В психическом развитии детей с нарушенным слухом выделяют две характерные закономерности

Первая из них состоит в том, что из-за поражения слуха объем внешних воздействий на глухого ребенка ограничен, взаимодействие со средой обеднено, общение с окружающими людьми затруднено, в то время как необходимым условием успешного психического развития всякого ребенка является значительное возрастание количества, разнообразия и сложности внешних воздействий.

Вследствие этого ограничения психическая деятельность такого ребенка упрощается, реакции на внешние воздействия становятся менее сложными и разнообразными, формирующаяся система межфункциональных взаимодействий изменена. Компоненты психики у ребенка с нарушенным слухом развиваются в иных по сравнению со слышащими детьми пропорциях: наблюдается несоразмерность в развитии наглядно-образного и словесно-логического мышления (превалирует первое); письменная речь в обеих формах – импрессивной (чтение) и экспрессивной (письмо) – приобретает большую роль по сравнению с устной.

Вторая закономерность – отличия в темпе психического развития у детей с нарушениями слуха по сравнению с нормально слышащими детьми.

Различия в психической деятельности между слышащим и глухим ребенком, незначительные на начальных этапах онтогенеза, возрастают в течение последующего времени. Так происходит до определенного этапа, когда вследствие систематического сурдопедагогического воздействия различия перестают нарастать и даже уменьшаются. Чем благоприятнее условия, тем быстрее и значительнее сближается развитие ребенка с нарушенным слухом с развитием нормально слышащего ребенка.

наглядный образный мышление слабослышащий ребенок



Констатирующий эксперимент и его анализ

Организация и методики экспериментального исследования

 

В данной работе проводился констатирующий эксперимент для детей 5-6 летнего возраста с нормальным развитием и детей с нарушенным слухом.

Цель: Выявить особенности развития наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста с нарушенным слухом.

Задачи: 1. Изучить особенности наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста с нарушенным слухом.

2. Провести констатирующий эксперимент, с целью выявления особенностей наглядно-образного мышления детей с нарушенным слухом, по сравнению с нормальными детьми.

3. Провести анализ результатов констатирующего эксперимента.

4. Сформулировать методические рекомендации по развитию наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста с нарушенным слухом.

Гипотеза: у детей дошкольного возраста с нарушенным слухом имеются различия в сформированности наглядно-образного мышления по сравнению с нормальными детьми их возраста.

Экспериментальное исследование проводилось на базе ДОУ комбинированного вида №194 в группе "Яблонька". Всего было обследовано 30 испытуемых, из которых составили контрольную группу 15 детей в норме, а экспериментальную – 15 детей с нарушенным слухом.

Методики экспериментального исследования.

Для выявления особенностей наглядно-образного мышления у детей с нарушениями слуха был проведен анализ качества выполнения тестовых заданий детьми в норме и детьми с нарушениями слуха. Были использованы 2 методики для оценки уровня развития наглядно-образного мышления:

3. Методика "Что здесь лишнее?"

4. Методика "Раздели на группы".

Методика "Что здесь лишнее?" - Эта методика предназначена для детей от 5 до 6 лет. Она призвана исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка. В методике детям предлагается серия картинок (Приложение 1), на которых представлены разные предметы.

Озвучивается следующая инструкция: "На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и, почему является лишним".

Исследование проводится с каждым ребенком индивидуально. На решение задачи отводится 3 минуты.

Оценка результатов: Оценки даются в баллах в зависимости от скорости и качества (точности) выполнения задания.

Методика "Раздели на группы" - Рассчитана на детей в возрасте от 5 до 6 лет.

Цель данной методики – оценка образно-логического мышления ребенка Ему показывают картинку (Приложение 2), и предлагают следующее задание: "Внимательно посмотри на картинку и раздели представленные на ней фигуры на как можно большее число групп. В каждую такую группу должны входить фигуры, выделяемые по одному общему для них признаку. Назови все фигуры, входящие в каждую из выделенных групп, и тот признак, по которому они выделены"

Исследование проводится с каждым ребенком индивидуально. На выполнение всего задания отводится 3 мин.

Оценка результатов: Оценки даются в баллах в зависимости от скорости и качества (точности) выполнения задания.

 



Анализ полученных данных

Контрольная группа.

ФИО Возраст Пол Норма Результаты по тесту "Что здесь лишнее?" Результаты по тесту "Раздели на группы"
1 Оля С. 5 лет Ж + 8 баллов 6 баллов
2 Даша П. 5,5 лет Ж + 7 баллов 7 баллов
3 Света К. 5,2 лет Ж + 8 баллов 7 баллов
4 Егор Д. 6 лет М + 8 баллов 6 баллов
5 Сева Т. 6 лет М + 7 баллов 6 баллов
6 Оля И. 5 лет Ж + 9 баллов 8 баллов
7 Равиль И. 5,4 лет М + 6 баллов 5 баллов
8 Данил К. 5 лет М + 7 баллов 5 баллов
9 Никита Г 5,8 лет М + 7 баллов 7 баллов
10 Таня А. 6 лет Ж + 9 баллов 8 баллов
11 Наташа Н. 5,9 лет Ж + 6 баллов 7 баллов
12 Женя Д. 5 лет М + 7 баллов 6 баллов
13 Андрей П. 5,3 М + 9 баллов 8 баллов
14 Сергей Ив. 5,3 лет М + 7 баллов 7 баллов
15 Алина Т. 6 лет Ж + 8 баллов 7 баллов
  Средний балл       7,4 6,7

 

Таким образом, исходя из вышеперечисленных показателей характеристик мышления, можно сделать вывод о том, что у детей 5-6 лет с нормой в психическом развитии наблюдается средний и высокий уровень развития наглядно-образного мышления.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: