Отношения с пациентами

Этот чрезвычайно важный психологический фактор и для пациентов, и для медперсонала практически никогда не становился предметом отдельного внимания психологов. Однако, как нам кажется, суть проблемы состоит не только в психологических механизмах взаимодействия, но и в менталитете, точнее, в отношении к больному человеку. А именно, концентрация на болезни, а не на человеке. В реальности это выражается в том, что больной человек воспринимается чаще всего как неполноценный, или как капризный ребенок, требующий к себе повышенного внимания. Данная ситуация осложняется тем, что пациенты, во-первых, находятся в кризисной ситуации – их личное пространство ограничено кроватью, они находятся в кругу чужих людей, испытывают разного рода телесный и психологический дискомфорт. Во-вторых, они не являются «партнерами» в общении с медсестрами, так как находятся в полной от них зависимости. По этой причине они либо нарочито много требуют, либо бояться попросить даже необходимое, чтобы не навлекать неудовольствие медперсонала.

В конечном счете, проблема заключается в следующем: у пациентов есть некоторые ожидания (или требования) к качеству ухода за ними со стороны медперсонала, а медперсонал чаще всего не принимает такие ожидания, воспринимая их как «претензии» или «капризы». То есть имеет место некоторая нестыковка в «психологическом образе медсестры», который присутствует у пациентов и в «психологическом образе медсестры», который сама медсестра считает наиболее правильным и в соответствие с которым сознательно или бессознательно и действует. Основное внимание обращено на деятельность медицинских сестер, так как именно они большую часть времени своего рабочего времени проводят с больными, непосредственно занимаясь выполнением лечебных процедур и уходом.

Поскольку мы только начинаем исследование на эту тему, мы не можем предложить конкретный способ решения этой проблемы. Но общая идея, как нам кажется, должна заключаться в постепенном приведении в соответствие этих образов с помощью психологической работы как с пациентами, так и с медперсоналом.

Кроме общей проблемы отношений с пациентами вообще, существует и более частная проблема. Это привязанность к пациентам. Случаи, когда медсестра по человечески симпатизирует кому-то из пациентов, особенно часты в тех отделениях, где люди находятся подолгу, или в хосписах, которые для некоторых пациентов становятся домом. Смерть такого пациента, с которым сложились дружеские отношения, может очень сильно психологически травмировать медсестру, и в такой ситуации может потребоваться индивидуальная психологическая помощь.

 

Методы психологической помощи медицинскому персоналу

Практическая ценность работы может заключаться в воплощении предложенного нами подхода как в процессе обучения и подготовки будущего медицинского персонала, так и для психологического сопровождения уже работающих врачей и медицинских сестер.

Психологическое сопровождение работающих врачей и медсестер, учитывающее и степень их психологической пригодности к специальности, и степень проработанности у них экзистенциальной проблематики, даст возможность создать корректную программу психологической помощи. Данная программа, должна решать несколько задач.

1. Информационная задача. Повышение общей психологической грамотности медицинского персонала. Эта задача может решаться в виде семинарских или лекционных занятий, посвященных психологическим аспектам того или иного заболевания, особенностей поведения больного человека, особенностей переживания его родных и близких.

2. Задача личностной психологической проработки. Эта задача может решаться в виде целевых тренинговых программ, направленных на развитие навыков адаптации к рабочим ситуациям, на осмысление экзистенциальных проблем, актуализирующихся в процессе работы. А также в виде регулярных групп поддержки («Балинтовские группы»), где обсуждались бы психологически проблемные рабочие ситуации. Кроме того, возможна и индивидуальная работа в форме психотерапевтических консультаций.

Психологическое сопровождение студентов медицинских вузов и медицинских училищ может осуществляться через выполнение следующих задач.

1. Информационная задача. Может решаться в виде спецкурсов по психологии, посвященных психологическим аспектам того или иного заболевания, особенностей поведения больного человека, особенностей переживания его родных и близких, а также психологическим аспектам профессиональной работы в той или иной области (например, в хосписе или реанимационном отделении).

2. Задача личностной психологической проработки. Эта задача может решаться в виде тренинговых программ, направленных на развитие навыков адаптации к возможным экстремальным рабочим ситуациям, на индивидуальное осмысление экзистенциальных проблем. Здесь возможна как индивидуальная, так и групповая форма работы.

3. Задача выяснения психологической пригодности учащихся к той области деятельности, в которой они хотят работать.

Психологическая непригодность, выявленная еще в процессе обучения с одной стороны, дает возможность и время студенту переориентироваться на менее экстремальные области медицины, а, с другой стороны, дает возможность на личностную проработку и развитие необходимых свойств и адаптационных механизмов.

Улучшение личного психологического состояния врачей и медсестер, подготовка психологически грамотных молодых специалистов поможет избавиться в дальнейшем от многих проблем в коллективах, и в отношении медицинского персонала к больным и их родственникам.

 

 

Заключение

Рассмотрев деятельность психолога в хосписе, можно заключить, что он играет не меньшую роль, чем медицинские и социальные работники. В таких учреждениях, как хоспис, психологические аспекты умирающего человека приобретают, возможно, даже большую значимость, чем его болезненные симптомы. Увидев и рассмотрев специфику психологического сопровождения неизлечимо больного, встаёт вопрос о необходимости специальной подготовки специалистов для этой должности. Сфера паллиативной помощи неизлечимо больных, как для психолога, так и для других специалистов является очень специфичной, поэтому психологу-консультанту необходима особая профессиональная подготовка, резко отличающаяся от других направлений психологической работы.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: