Критика подхода «СПР» и альтернативные пути изучения фирм и отраслей. Чикагская школа и ее представители

В мировой экономической науке существует два подхода к изучению отраслевой организации экономики: подход с точки зрения парадигмы «структура - поведение - результат» и подход с точки зрения теории цен.

В зависимости от того, что общество может ожидать от производителей товаров и услуг исходит парадигма существования эффективных отраслевых рынков (т.е. совокупность подходов к источникам, движущим силам, целям и результатам развития объекта). само же понятие результативности функционирования эффективных отраслевых рынков достаточно многогранно и включает в себя достижение определенных целей, таких как:

. В зависимости от потребностей общества производитель принимает решение производить продукцию в определенных объемах и с использованием определенной технологии. Данное решение должно быть эффективным как с позиции расходования ресурсов, так и с позиции потребностей развития общества.

. Развитие производства должно быть прогрессивным, т.е. сопровождаться экономией факторов производства и при этом выпуск продукции должен возрастать, причем качество продукции также должно расти.

. Деятельность производителей должна способствовать полному использованию ресурсов, особенно трудовых.

. Разумная стабильность цен на товары и услуги и ограничение инфляции должны сопровождаться социально справедливым распределением доходов. Если это условие не соблюдается, то может возрасти социальная нестабильность в обществе.

Чтобы достигнуть поставленные цели, необходимо обращаться к фундаментальным ценностям, не забывая при этом о том, что могут возникнуть трудности в методологии и измерения степени достижения целей.

Парадигма, связывающая структуру, поведение и результативность рыночных структур, приведена на рис. 1 [1, с. 28].

 

Рис. 1. Парадигма «Структура - поведение - результативность» (корректированная)

 

Базовыми условиями выступают факторы рыночного предложения и спроса. Данные факторы образуют конъюнктуру рынка.

Структура рынка как системное явление, включает в себя ряд факторов, таких как вертикальная интеграция и диверсификацию производства фирм (конгломеративность).

Поведение фирм характеризуется такими факторами, как: ценовая и продуктовая стратегии, реклама, исследования и разработки, инновации и инвестиции, система правового регулирования и т.д.

Результативность, содержание и критерии которой упомянуты выше, выступает как комплексная оценка в парадигме «структура - поведение - результативность». Предметом ее исследования являются причинные связи, указанные сплошными вертикальными стрелками, хотя и вертикальные восходящие связи могут существенно влиять на структуру и базовые условия.

Следовательно, основная идея парадигмы СПР выражается в том, что результативность функционирования отрасли определяется поведением как производителей, так и покупателей. Поведение же производителей и покупателей зависит от структуры рынка.

А вот структура рынка зависит от базовых условий, то есть от факторов, которые воздействуют на отраслевой рынок как со стороны спроса, так и со стороны предложения. Внешние условия также влияют на структуру рынка.

Таким образом, данный подход связан с проектированием модели совершенной конкуренции, разработкой основных черт конкурентного рынка. Монополия в таком видении понимается как противоположность свободной конкуренции; как структура, которая снижает эффективность рыночной экономики. При таком прочтении доминирует представление о том, что совершенная конкуренция должна составлять цель конкурентной политики.

Альтернативными теориями структуралистскому подходу является теория квазиконкурентных рынков У. Баумоля, Дж. Панзара и Р. Виллига [5, с. 167].

Квазимонопольные рынки характеризуются наличием монопольной власти. При этом, уровень концентрации продавцов низок. (как правило, такие рынки возникают в результате доминирования одного из продавцов или вступления продавцов в сговор). В центре исследования таких рынков лежит выявление причин и процессов, способствующих появлению монопольной власти.

Теория квазиконкурентных рынков исследует рынки, которые характеризуются небольшим числом фирм. Вход для новых конкурентов свободен. Данная теория исследует связь между наличием барьеров входа и поведением существующих в отрасли фирм.

Еще одним альтернативным направлением теории структуралистского подхода являются исследования на основе применения результатов теории трансакционных издержек (Р. Коуз).

Согласно этой теории издержки, которые ограничивают возможности ценовой конкуренции между фирмами, воздействуя этим на рыночную структуру, называются трансакционными издержками.

Дальнейшие исследования динамики рынка выявили многообразие рыночных процессов, разноплановость конкурентных действий, послужило концептуальной основой новой теории конкуренции - «новой индустриальной экономики» Дж. Гэлбрейт [1, с. 67]. Согласно данной теории в основе процесса постоянных преобразований лежит эволюционное обновление общества, его спонтанная трансформация. В данной теории основное внимание концентрируется на социально-экономических изменениях. В данной теории раскрываются механизмы изменений, объясняется их динамика и выявляются рычаги воздействия. Главным институтом в индустриальной структуре считается корпорация, как наиболее развитая организационная форма предприятия.

В добавлении к «новой индустриальной экономике» в 1990-е годы появилась теория конкуренции на основе преимуществ ресурсов, основоположником которой считается С. Хант. В основе данной теории лежит стремление к особому неравновесному состоянию, которое является основой роста экономики.

В конце ХХ века начинает развиваться еще один альтернативный подход к анализу конкурентных взаимодействий на отраслевых рынках. Это «концепция границ Дж. Саттон. Согласно данной теории невозможно определить однозначную зависимость между уровнем конкуренции в отрасли и величиной отраслевой прибыли предприятий, исходя из сложных конфигураций рынков современной экономики.

Еще одной альтернативной теорией является - теория добросовестной конкуренции М. Портера. По его мнению, единицей конкуренции является отрасль, понимаемая как группа предприятий, которые производят продукты, близкие по своим свойствам и функциональному назначению. Границы отрасли изначально нечетки и уточняются в процессе решения конкретных задач исследования. М. Портер предлагает модель «пяти сил» конкуренции, от которых зависит уровень и состояние конкуренции в любой из отраслей экономики. Совокупное воздействие этих сил определяет уровень прибыльности отрасли и ее перспективы для вложения капиталов. М. Портер расширяет понятие конкуренции дальше зоны активности конкурентов: «Потребители, поставщики, субституты, потенциальные участники - все это «конкуренты» для компаний отрасли, которые могут быть более или менее влиятельными в зависимости от конкретных обстоятельств. Конкуренция в таком широком смысле может быть определена как расширенное соперничество» [5, с. 140].

Э. Гроув дополнил теорию М. Портера понятием «стратегически переломных моментов». По его мнению, в процессе развития возникают такие точки перегиба, когда соотношение сил меняется: старая структура, старые способы ведения бизнеса и старые модели конкуренции уступают место новым.

В современном мире конкурентная политика приобретает международный характер. Дальнейшее развитие теория морфологии (строения) рынка получила в работах Джеймса Мура. По его мнению, движущей силой экономики является не только традиционная конкуренция, но и сотрудничество.

Основоположником чикагской школы в экономике отраслевых рынков является Дж. Стиглер.

Данная школа является чисто теоретическим направлением в экономике отраслевых рынков. Для исследования поведения фирм и организации рынка данная школа использует методы макроэкономического анализа и теорию игр.

Одним из основных направлений в чикагской школе является исследование проблем экономического выбора на основе теории цен. Следовательно, основным предметом исследования в чикагской школе являются закономерности принятия решений.

А основной вопрос, который рассматривают представители данной школы, это исследование воздействия отраслевой политики на структуру рынка и поведение рыночных субъектов. При рассмотрении данного вопроса проводится как теоретический анализ, так и эмпирическая проверка полученных результатов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: