Первая из них состоит в том, что из-за поражения слуха объем внешних воздействий на глухого ребенка ограничен, взаимодействие со средой обеднено, общение с окружающими людьми затруднено, в то время как необходимым условием успешного психического развития всякого ребенка является значительное возрастание количества, разнообразия и сложности внешних воздействий.
Вследствие этого ограничения психическая деятельность такого ребенка упрощается, реакции на внешние воздействия становятся менее сложными и разнообразными, формирующаяся система межфункциональных взаимодействий изменена. Компоненты психики у ребенка с нарушенным слухом развиваются в иных по сравнению со слышащими детьми пропорциях: наблюдается несоразмерность в развитии наглядно-образного и словесно-логического мышления (превалирует первое); письменная речь в обеих формах – импрессивной (чтение) и экспрессивной (письмо) – приобретает большую роль по сравнению с устной.
Вторая закономерность – отличия в темпе психического развития у детей с нарушениями слуха по сравнению с нормально слышащими детьми.
|
|
Различия в психической деятельности между слышащим и глухим ребенком, незначительные на начальных этапах онтогенеза, возрастают в течение последующего времени. Так происходит до определенного этапа, когда вследствие систематического сурдопедагогического воздействия различия перестают нарастать и даже уменьшаются. Чем благоприятнее условия, тем быстрее и значительнее сближается развитие ребенка с нарушенным слухом с развитием нормально слышащего ребенка.
наглядный образный мышление слабослышащий ребенок
Констатирующий эксперимент и его анализ
Организация и методики экспериментального исследования
В данной работе проводился констатирующий эксперимент для детей 5-6 летнего возраста с нормальным развитием и детей с нарушенным слухом.
Цель: Выявить особенности развития наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста с нарушенным слухом.
Задачи: 1. Изучить особенности наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста с нарушенным слухом.
2. Провести констатирующий эксперимент, с целью выявления особенностей наглядно-образного мышления детей с нарушенным слухом, по сравнению с нормальными детьми.
3. Провести анализ результатов констатирующего эксперимента.
4. Сформулировать методические рекомендации по развитию наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста с нарушенным слухом.
Гипотеза: у детей дошкольного возраста с нарушенным слухом имеются различия в сформированности наглядно-образного мышления по сравнению с нормальными детьми их возраста.
|
|
Экспериментальное исследование проводилось на базе ДОУ комбинированного вида №194 в группе "Яблонька". Всего было обследовано 30 испытуемых, из которых составили контрольную группу 15 детей в норме, а экспериментальную – 15 детей с нарушенным слухом.
Методики экспериментального исследования.
Для выявления особенностей наглядно-образного мышления у детей с нарушениями слуха был проведен анализ качества выполнения тестовых заданий детьми в норме и детьми с нарушениями слуха. Были использованы 2 методики для оценки уровня развития наглядно-образного мышления:
3. Методика "Что здесь лишнее?"
4. Методика "Раздели на группы".
Методика "Что здесь лишнее?" - Эта методика предназначена для детей от 5 до 6 лет. Она призвана исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка. В методике детям предлагается серия картинок (Приложение 1), на которых представлены разные предметы.
Озвучивается следующая инструкция: "На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и, почему является лишним".
Исследование проводится с каждым ребенком индивидуально. На решение задачи отводится 3 минуты.
Оценка результатов: Оценки даются в баллах в зависимости от скорости и качества (точности) выполнения задания.
Методика "Раздели на группы" - Рассчитана на детей в возрасте от 5 до 6 лет.
Цель данной методики – оценка образно-логического мышления ребенка Ему показывают картинку (Приложение 2), и предлагают следующее задание: "Внимательно посмотри на картинку и раздели представленные на ней фигуры на как можно большее число групп. В каждую такую группу должны входить фигуры, выделяемые по одному общему для них признаку. Назови все фигуры, входящие в каждую из выделенных групп, и тот признак, по которому они выделены"
Исследование проводится с каждым ребенком индивидуально. На выполнение всего задания отводится 3 мин.
Оценка результатов: Оценки даются в баллах в зависимости от скорости и качества (точности) выполнения задания.
Анализ полученных данных
Контрольная группа.
№ | ФИО | Возраст | Пол | Норма | Результаты по тесту "Что здесь лишнее?" | Результаты по тесту "Раздели на группы" |
1 | Оля С. | 5 лет | Ж | + | 8 баллов | 6 баллов |
2 | Даша П. | 5,5 лет | Ж | + | 7 баллов | 7 баллов |
3 | Света К. | 5,2 лет | Ж | + | 8 баллов | 7 баллов |
4 | Егор Д. | 6 лет | М | + | 8 баллов | 6 баллов |
5 | Сева Т. | 6 лет | М | + | 7 баллов | 6 баллов |
6 | Оля И. | 5 лет | Ж | + | 9 баллов | 8 баллов |
7 | Равиль И. | 5,4 лет | М | + | 6 баллов | 5 баллов |
8 | Данил К. | 5 лет | М | + | 7 баллов | 5 баллов |
9 | Никита Г | 5,8 лет | М | + | 7 баллов | 7 баллов |
10 | Таня А. | 6 лет | Ж | + | 9 баллов | 8 баллов |
11 | Наташа Н. | 5,9 лет | Ж | + | 6 баллов | 7 баллов |
12 | Женя Д. | 5 лет | М | + | 7 баллов | 6 баллов |
13 | Андрей П. | 5,3 | М | + | 9 баллов | 8 баллов |
14 | Сергей Ив. | 5,3 лет | М | + | 7 баллов | 7 баллов |
15 | Алина Т. | 6 лет | Ж | + | 8 баллов | 7 баллов |
Средний балл | 7,4 | 6,7 |
Таким образом, исходя из вышеперечисленных показателей характеристик мышления, можно сделать вывод о том, что у детей 5-6 лет с нормой в психическом развитии наблюдается средний и высокий уровень развития наглядно-образного мышления.