия» нового знания;
2) Уроки отработки умений и рефлексии;
3) Уроки общеметодологической направленности;
4) Уроки развивающего контроля.
Сформулируем основные цели и пути их достижения для урока каждого типа
Урок «открытия» нового знания
(развернутая структура)
1.Организационный момент (1-2 минуты).
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу»
• у учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность;
• включение детей в деятельность;
• выделение содержательной области.
Приёмы работы:
• учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте);
• учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются;
• девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);
• самопроверка домашнего задания по образцу.
II. Актуализация знаний (4-5 минут).
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося
|
|
2. Возникновение проблемной ситуации.
• актуализация ЗУН и мыслительных операций
(внимания, памяти, речи);
• создание проблемной ситуации;
• выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели урока.
III. Постановка учебной задачи ( 4-5 мин ).
Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»);
проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.
IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения) ( 7-8 мин ).
Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения.
• Способы: диалог, групповая или парная работа.
• Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.
• Организация самостоятельной исследовательской деятельности.
• Выведение алгоритма.
V. Первичное закрепление ( 4-5 минут ).
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
• Способы: фронтальная работа, работа в парах;
• Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.
• выполнение заданий с проговариванием в громкой речи
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль ( 4-5 минут ).
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
• Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий).
• Выполняется письменно.
• Методы: самоконтроль, самооценка.
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение ( 7-8 минут ).
• Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие.
• Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.
VIII.Рефлексия деятельности (итог урока) ( 2-3 минуты ).
Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
• Вопросы:
- Какую задачу ставили?
- Удалось решить поставленную задачу?
- Каким способом?
- Какие получили результаты?
- Что нужно сделать ещё?
- Где можно применить новые знания?
Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
(краткая структура)
Цели:
Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.
Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.
Структура урока обретения новых знаний
· Мотивационный этап.
· Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия
· Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия
· Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.
· Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит "открытие" нового знания.
· Первичное закрепление нового знания.
· Самостоятельная работа и проверка по эталону.
· Включение в систему знаний и умений.
· Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.
Урок рефлексии
Цели:
Деятельностная: формировать у учеников способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа, научить детей находить причину своих затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений, научить самоанализу действий и способам нахождения разрешения конфликта.
Содержательная: закрепить усвоенные знания, понятия, способы действия и скорректировать при необходимости.
|
|